Соня посмотрела в За окном падал снег. Во дворе Стас




ВВЕДЕНИЕ

 

Вниманию логопедов и родителей предлагается система упражнений по автоматизации звука «С». Материал, представленный в данном пособии, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

 

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи; развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лекси-ко-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Все это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.

 

Автоматизация звука «С» проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука «С» изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

 

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приемов. Одним из них является использование в работе мелких объемных (например от киндер-сюрпризов) или плоских1 игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук (сова, собака, слон и т.д.). Этот прием также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

 

1. Лабиринт. Ребенок, четко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждойстранице альбома картинки, перемещая по стрелкам выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

 

2. Лабиринт с проговариванием. Ребенок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но иуказывать направление следующего хода. Например, самолет — направо, соловей — вверх и т.д...».

 

3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребенок называет все картинки по порядку, азатем, начиная с картинки, отмеченной звездочкой, — через одну.

 

4. Лабиринт наоборот. Сначала ребенок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставитигрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

 

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5—13). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребенок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.

 

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребенком вас обязательно порадуют!

 

1 Представлены на обороте обложки.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1—3 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4-12 выполняются 10—15 раз.

 

 

                                     
                                     
      7. ОБЛИЖЕМ         8. ПОЧИСТИМ    
      ГУБКИ         ЗУБКИ    
                        Сначала при закрытом,    
                        затем — при    
                        открытом рте    
  Рот открыть. Медленно, не отрывая              
          «Почистить» кончиком языка нижние        
                 
  языка, облизать сначала верхнюю,     зубы    
  затем   с внутренней стороны (слева — направо,    
                                     
                                     
                                     
                                     

 

ЧАСИКИ 10. ЗМЕЙКА

 

                       
             
  Растянуть губы в улыбку. Рот  
      Рот открыть. Узкий язык сильно  
  приоткрыть.     выдвигать вперед и убирать обратно    
  Кончиком узкого языка попеременно     в рот. Не прикасаться к губам и    
                       
                       

 

                12. ЗАГНАТЬ  
    11. КОНФЕТА        
                МЯЧ  
                 
                В ВОРОТА  
                       
                       
               
  Рот закрыть, напряженным      
        Положить широкий язык на нижнюю  
  языком       губу    
  упираться то в одну щеку,       и плавно, со звуком Ф, задуть ватный    
            шарик, лежащий на столе, между    

 


 

Упражнение «Холодный ветерок». Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С-С-С... При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту


 

проверь).


 

Упражнение «Песенки Сороки». Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук «С».Для этого она придумала интересную игру. Давай с ней поиграем. Повторяй слоги-песенки сороки. Постарайся не ошибаться. Произноси звук «С» отчетливо.

 

Лабиринт 1

 

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Логопед называет любые 2—5 слов — названийкартинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук«С».

 

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живыепредметы, а затем — неживые предметы.

 

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующееслово-предмет и проговори словосочетание целиком. Образец: Идет... (собака).


 

* Здесь и далее: игры, отмеченные звездочкой, могут проводиться с любым лабиринтом. Перечень картинок лабиринта: сова, совок, собака, сорока, сарай, сахар, самокат,

самолет, сапоги.


Лабиринт 2

 

Упражнение «Чего не стало?»* Посмотри на картинки и запомни их. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало (игра

 

повторяется несколько раз).

 

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: острая..коса.

 

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови «сфотографированные» картинки.

 

 

Перечень картинок лабиринта: оса, коса, лиса, касса, мясо, усы, бусы, косы, весы.


Лабиринт 3

 

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: сом — сомик. Какие слова нельзя изменить?

 

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери как можно больше

 

ответов. Образец: Сумка какая? — Сумка маленькая, красивая, голубая...

 

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложение. Представь, что этих предметов много. Как изменится твое предложение? Образец: Сок стоит на столе. Соки стоят на столе.

 

Перечень картинок лабиринта: сом, сок, соль, соска, сосны, <?>, санки, сабля, сумка


Лабиринт 4

 

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяяих количество хлопками. Затем я загадаю слово, отхлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты выбериподходящее слово-картинку и закончи его. Образец: Соня ест вкусный... (ананас).

