Штурманское обеспечение полетов организуется в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса РФ и Федеральных авиационных правил и осуществляется на всех этапах производства полетов.
Штурманское обеспечение полетов представляет комплекс мероприятий, проводимых штурманской службой в целях достижения высокой точности, надежности и безопасности навигации, успешного решения задач авиационной деятельности и безопасности полетов в штурманском отношении.
Основными задачами штурманского обеспечения полетов считать совершенствование теоретических знаний и поддержание практических навыков летного состава и лиц группы руководства полетами в воздушной навигации на уровне, обеспечивающем высокую степень безопасности полетов в штурманском отношении.
Основой штурманского обеспечения полетов является штурманская подготовка к полетам летного состава и лиц группы руководства полетами при проведении общей, предварительной и предполетной штурманской подготовки.
Основные усилия в штурманской подготовке направить на:
высокую организацию и качество проведения штурманской подготовки летного состава и лиц группы руководства полетами;
исключение случаев потери ориентировки в полете, опасных сближений и столкновений с другими ВС, земной поверхностью и препятствиями на ней, вынужденных посадок из-за полной выработки топлива, попадания в опасные и запретные зоны, зоны с опасными явлениями погоды;
глубокий анализ и объективность оценки состояния штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов.
В ходе штурманской подготовки обеспечить:
действенный контроль готовности к полетам в штурманском отношении с целью исключения выпуска в полет неподготовленных экипажей;
|
знание основополагающих документов по организации, подготовке и выполнению полетов и обеспечению их безопасности;
знание района полетов, инструкций по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения (на весь район полетов), порядка производства полетов в районах аэроузлов, аэродромов, проведения полетов в районах выброски парашютистов (площадках десантирования);
знание и умение летного состава в выполнении инженерно-штурманского расчета полета и составлению штурманского плана полета;
изучение и комплексное использование средств воздушной навигации и радиотехнического обеспечения полетов;
знание летным составом порядка расчета значений минимальных безопасных высот полета ниже нижнего эшелона (минимального безопасного эшелона), порядка использования значений минимальных безопасных высот в ходе снижения на малые и предельно малые высоты;
подготовку к выполнению полетов в северных широтах, приграничных районах, нейтральных водах и над безориентирной местностью, а также к полетам на максимальную дальность и продолжительность;
штурманскую подготовку к выполнению десантирования как одиночно, так и в составе групп большой формации;
знание правил восстановления ориентировки и оказания помощи экипажам, попавшим в условия, не предусмотренные заданием на полет.
В ходе штурманской подготовки к международным полетам дополнительно предусмотреть:
изучение правил пролета государственной границы РФ;
|
изучение правил полетов в воздушном пространстве иностранных государств, опубликованных в сборниках АНИ;
изучение инструкции по производству полетов на международной воздушной линии;
изучение маршрута полета и схем маневрирования в районах аэродромов по аэронавигационным картам и сборникам АНИ (планшетам);
изучение системы организации УВД в воздушном пространстве иностранных государств;
изучение порядка использования иностранных РТС;
ознакомление с климатическими особенностями иностранного государства.
В ходе штурманской подготовки к полетам по выполнению авиационных работ дополнительно предусмотреть:
изучение специальных инструкций и руководств, регламентирующих организацию и выполнение полетов по каждому виду авиационных работ;
детальное изучение района полетов, характерных ориентиров и рельефа местности, особенно в приграничных районах;
изучение особенностей ведения визуальной ориентировки при полетах на малых и предельно малых высотах;
отработку навыков расчета в уме;
выбор и прокладку маршрута с учетом запретов и ограничений, сети МВЛ II категории и расположения искусственных препятствий;
знание экипажем (пилотом) аэронавигационной обстановки и особенностей местности по маршруту и в районе полетов;
знание района предстоящей посадки и умение безошибочно опознавать с воздуха характерные ориентиры в районе пункта посадки.
В ходе штурманской подготовки к поисково-спасательным полетам дополнительно предусмотреть:
изучение специальных инструкций, руководств по организации и проведению поисково-спасательных работ;
детальное изучение районов поисково-спасательного обеспечения, характерных ориентиров и рельефа местности;
изучение особенностей ведения визуальной ориентировки;
изучение различных методов поиска и использование для этих целей бортовых и наземных радиотехнических средств;
знание экипажем навигационной обстановки в районе поиска.
Контроль штурманской подготовки летного состава и группы руководства полетами возлагается на старшего штурмана (штурмана) авиационной организации. При отсутствии в АО штатного штурмана, решением руководителя АО, его обязанности возлагаются на заместителя руководителя АО.