Шаблон характеристики воспитанника детского сада
Документ пишется по примерному плану:
· Общие данные о дошкольнике.
· Физическое развитие.
· Общение с другими детьми.
· Отношение к трудовой деятельности.
· Особенности познавательной сферы.
· Общие и специфические способности.
· Темперамент.
· Преобладающие черты характера.
· Заключение.
Подробный образец характеристики воспитанника детского сада позволит создать оптимальные условия для его адаптации к школе: используя сведения о ребенке и его семье, учитель поможет ребенку безболезненно влиться в еще незнакомый коллектив.
Образец психоло-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста
- усвоение ребенком программы;
· темп работы на занятиях и утомляемость;
· выраженность познавательного интереса;
· проявление инициативы;
· поведение с педагогами и детьми.
·
Психологические особенности ребенка
В пример характеристики на дошкольника можно включить опорные фразы и формулировки, которые в дальнейшем облегчат процесс работы над реальным документом:
· психологическая атмосфера и эмоциональный фон в семье: доброжелательная, конфликтная, тепло и забота, отстраненность, желание/нежелание проводить вместе время и общаться;
· психология игровой деятельности: лидером в групповых играх, занимает пассивную позицию, любит играть один, понимает/не понимает правила игры, выбирает сюжетно-ролевые игры/предпочитает предметную деятельность, активен/пассивен;
· отношение к творческой деятельности: не проявляет заинтересованности, отдает предпочтение занятиям музыке/рисованию/конструированию;
· темперамент: уравновешен/неуравновешен эмоционально, подвижен/инертен;
|
· характер: уверен в себе/не уверен, на критику реагирует адекватно/неадекватно, общителен/замкнут;
· произвольность, переключаемость, устойчивость внимания, память развита достаточно/недостаточно;
· общая и мелкая моторика, речь развиты в соответствии с возрастом/слабо развиты.
Психолого–педагогическая характеристика дошкольника.
Анкетные данные:
Дата заполнения представления ______ 20_______ года
Фамилия, имя, отчество ребенка ____________________________________
Дата рождения ___________________________________________________
ДОУ _____________ тип _________________ группа _________
тип группы ___________________
Срок пребывания в данном ДОУ ________________________________________
В каком возрасте поступил ______________________________________________
Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина)
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе:
а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая _____________________________________________________________________
Физическое состояние ребенка :
Сформированность движений (соответствуют возрасту, скованность, расторможенность, стереотипные и навязчивые движения)_______________________
_________________________________________________________________________
Утомляемость_____________________________________________________________
Состояние моторики:
-ведущая рука _____________________________________________________
-точность движений _____________________________________________________
-работа на листе бумаги _________________________________________________
Особенности познавательной сферы:
Познавательные интересы, любознательность_________________________________
Особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой)___________________
|
_________________________________________________________________________
Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности____________________
___________________________________________________________________________
- активность и целеустремленность, наблюдательность____________________________
___________________________________________________________________________
- продуктивность в работе и обучении _______________________________________
- восприятие величины, формы цвета__________________________________________
-точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемо________
________________________________________________________________________
- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
уровень обобщений ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
- адекватное использование помощи _________________________________________
___________________________________________________________________________
Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная)
- быстрота и прочность запоминания _______________________________________
__________________________________________________________________________
- что лучше запоминает: цифры, стихи, события_______________________________
Особенности речи:
- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации,
в пределах обихода)_________________________________________________
|
- возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и выполнение
элементарных инструкций)______________________________________________
- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено или нет)_____
__________________________________________________________________________
- особенности словарного запаса __________________________________________
__________________________________________________________________________
- особенности грамматического строя _______________________________________
__________________________________________________________________________
- объем и типы предложений ________________________________________________
__________________________________________________________________________
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок ___________
__________________________________________________________________________
- наличие заикания ________________________________________________________
Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах __________________________________________
- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом_____________
______________________________________________________________________
- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой __________________________________________
- выделение из множества заданного количества предметов _______________________
- пересчет предметов с называнием итогового числа __________________________
- счетные операции _____________________________________________________
__________________________________________________________________________
- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше ____________________________________________________________
Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни________________
__________________________________________________________________________
- временные представления ______________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности игровой деятельности:
- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку)____________________________
__________________________________________________________________________
- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей, оречевление игровых действий) ___________________________________________
_________________________________________________________________________
- умение подчиняться игровым правилам __________________________________
Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- возможность совместной работы; по подражанию, по образцу; по словесной инструкции, по замыслу ________________________________________________
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета ________________________
- умение обыгрывать постройку, объяснять рисунок и оречевлять свои действия
_________________________________________________________________________
Работоспособность _______________________________________________________
Особенности личности.
- Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении)_________________________________________________________________
- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам)_________
_________________________________________________________________________
- Реакция на одобрение, замечание _______________________________________
- Склонности, симпатии________________________________________________
Навыки самообслуживания ____________________________________________
_________________________________________________________________________
Рекомендации _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог (психолог) ___________________________
Заверяю: заведующий ДОУ ___________________________
М.П.