Правовые и нормативные основы безопасности труда. Структура и виды стандартов безопасности труда Госстандарта России




Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ст. 209 ТК РФ). Задачи:

  • создание системы законодательных и нормативных правовых актов в области охраны труда;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативно правовых актов;
  • оценка и анализ условий и безопасности труда, которые выявляет аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • анализ состояния травматизма и заболеваемости, расследование и учёт несчастных случаев на производстве;
  • обучение и инструктирование работающих правилам и требованиям безопасности;
  • разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда.

Законодательство РФ о труде и об охране труда. Основной спецификой законодательства РФ в области охраны труда является то, что централизованные нормы трудового законодательства устанавливают необходимый минимум правовых мер по охране труда, а в конкретных соглашениях и договорах этот минимум конкретизируется. Законодательство о труде и об ОТ имеет развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, регулирует отношение работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. Законодательство об ОТ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области ОТ между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области ОТ и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Законодательство РФ о труде и об ОТ основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов (ФЗ) и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В перечень основных законодательных актов РФ входят:

  • Конституция РФ(от 12.12.1993);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001г. №197-ФЗ);
  • №125-ФЗ «Об обязательном социальном и пенсионном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (от 24.07.1998г.);
  • №17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (от 10.01.2003г.);
  • №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997г);
  • №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 08.08.2001г.);
  • №52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения». Статьи 25-27, 34, 55 (от 30.03.1991г.);
  • №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (от 21.12.1994г.);
  • №184-ФЗ «О техническом регулировании» (от 06.10.1999г.);
  • №14-ФЗ «Гражданский Кодекс РФ» (от 26.01.1996г.);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 20.12.2001г.);
  • Уголовный Кодекс РФ (от 13.06.1996г.№63-ФЗ).

В субъектах РФ законодательство о труде и об ОТ составляют Конституции или Уставы субъектов РФ, законы об ОТ, о социальном партнёрстве, об организации местного самоуправления, об объединениях работодателей. Подзаконные, иные нормативные правовые акты по охране труда. В соответствии с государственными нормативными требованиями ОТ, содержащимися в ФЗ и иных нормативных актах РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об ОТ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. К иным нормативным правовым актам РФ, регулирующим трудовые отношения, включая условия и ОТ, относятся подзаконные акты. К ним относятся указы и распоряжения Президента РФ. Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопросы ОТ, составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области ОТ реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области условий и ОТ, составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития. К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применении действующего законодательства об условиях и ОТ, положения, правила, инструкции. Каждый из нормативных правовых актов направлен на регулирование конкретных аспектов создания надлежащих условий и ОТ. Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами на территории РФ действуют также нормы, регулирующие условия и ОТ, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами РФ; законодательные акты, регулирующие условия и ОТ субъектов РФ. Особое место в регулировании условий и ОТ занимают локальные правовые акты, к которым относятся в первую очередь Инструкции по Охране Труда (ИОТ), коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка. Требования ОТ обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства, труда. Постановлением Правительства РФ № 399 от 23.05.2000 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования ОТ» установлено, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по ОТ, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: 1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) — утверждает Минтруд России; 2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) — утверждаются Федеральными органами исполнительной власти; 3. Правила безопасности (ПБ), правила безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — утверждаются Ростехнадзором России;

4. Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)- утверждаются Госстандартом России, Госстроем России; 5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) — утверждаются Госстроем России; 6. Санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) — утверждаются Минздравсоцразвитием (ранее Минздравом) России. Государственное управление охраной труда. В соответствии с ТК РФ «государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий». Система государственного управления ОТ и принципы её функционирования основываются на Конституции РФ, ТК РФ, соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ. Государственная политика в области ОТ в России основана на следующих принципах: -Направленность деятельности всей системы управления ОТ на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; -Обеспечение гарантий прав работников на ОТ; -Научная обоснованность требований, предъявляемых к ОТ, содержащихся в законодательстве РФ, межотраслевых и отраслевых правилах по ОТ, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по ОТ; -Планирование мероприятий по ОТ и их обязательное финансирование на всех уровнях управления; -Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Основные цели государственной системы управления ОТ: -Реализация и совершенствование государственной политики в области ОТ; -Создание безопасных условий труда на предприятиях всех форм собственности; -Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания; -Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов ОТ — работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов; Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области ОТ распределяет Правительство РФ, устанавливая их в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти). К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление ОТ, относится, прежде всего, Минздравсоцразвития (ранее Минтруда) РФ, в структуре которого образован Департамент условий и ОТ. В соответствии с указанным Положением одной из основных задач Минздравсоцразвития (ранее Минтруда) РФ является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики, в том числе по улучшению условий и ОТ. В соответствии с изложенными задачами Минздравсоцразвития (ранее Минтруда) РФ выполняет следующие основные функции в области условий и ОТ: -Осуществляет государственное управление ОТ, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области; -Разрабатывает федеральные программы улучшения условий и ОТ; -Представляет в Правительство РФ ежегодные доклады о состоянии условий и ОТ и мерах по их улучшению; -Разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по ОТ; -Разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и ОТ, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; -Осуществляет организационно-методическое руководство государственной экспертизой условий труда РФ, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и ОТ; -Организует и проводит мероприятие «Аттестация рабочих мест», а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти по труду субъектов РФ сертификацию работ по ОТ в организациях; -Разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; -Проводит работу по совершенствованию системы предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; -Представляет по согласованию с Минздравсоцразвития РФ предложения в Правительство РФ о перечне тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста; -Организует обучение по ОТ работников организаций и проверку знаний ими требований ОТ. Устанавливает совместно и Минобразования РФ и другими заинтересованными федеральными исполнительными органами власти порядок обучения и проверки знаний требований ОТ работниками организаций, а также устанавливает совместно с Фондом социального страхования РФ порядок направления на обучение по ОТ отдельных категорий работников за счёт средств Фонда; -Разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и ОТ, государственному рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников. Для осуществления возложенных на него задач и функций Минздравсоцразвития (ранее Минтруда) РФ имеет право: -Утверждать типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работниками специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; -Определять порядок предоставления работникам льгот в связи с тяжёлыми, вредными или опасными условиями труда, а также порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; -Устанавливать в пределах своей компетенции порядок разработки правил и норм по ОТ, утверждать правила и нормы по ОТ, а также организационно-методические и обще технические требования к проведению работ по ОТ. Органы, осуществляющие управление охраной труда. Управление ОТ в отраслях экономики или в определённой сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и другие органы управления совместно с соответствующими общественными организациями.

  • Министерство труда и социального развития
  • Департаменты охраны труда
  • Государственная академия охраны труда
  • Общероссийский центр охраны труда
  • Министерство экономики РФ — осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по ОТ.
  • Министерство финансов РФ — участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • Министерство промышленности, науки и технологий РФ — участвует в организации, проведении и координации научно — исследовательских работ по проблеме безопасности и ОТ;
  • Министерство образования РФ — организует обучение по ОТ в образовательных учреждениях;
  • Министерство культуры РФ — организует совместно с Минздравсоцразвития (ранее Минтруда) РФ работу координационного совета по кинопропаганде вопросов безопасности ОТ, а также производство видеофильмов по вопросам ОТ;
  • Государственный комитет РФ по статистике — организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и ОТ в организациях, травматизма на производстве, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления ОТ статистической информацией;
  • Фонд социального страхования - осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; совместно с Минздравсоцразвития (ранее Минтруда) РФ разрабатывает предложения по установлению дифференцированных базовых страховых тарифов для отраслей экономики на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости; устанавливает для конкретных страхователей персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу; участвует в расследовании несчастных случаев.
  • Госатомнадзор — организует и осуществляет на территории России государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ.
  • Минздравсоцразвития (ранее Минтруда) РФ- включающий в себя Департамент государственного санитарно — эпидемиологического надзора, осуществляет государственный санитарно — эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда в соответствии с Федеральным законом «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Госстандарт России — организует разработку государственных стандартов в области ОТ, принимает и вводит их в действие, ведёт их реестр.