 

Упражнение «Половинки»*. Послушай слог — начало (конец) слова. Посмотри накартинки. Найди соответствующую картинку, назови недостающий слог и все слово целиком. Образец: авто... — -бус, автобус;...пас — ком-, компас.

 

Перечень картинок лабиринта: нос, лес, кактус, фикус, глобус, автобус, <?>, ананас, компас


Лабиринт 5

 

Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение из двух(трёх) слов с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Овёс растёт в поле.В поле растёт овёс.

 

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое язагадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребенок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)

 

Перечень картинок лабиринта: овёс, поднос, кокос, насос, абрикос, пылесос, <?>, пояс, компас


Лабиринт 6

 

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждойкартинки, измени их названия по образцу. Образец: осел — ослы. Какие слова не изменились? Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: осел — ослик. Какие слова не изменились?

 

Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мое). Составь словосочетания по образцу. Образец: моя каска...

 

Упражнение «Подбери слова к схеме». Посмотри на звуковую схему в последнейклетке лабиринта. Какие картинки подходят к этой схеме?

 

 

Перечень картинок лабиринта: осел, носки, доска, каска, маска, <?>, краски, коляска, <схема слова>


 

Упражнение «Четвертый — лишний». Помоги Мальчику-с-пальчику. Найди в каждомряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. Объясни свой выбор. Повтори названия всех лишних картинок, четко произнося звук «С».


 

Упражнение «Посчитай». Посчитай все картинки по образцу. Образец: один кактус, двакактуса... Каких предметов больше? Каких — меньше? Посчитай предметы вобратном порядке по образцу. Образец: пять кактусов, четыре кактуса...


 

Упражнение «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими посмыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук «С».

 

 

ЛЕТИТ СВЕТИТ

 

 

СТОИТ ИДЕТ


 

Упражнение «Чьи следы?» Назови картинки, выделяя звук «С». Соедини линиями разныхцветов каждое животное и его следы. Составь словосочетание по образцу. Образец: следы слона.


 

 

Упражнение «Собери картинки». Злая волшебница Бастинда заколдовала картинки.

 

Посмотри на них. Назови, чья у каждого получившегося животного голова и чей хвост.

 

Расколдуй картинки. Проведи линию от головы каждого животного к его хвосту.

 

Образец: Собачий хвост, собачья голова.

 

Упражнение «Сложи слова». Послушай пары слов. Сложи их так, чтобы получилисьновые слова. Образец: сам летит — самолёт. Назови новые слова, отчетливо произнося звук «С», и покажи соответствующие картинки. Затем назови каждую картинку и вспомни два слова, из которых состоит ее название.

 

    ПАДАЮТ   САМ   ВАРИТ  
ЛИСТЬ        
Я   ЛЕТИТ   САМ   КАТИТС  
САМ   НОЖЕК   СНЕГ   Я  
СОРОК   РОГ   ЛЕС   ПАДАЕТ  


 

Упражнение «Новогодние подарки». Назови героев сказок, которые пришли нановогодний праздник. Проведи по линиям-дорожкам карандашами разных цветов,

 

и ты узнаешь, какие подарки оставил для героев под ёлкой Дедушка Мороз. Составь предложения по образцу. Образец: Дедушка Мороз подарил Садко глобус. Лисоньке...


 

Упражнение «Скажи наоборот». Послушай предложения. Добавь в каждоепредложение подходящее по смыслу слово со звуком «С». Повтори предложения целиком, выделяя звук «С». Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.

 

 

Лук горький, а абрикос —... (сладкий)

 

 

Папа молодой, а дедушка —... (старый)

 

Лев сильный, а ягнёнок —... (слабый)

 

Мухомор несъедобный, а подосиновик —... (съедобный)

 

Тетрадь тонкая, а книга —... (толстая)

 

Ночью темно, а днем —... (светло)

 

Красный карандаш тупой, а синий —... (острый)


 

Где сидит сова? (Сова сидит

 

в дупле.)

 

 

Где летают снегири? (Снегири летают

 

над снеговиком.)

 

Где находится собака? (Собака

 

находится перед сосной. Собака

 

находится между санками и

 

скамейкой.)

 

Где стоит снеговик? (Снеговик стоит

 

за скамейкой. Снеговик стоит около

 

сосны.)

 

Где стоят санки? (Санки стоят

 

перед собакой.)


 

Где растут сливы? (Сливы растут на

 

дереве.)

 

Где сидит Соня? (Соня сидит на

 

скамейке.)

 

Где сидит малыш? (Малыш сидит в

 

коляске.)

 

Где стоит коляска? (Коляска стоит

 

перед скамейкой.)

 

Где спит собака? (Собака спит под

 

скамейкой.)


 

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Сане и Соне по схемам сопорой на картинки. Образец: Саня... маска. — Саня надел маску.


 

 

Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения и выучи их наизусть. Сложи изсчетных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.


 

 

Снег

 

Соня, погляди в окно!

 

Сколько снега нанесло!

 

И в лесу, и в саду Сосны, ели все в снегу!

 

М. Фомичева

 

Какие слова со звуком «С» ты

 

запомнил из этого стихотворения?


Сани

 

Маленькому Сане

 

Подарили сани,

 

Посмотрите сами, Вот

 

какие сани!

 

С. Коган

 

Составь предложение со словом

 

сани.


 

Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения и выучи их наизусть. Сложи изсчетных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.

 

 

Киска и миска

 

Ест киска суп из миски.

 

Сыта киска, пуста миска.

 

Назови кошку ласково словами, в которых есть звук «С». Например: кисонька, кисуля, киска.

 

Самолёт

 

Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами. Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.

 

А. Барто

 

Какие слова со звуком «С» ты запомнил из этого стихотворения?


 

Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебепомогут картинки. Выучи загадки наизусть.

 

Он пушистый, Мохнатенькая, Посадили зернышко,
серебристый, Усатенькая, Вырастили солнышко,
белый, белый, Ест и пьёт, (Подсолнух)
чистый, чистый. (Снег) Песенки поёт.  
Г. Бойко (Киска)  

 

Идут, идут, Сто одёжек Что вверх корнем растёт?
А с места не сойдут. и все без застежек. (Сосулька)
(Часы) (Капуста)  

 

Упражнение «Опиши игрушку». Соне подарили игрушку — пластмассового слона. Ейпозвонила подруга Света и стала расспрашивать о подарке. Помоги Соне ответить на вопросы.

 

*

— Какой слон по цвету? (Слон серого цвета.)

 

— Какой слон по размеру? (Слон большой.)

 

— Назови части тела слона? (У слона есть голова, большие уши, нос — хобот, туловище, 4 ноги, хвост.)

 

— Из чего сделан слон, из какого материала? (Слон сделан из пластмассы.)

 

— Во что одет слон? (Слон одет в синий комбинезон, полосатые ботинки, красный свитер.)

 

— Что может делать слон, выступая в цирке? (Слон умеет кататься на велосипеде.)

 

Повтори весь рассказ с самого начала.


 

Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказ. Перескажи его, стараясь передатьинтонацию героев голосом. Как ты думаешь, чем закончилась эта история? Придумай продолжение рассказа (составь 3—5 предложений). Назови слова со звуком «С».

 

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

 

— Эй, Медведь, на вопрос ответь!

 

— Какой вопрос, стрекотуха?

 

— Почему тебя

 

Медведем зовут?

 

Глухарь —

 

он весной глухой,

 

понятно. Заяц-беляк

 

 

он зимой белый, понятно. А вот Медведь — непонятно.

 

— Ха-ха-ха! Бестолковая ты птица. Мед-ведь. Значит мёд ведающий. Знаю, где в лесу мёд спрятан.

 

— А где, где он, мёд?

 

— Так я тебе и сказал! Ты же всем расскажешь сразу. Все вы тогда в лесу медведями станете...

 

Упражнение «Исправь предложение». Послушай предложения, которые придумалСлава. Найди ошибки и исправь их.

 

Суп ест Соню. Сосна сидит на сове. Сапоги надели Саню. На следах остался снег.

Кусок мяса кусает собаку. На посуду поставили стол. За лесом растет мост. Бусы носят Соню.

 

 

Стол постелили на скатерть.

 

Астры посадили садовника.


 

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинкисоответствующими словами. Перескажи каждый рассказ с самого начала. Придумай название каждому рассказу.

 

 

Соня посмотрела в За окном падал снег. Во дворе Стас

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: