Годовая контрольная работа
Биология, 11 класс
ВАРИАНТ 1
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа включает в себя 8 заданий. На выполнение работы по биологии
отводится 45 минут. Ответы на задания записывайте на отдельном листе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике
проверяться и оцениваться не будут. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
1. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?
Ответ __________
2. Какие критерии вида описаны в тексте?
Сорока обыкновенная предпочитает опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. Хвост у неё длинный, ступенчатый, служит рулём и балансиром при резких движениях на земле и в полёте. Голова, крылья и хвост чёрные, а брюшко белое. Сорока всеядна: истребляет клопа-черепашку, долгоносика, саранчу, мелких мышевидных грызунов, личинок майских жуков, гусениц непарного шелкопряда. Весной разоряет птичьи гнёзда, выпивает яйца и поедает птенцов, расклёвывает на бахчах арбузы, дыни, яблоки в садах, огурцы. Сорока откладывает 7—8 зелёных яиц, усеянных бурыми пятнами.
|
Ответ: ___________________________________________________________
3. В организации живой природы выделяют восемь уровней. Каждый последующий обязательно включает в себя предыдущий. Перечень биосистем (от молекулярных систем до биосферы) по их структурной сложности представляет собой некую иерархию форм жизни, где каждый тип биосистем как бы находится на определенном уровне (ступени) — выше или ниже один по отношению к другому.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены три элемента. Расположите эти элементы, в той последовательности, в которой они располагаются по уровням организации живой природы от низшего уровня к высшему. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.
Ответ |
4. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
Питекантроп | Неандерталец | Кроманьонец |
Перечень таксонов:
1) Тип Хордовые
2) Тип Членистоногие
3) Семейство Голубиные
4) Семейство Гонимиды
5) подцарство Одноклеточные
6) Отряд Приматы
Ответ |
5. Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
|
ГРУППА | ФАКТОР СРЕДЫ | |
1) антропогенные 2) абиотические | А) искусственное орошение земель Б) падение метеорита В) распашка целины Г) весенний разлив вод Д) сооружение плотины Е) движение облаков |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
6.
6.1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: тля, паук, чёрная смородина, божья коровка, скворец.
Пищевая цепь
→ | → | → | → |
Ответ: _____________________________________________________________
6.2. «Правило 10%»: при переходе с одного трофического уровня на другой 90 % энергии рассеивается. Используя «Правило 10%», рассчитайте массу дождевых червей (в кг), необходимых для нормальной жизнедеятельности одной ласки массой 102 г, в цепи питания листовой опад → дождевые черви → крот → ласка
7. Ниже приведен перечень терминов. Все они кроме двух используются в учении о биосфере. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биокосное вещество
2) ноосфера
3) биологический круговорот
4) ароморфоз
5) гибридизация
Ответ |
8. На рисунке изображен Динотерий - вымершее животное, обитавшее 50-1,5 млн лет назад.
|
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне рода).
Геохронологическая таблица