Образование Министерства Здравоохранения и социального развития РФ предусматривает дальнейшее поэтапное перспективное совершенствование государственного управления системой ОТ в условиях рынка, постепенное её сближение с действующими и вновь разрабатываемыми международными стандартами, в частности с таким стандартом как OHSAS 18001:1999 <Occupational Health and Safety Assessment Series> — «Система управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования». В целом система государственного управления охраной труда в стране — это сложный правовой, социально — экономический, организационно — технический, санитарно — гигиенический и лечебно — профилактический комплекс. Инструктаж работников по охране труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.Основополагающим нормативным правовым актом по организации и проведению инструктажа по охране труда является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29.Инструктаж по охране труда преследует цель дать работникам необходимый объём знаний, умений и навыков по правильному и безопасному выполнению работ на порученном участке. Перед допуском работника к самостоятельной работе работодатель обязан обеспечить проведение с ним всех необходимых инструктажей по охране труда.По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на:

• Вводный;

• Первичный на рабочем месте;

• Повторный;

• Внеплановый; • Целевой. Вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда, со всеми вновь принимаемыми на работу, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Цель вводного инструктажа дать работнику при поступлении на работу общие сведения по охране труда, основные сведения об организации, правилах поведения на её территории и в структурных подразделениях. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой охраны труда с учётом требований нормативных правовых актов по охране труда и особенностей деятельности организации, утверждённой работодателем. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель, по разработанной им (руководителем) и утвержденной работодателем программе; в инструктаж включаются требования инструкций по охране труда, которые разработаны по профессиям и для отдельных видов работ и утверждены в установленном порядке. Первичный инструктаж проводят со всеми вновь принятыми на работу в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, со студентами, учащимися, прибывшими на производственное обучение и практику. Заполняется Журнал регистрации инструктажей с обязательной подписью работника о прохождении первичного инструктажа и подписью руководителя о проведении первичного инструктажа. Все работники после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен пройти стажировку по безопасным методам и приемам труда на рабочем месте (продолжительность стажировки зависит от квалификации работника, но не менее 2-х рабочих смен). Руководитель назначает стажировку работнику и фиксирует это в Журнале регистрации инструктажей на рабочем месте. После окончания стажировки, руководителем проводится устный опрос работника, на знание безопасных методов и приемов выполнения работ, и проверки приобретённых навыков и знаний на практике. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации. Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже одного раза в шесть месяцев. Цель — проверка знания требований правил и инструкций по охране труда. Повторный инструктаж проводится работником, назначенным в организации для этих целей. Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места. Заполняется Журнал регистрации инструктажей с обязательной подписью работника о прохождении инструктажа и руководителя отдела о проведении инструктажа. Внеплановый инструктаж проводится: • При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования;

• При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

• При изменении приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

• При нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к несчастному случаю, травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

• По требованию органов надзора;

• При перерывах в работе более чем 30 календарных дней.

Проводит внеплановый инструктаж работник, назначенный в организации для этих целей.

Объем и содержание инструктажа определяется руководителем в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Проведение внепланового инструктажа по охране труда фиксируется в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения и обязательной подписью инструктирующего и инструктируемого. Целевой инструктаж проводится при направлении работника на проведение разовых работ, не связанных с непосредственными постоянными обязанностями сотрудника (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации и т. п.); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие документы; при проведении экскурсий на предприятия, организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.) Целевой инструктаж проводится работником, назначенным в организации для этих целей. Проводится по инструкции по охране труда для того вида работ, на которые направляется работник. Результаты целевого инструктажа записываются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, а целевой инструктаж с работниками, выполняющими работы по наряд-допуску, разрешению и т. п., фиксируются в наряд-допуске, журнале распоряжений или другой документации, разрешающей производство работ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: