Сноуборд, катящийся на плоскости – неуправляем. Доска всегда должна катиться на канте.




Самоучитель игры на сноуборде

Часть вторая ПОЧЕМУ ОН ЕДЕТ И КАК ИМ УПРАВЛЯТЬ  


Прежде, чем начать управлять сноубордом, неплохо бы понять, как он управляется в принципе. А принцип управления достаточно прост: изменяя положение центра тяжести собственного тела относительно центра доски, вы можете заставить сноуборд делать все, или почти все, что вам хочется.

Чтобы стало понятнее, представьте себе автомобиль, все пассажиры которого вместе с грузом сидят на левой стороне.

Машину при этом будет тянуть влево, несмотря на то, что руль, вроде бы, стоит прямо. А когда пассажиры перелезут на правую сторону, машину будет вести вправо. Причина такого поведения автомобиля немного в другом, нежели в случае со сноубордом, но сам пример достаточно нагляден.

Из-за того, что сноубордист на доске стоит боком, может возникнуть некоторая путаница с терминами "лево-право" и "вперед-назад".

Здесь и далее: "вперед" - к носу доски; "назад" - к хвосту доски; "налево" - влево от продольной средней линии доски; "направо" - вправо от продольной средней линии доски.

Верхний кант – кант, находящийся выше по склону (как правило, это рабочий кант), нижний кант – соответственно ниже. Передний кант – тот, на который смотрят носки ботинок, задний – на который смотрят пятки.

 

Посмотрите на доску: ее края не прямые, а имеют дугообразный вырез. Радиус этого выреза, называемый радиусом бокового профиля, определяет траекторию движения доски и является одним из важнейших ее геометрических параметров.

 

Смещаясь влево от центра доски, вы нагружаете левый кант, который, врезаясь в снег, заставляет сноуборд катиться налево по дуге, заложенной в конструкцию доски. Смещаясь вправо, вы заставляете доску поворачивать направо на другом канте. Чем больше вы будете отклоняться от средней линии доски, тем больше будет загружаться кант и тем меньше будет радиус дуги. Что будет если в момент движения расположить центр тяжести строго посередине доски, проще говоря, встать абсолютно ровно?

Доска встанет на плоскость и покатится по прямой. Канты при этом потеряют сцепление со склоном и доска превратится в неуправляемую "ледянку". Продолжая аналогию с колесным транспортом, можно сравнить катание на плоской доске с катанием на велосипеде "без рук". Да, ваш велосипед будет ехать прямо, но только до первой кочки, после встречи с которой он обязательно вильнет в сторону, а в какую – неизвестно, и успеете ли вы на это среагировать - тоже неизвестно. А когда руль в руках, вы можете контролировать движение двухколесной машины, невзирая ни на какие кочки и ямы. То же и со сноубордом: пока доска катится на канте, вы знаете, куда она катится, и можете ей управлять.

Сноуборд, катящийся на плоскости – неуправляем. Доска всегда должна катиться на канте.

Из этого правила есть исключения:

  • переход с канта на кант (в этом случае доска лишь на мгновение касается снега плоскостью);
  • катание по целине (работают оба канта);
  • подъем на бугеле (зло, с которым приходится мириться).

Все, описанное выше достаточно очевидно: хочешь повернуть налево – наклонись влево, хочешь направо – наклонись вправо, но, оказывается, наклоняться в стороны – это еще не все.

Представьте, что вам нужно метнуть копье. Чем тяжелее наконечник копья, то есть, чем больше смещен вперед его центр тяжести, тем дальше и точнее копье полетит и тем сложнее будет сбить его с курса. Если центр тяжести сместить на середину, полет перестанет быть устойчивым – копье полетит, вращаясь, как обычная палка, а если центр тяжести сместить назад еще больше, копье полетит хвостом вперед.

То же самое происходит со сноубордом: смещая центр тяжести вперед, вы добиваетесь устойчивости при движении, смещая назад – устойчивость теряете. Центр тяжести впереди – доска катится носом вперед, центр тяжести сзади – доска катится вперед хвостом. Когда центр тяжести вашего тела находится строго над центром доски, она продолжает движение, но движение это очень неустойчиво.

 

При переносе центра тяжести назад, доска пытается развернуться хвостом вперед – "сбрасывает хвост". Развернув ее поперек движения и заставив двигаться в таком положении, соскребая снег верхним кантом, вы быстро остановитесь. Это называется "закантоваться". Закантовка – единственный способ останавливаться в нужное время в нужном месте. Другие способы остановки - деревья, стены, овраги – в этой книге не рассматриваются.

 

Чтобы поехать вперед, нужно сместить центр тяжести вперед, а для этого нужно перенести вес вашего тела на переднюю ногу. Чтобы остановиться, нужно перенести вес на заднюю ногу. Получается, что передняя нога – это "газ", задняя –"тормоз".

При движении вперед на переднюю ногу должно приходиться примерно 2/3 вашего веса, на заднюю – 1/3. К этому нужно привыкать сразу. Неправильное положение центра тяжести, приседание на заднюю ногу во время движения – одна из самых распространенных ошибок начинающих бордеров. Это приводит к тому, что доска, сбрасывая хвост, движется со страшным треском поперек склона, соскребает снег. Катанием это назвать нельзя.

Нужно двигаться вперед – вес на переднюю ногу, нужно остановиться – вес на заднюю ногу, поворот направо – сместить корпус вправо, поворот налево – корпус влево.

Все просто.

СТОЙКА

 

Провести первую тренировку можно, не выходя из дома. Поскольку, купив полный комплект снаряжения, вы все равно не удержитесь и наденете на себя все это еще в квартире, совместите приятное с полезным и попробуйте отработать упражнение под названием "стойка райдера". Лучше отрабатывать его подальше от зеркал, телевизора и прочих бьющихся предметов, а также спящих котов, собак и детей. Под колени и зад можно бросить пару подушек.

Спина - почти прямая, плечи развернуты по отношению к доске чуть больше угла поворота заднего крепления и чуть меньше переднего (не старайтесь вычислять – получится само собой). Одна из наиболее распространенных ошибок – наклон корпуса вперед перпендикулярно доске, как бы доставая носки ботинок. Кажется, что если сильно наклониться и выставить руки, падать будет не так страшно. Это неправильно – из такого положения вы будете падать только на руки, а это достаточно опасно. Гораздо проще и эффективнее смягчать падение вперед, опускаясь на колени, которые к снегу ближе, чем все остальные части тела, и при наличии даже самой элементарной защиты это не приведет к неприятным последствиям. И еще: нагнувшись, вы лишаете себя возможности управлять доской.

Руки – прямо перед собой, согнуты в локтях. Представьте, что вы держите в руках весло с двумя лопастями. Пальцы держать вместе, лучше собрать их в кулак (сильно сжимать не обязательно).

Основной инструмент управления сноубордом - ноги. Именно работа суставов ног на всех уровнях обеспечивает эффективное изменение положения вашего центра тяжести и управление сноубордом. Ноги должны быть слегка согнуты в коленях и расслаблены. Ни в коем случае и никогда не выпрямляйте ноги полностью: во-первых, вы будете получать очень жесткую отдачу от всех неровностей рельефа, что может привести к травме; во-вторых, вы не сможете нормально управлять доской. Конечно, держать ноги полусогнутыми несколько часов подряд нелегко, но через два-три дня ваши мышцы привыкнут и эти неприятные ощущения пропадут. Появятся другие.

Правда, на снегу доска не будет лежать так же, как перед зеркалом и от вашей отрепетированной стойки мало что останется, но почему бы не попробовать? Ну, а когда напробуетесь – на склон!

 

БЕЗОПАСНОСТЬ НА СКЛОНЕ


Прежде, чем выйти на снежный склон с доской, внимательно прочтите эти правила поведения:

  • Для катания выбирайте склон, соответствующий вашему уровню – не лезьте в первый день на трассы для профессионалов, и наоборот – научившись кататься, не носитесь с сумасшедшей скоростью среди новичков. Если на склоне, выбранном вами для обучения, много людей, особенно детей - поищите другое место.
  • Никогда не кладите сноуборд на снег скользящей поверхностью вниз – "сбежавшую" доску догнать невозможно, и неизвестно, что хуже - если она укатится навсегда, или если остановится, врезавшись в очередь на подъемник.
  • Перед тем, как пристегивать крепления, застегните на передней ноге страховочный ремешок – он называется "лиш".
  • Берегитесь людей, способных на неадекватные действия – это могут быть не только обучающиеся "чайники", но и хорошо катающиеся лыжники и сноубордисты, вполне прилично овладевшие техникой, но поссорившиеся с головой.
  • В многолюдных местах избегайте больших скоростей, резких поворотов, внезапных остановок.
  • При столкновении на склоне виноватым считается тот, кто в этот момент был выше. Это вполне логично – он видит нижнего, а тот его – нет, поэтому будьте внимательны к тем, кто находится ниже вас по склону.
  • Не останавливайтесь, тем более, не садитесь на трассах в узких местах и в "слепых" зонах - после крутых поворотов и спусков.
  • Будьте внимательны, подъезжая к таким местам – возможно, кто-то пренебрег предыдущим советом и прилег там, куда вы со страшной скоростью направляете свой сноуборд.
  • На крутых склонах не останавливайтесь над людьми – можете невзначай на них скатиться. Хотите поговорить – остановитесь ниже по склону.
  • Не пытайтесь поразить кого-либо своим умением резко тормозить и круто поворачивать, особенно возле очереди на подъемник – трюк может не получиться, а поцарапанные лыжи и доски не добавят окружающим симпатии к вам. К тому же, рядом обязательно найдется кто-то, катающийся намного лучше.
  • Изучите карту трасс незнакомого района. Если таковой нет – поговорите со знающими людьми.
  • Хотя внетрассовое катание – одна из главных причин популярности сноуборда, сто раз подумайте, прежде чем лезть под табличку "Кататься запрещено". Если уж решились на это – никогда не катайтесь по незнакомым или потенциально опасным местам в одиночестве.
  • Почитайте литературу, поговорите со спасателями и более опытными товарищами о возможной опасности катания там, куда вы собираетесь отправиться.
  • Не верьте чужим следам – можно невзначай увязаться за местным чемпионом по экстремальному катанию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • Будьте осторожны с лыжниками – они едут совсем по-другому, и если вы никогда не катались на лыжах, вам будет тяжело предугадать их действия.
  • Не лезьте на подъемник без очереди – могут побить.

Выходя на склон, будьте внимательны к себе и к окружающим. Совсем необязательно выбирать для первых занятий популярную трассу, даже наоборот: укатанный до ледяного состояния снег и огромное количество людей не будут способствовать вашему обучению.

Минздрав предупреждает - экстремальное катание опасно для вашего здоровья!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: