№ п/п
| № раздела дисциплины
Составляющие компетенций, формируемых дисциплиной в соответствии с ФГОС ВПО
|
Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
|
| | Основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации. Интонация стилистически нейтральной речи. (повествование, вопрос). Ударение в нестойких сложных словах и атрибутивных словосочетаниях. Ритм речи. Ударные и неударные слова в потоке речи. Интонация стилистически нейтральной речи. Сравнение ее с интонацией стилистически маркированной речи.
| 0,5
|
Чтение транскрипции. Буквосочетания, выражающие звуки. Практика чтения транскрипции на материале словарных статей.
| 0,5
|
2.
| Грамматика (морфология и синтаксис)
Освоение базовых понятий грамматического строя иностранного языка для развития коммуникативной компетенции в аспектах ее языковой и речевой составляющих.
| Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении, основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Множественное число существительных, выражение падежных отношений в английском языке с помощью предлогов и окончания –s, существительное в функции определения и его перевод на русский язык. Артикль. Степени сравнения прилагательных и наречий. Числительные. Количественные и порядковые, дробные. Местоимения. Личные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные и отрицательные. Оборот there+be. Спряжение глаголов to be, to have в Present, Past, Future Indefinite. Неправильные глаголы. Система времен английского глагола. Present, Past, Future (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous) в действительном залоге. Страдательный залог. Основные случаи словообразования. Модальные глаголы и их эквиваленты. Многофункциональность глаголов to be, to have, to do. Многозначные слова one, that. Фразовые глаголы. Простое распространенное предложение: прямой порядок слов повествовательного и побудительного предложений в утвердительной и отрицательной формах; обратный порядок слов вопросительного предложения. Эмфатические конструкции. Согласование времен. Прямая и косвенная речь. Структура сложного предложения. Придаточные предложения времени и условия. Сослагательное наклонение. Условные предложения II и III типов. Модальные глаголы в сочетании с перфектным инфинитивом.
Неличные формы глагола. Инфинитив: сложные формы; инфинитивные обороты. Причастие: сложные формы; причастные обороты. Герундий: сложные формы; герундиальный оборот.
|
|
| Формирование навыков профессионального владения иностранным языком в аспекте его стилистических особенностей, необходимых для развития коммуникативной компетенции.
| Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы.
Специфика условий общения в разных сферах человеческой деятельности. Существование различных функциональных стилей. Обиходно-литературный стиль как наиболее распространенный стиль повседневного общения, характеризующийся малым количеством стилистически маркированных элементов. Стилистическая нейтральность лексики и употребление слов в прямом значении.
Официально-деловой стиль общения. Разговорные клише, формулы вежливости, присущие официально-деловому стилю.
Примеры вышеуказанных стилей.
|
|
Основные особенности научного стиля
Основные черты научного стиля, такие как логичность и максимальная объективность изложения, использование терминологии, преобладание сложноподчиненных предложений, наличие союзов и союзных слов.
|
|
3.
| Лексика и фразеология
Освоение основных моделей словообразования в изучаемом иностранном языке, изучение общеупотребительной и основной терминологической лексики иностранного языка по профилю, что необходимо для развития коммуникативной компетенции в аспектах ее языковой, речевой и социокультурной составляющих.
Формирование учебно-познавательной и профессиональной компетенции с использованием электронных ресурсов.
| Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Лексические единицы общего характера по темам говорения, аудирования и чтения. Ведение учебных словарей. Проведение словарных диктантов как средства контроля усвоения лексики. Многозначность слова. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слов. Стилистически нейтральная наиболее употребительная лексика, относящаяся к общему языку и отражающая раннюю специализацию.
Понятие о термине. Накопление терминологической лексики. Ведение глоссариев по узкому профилю подготовки.
Знакомство с периодическими изданиями по специальности. Знакомство с отраслевым словарем.
|
|
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Накопление бытовой лексики происходит при восприятии на слух монологической и диалогической речи, чтении несложных прагматических текстов и последующем говорении на бытовые темы.
Терминологическая и общенаучная лексика изучается и накапливается при работе над текстами специальной и общенаучной направленности.
Понятие о лексике официального и неофициального стилей формируется при изучении различных видов речевых произведений (как устных, так и письменных).
Основные особенности научного стиля. Расширение словарного запаса за счет лексических единиц, составляющих основу регистра научной речи
|
|
| Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Наиболее распространенные формулы-клише (обращение, приветствие, благодарность, извинение и т.д.). Устойчивые сочетания, наиболее часто встречающиеся в профессиональной речи. Сочетаемость слов: свободные словосочетания, идиоматические выражения. Понятие фразеологической единицы. Пословицы и крылатые слова. Знакомство с фразеологическим словарем.
|
|
Понятия об основных способах словообразования.
Аффиксация. Продуктивные суффиксы имен прилагательных, глаголов, наречий. Конверсия. Выполнение упражнений по словообразованию.
|
|
| Письмо
Овладение основными навыками письменной речи, написанием деловых писем и других видов речевых произведений для формирования профессиональной компетенции.
| Аннотация, реферат.
Отличительные особенности аннотации и реферата. Практика составления аннотаций и реферата на основе статей по информатике, электронике, вычислительной технике.
|
|
Тезисы, сообщения.
Практика написания тезисов на основе статей по специальности, написаний сообщений на произвольную тему с опорой на ключевые слова и выражения.
|
|
Частное письмо, деловое письмо.
Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи и писем.
Ознакомление со структурой письма, различия в написании частного и делового писем, виды деловых писем, оформление конверта, оформление служебной записки, факса, e-mail-сообщения.
|
|
Биография
Основные требования к написанию резюме, составление собственного резюме по предлагаемому образцу.
|
|
5.
| Чтение
Развитие умения самостоятельно работать с различными видами текстов, особенно со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессионально значимой информации. Развитие навыков перевода и пользования словарями.
| Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Несложные тексты по разговорным темам (см. Раздел 7), тексты общенаучного характера по информатике и вычислительной технике, а также тексты по широкому и узкому профилю подготовки бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника» из профильных учебников и Интернет-ресурсов.
Объем дополнительного чтения – 15-20 тыс.знаков в каждом семестре.
Работа над текстами осуществляется с применением различных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, изучающего.
|
|
6.
| Аудирование
Развитие умения понимать устную монологическую и диалогическую речь для формирования коммуникативной компетенции.
| Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Аудиоматериалы для развития навыков понимания монологической и диалогической речи в рамках тем, указанных в Разделе 7.
|
|
7.
| Говорение
Формирование коммуникативной компетенции, что предполагает развитие умения общаться на бытовые, социальные и профессиональные темы.
Развитие информационной, когнитивной, профессиональной компетенции.
Формирование социокультурной и общекультурной компетенции.
Формирование навыков подготовки презентаций по изучаемым темам
| Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения.
Темы неофициального общения:
1. Первые компьютеры и их изобретатели.
2. Языки программирования.
3. Интернет в моей жизни.
4. Персональный компьютер.
5. Моя специальность.
6. Современный уровень развития компьютерных технологий.
|
|
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Культура и традиции Великобритании, США, Канады, Австралии. Страноведческие материалы по различным аспектам истории, политики, экономики, образования и культуры в вышеназванных странах. Обучение речевому этикету на аутентичных материалах
|
|
Основы публичной речи (устное сообщение, доклад)
Обучение общим правилам публичных выступлений. Формирование представления о целевой аудитории и адаптации устного дискурса к ее потребностям. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Логичность и последовательность изложения темы. План изложения. Практическая реализация рассмотренных основ публичной речи – презентации в Power point по изученным темам на аудиторных занятиях.
|
|
| Итого
|
|
|