Раздел: Идейно-тематический разбор.




Часть1.

 

“Анализ – средство познания, а в нашем искусстве познать – значит почувствовать.” (КСС)

Режиссерский анализ – это точно выверенная инженерия будущего спектакля. Это проект опорной выкладки, фундамент замысла. Это развязка пьесы умом.

Основные разделы анализа пьесы и задачи исследователя:

Раздел: Обоснование выбора пьесы (я хочу заставить людей думать над чем-либо)

– реж. прочтение пьесы, запись первых впечатлений, эмоционально-образное ощущение от восприятия пьесы, круг жизненных ассоциаций, сравнений, аналогий, жизненных и художественных историй.

– работа вокруг автора, характерные признаки эпохи, в которую жил и творил автор, особенности биографии автора, выявление основного направления, пафос его творчества.

– Каков человек в его произведениях? Установить созвучие авторского пафоса с пафосом нашего времени. Обосновать проблемную ситуацию, решению которой помогает автор сегодня.

– В ходе исследования творчества автора, его времени, нашей эпохи с современными проблемами, выработать позицию режиссера, свой взгляд на пьесу, на ее созвучность сегодняшнему дню.

ВО ИМЯ ЧЕГО СЕГОДНЯ НАДО СТАВИТЬ ЭТУ ПЬЕСУ?

О ЧЕМ СЕГОДНЯ ПОЙДЕТ РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕМ?

Это итог, результат первого раздела режиссерского анализа.

Примечание: Позиция реж. - четко сформулированная рабочая сверхзадача поправит ход дальнейших исследований. С другой стороны, конкретный анализ пьесы будет обогащаться, уточняться, конкретизировать первые рабочие гипотезы, предположения, озарения.

Методически очень важно знать что я хочу проверить, уточнить, найти, опровергнуть, доказать в пьесе четко сформированный вариант предполагаемого результата и тактические ходы его достижения.

 

Раздел: Исследование происходящего в пьесе в предлагаемых обстоятельствах.

– Составить протокол происшестий в пьесе.

– Сделать подробную выписку действиетльныз фактов (это ряд нагнетаний, вторжение в действие, неминуемо ведущих к разрядке – СОБЫТИЮ)

– Выписать - кто и что говорит о событиях, предшествующих действию. Определить его сегодняшнее знание.

– Определить исходное, отправное событие, как начало, исток ее сценического действия.

– Определить условие события, как этапа непрерывной борьбы за идею (кульминация)

– Определить событие, произошедшее в ходе борьбы.

– Определить событие- результат борьбы.

– Выписать обстоятельства:

-место действия

-прошлая жизнь

-осознание настоящего

-прогноз и мечты о будущем

-возраст, профессия, характерные

-общественное положение

-семейные условия и др.

 

Итогом данного раздела анализа должен быть режиссерский рассказ пьесы, основных происшествий.

Примечание: “Не спешите фантазировать, что я, режиссер, сделаю с пьесой, а спросите себя – все ли вам понятно, хорошо ли запомнился сюжет” (КСС).

“Нередко в театре мы смотрим пьесы не понимая последовательности событий, их зависимости друг от друга. А это первое, что должно быть в пьесе, потому что без этого трудно говорить о внутренней стороне.” (КСС)

Раздел: Анализ характеров в пьесе, их взаимодействий, роли и места в происходящей борьбе.

– составить подробный протокол поступков каждого действующего лица. Не что говорит, а что совершает.

– выписать кто и что говорит о других в решаюших вопросах пьесы.

– провести анализ ремарок и комментариев автора о героях.

– проанализировать моменты “откровения” героев. Понять истинные намерения, организующие внтуренюю жизнь персонажей.

– понять и проанализировать ход мыслей, стремлений, чувств персонажей “во втором плане”. Определить причину (обстоятельства) их порождающие.

– кто с кем и по причине каких обстоятельств “завязывается” в определенные взаимоотношения (дружбы любви, ненависти, соперничества, зависти и тп)

В итоге должно быть режиссерское решение характеров пьес:

– Понимание сути характера, открытие его места в конфликте и его позиции (что, как, через кого, зачем, почему).

– Понимание логики персонажа в мыслях, чувствах, поступках, словах, взаимоотношениях.

 

раздел: Идейно-тематический разбор.

– Выписать текст, характеризующий главную мысль автора. Из всего многословия тем определить ведущую, основную, что явилось основным предметом борьбы персонажей в пьесе, по поводу чего автор устраивает основные драматические сражения.

– Вскрыть сущность драматического конфиликта, как движущую силу драмы. В борьбе индивидов в пьесе увидеть отражение борьбы социальной. Понять субъективное содержание конфликта и его объективное звучание.

– Определить начало конфликта, т.е. переход от драматической коллизии (стечение обстоятельств) к конфликту (момент принятия решений, когда власть события ставит героя перед необходимостью выбора).

– Расшифровать источники драматического конфликта:

-борьба интересов различных лиц, социальных групп, партий, классов.

-расклад характера и страстей (внутренней борьбы)

-проследить проявление во внутреннем конфликте начал социальных, общественных.

– Проанализировать расстановку действующих лиц по отношению к основному конфликту (линия действия и контрдействия).

– Определить идею пьсеы автора.

“Поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило. Это - живая страть. Это – пафос.” (В.Г. Белинский).

 

В итоге вырабатывается реж.пьеса с главных авторских позиций.

“Важно, чтобы режиссер нашел точку с которой надо смотреть пьесу, откуда смотри на нее поэт” (КСС).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: