Дисграфия упражнения по коррекции




01 апреля 2013

ФОТО можно посмотреть в предыдущей записи

ВИДЫУПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов,предложений. Т.е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.

 

Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях (с хорошим крупным шрифтом).

 

1. Закрашивание букв в табличках.

В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.

 

2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫбукв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.

2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).

2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди (в следующем тексте или наборе слов).

 

3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами).

3.1. Слова с "С"- синим цветом.

3.2. Слова с "Ш" - красным цветом.

3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.

 

4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:

С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).

 

5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.

Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).

 

6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т.е должны быть "обведены" только 2 лова).

 

7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).

 

В процессе коррекции дисграфии я ЗАМЕТИЛА, что:

- СПЕРВА ребенок не узнавал буквы - конкретные на конкретном месте.

Я указывала на конкретную букву, а он называл неправильный звук.

Научила (упражнениями по закрашиванию клеточек в таблице и обведению букв

в тексте).

 

- ПОТОМ когда смотрит на текст "видит" отдельные буквы,

а слово ЦЕЛИКОМ не видит.

Сделали аналогично.

Стали искать и обводить цветными карандашами заданные СЛОВА,

с заданным НАБОРОМ букв, например

(две буквы "А"; или "О" и "А"; или слово "ОН", "ВЗЯЛ", "Математика" и др.

(желательно чтобы в текстах их было много).

В английской статье есть про фокусировку глаз, да я замечала ЭТО на практике: нужно ТОЧНО указывать на ЧТО обращать внимание, а потом проверить сможет сам найти в тексте заданное слово и сколько раз оно встречается в тексте посчитать.

 

Заметила что шрифт обязательно должен быть крупный жирный, промежутки между строками тоже желательно по-больше, чтобы было легче читать, легче искать, глаза не ТАК быстро устают.

 

И когда проходили темы: счуществительное, прилагательное, глагол-

тоже искали и обводили-

ВСЕ предметы,

ВСЕ признаки,

ВСЕ действия.

ИНАЧЕ правило "не откладывалось" и не закреплялось.

 

Если текст нужно было прочитать и пересказать: обводили разными карандашами

1) ВСЕХ действующих лиц,

2) их признаки,

3) их действия.

Сейчас (4 класс) вроде полегче, быстрее запоминает, но если письменно нужно пересказать, то весь пересказ- это одно предложение на полстраницы, ни точек ни запятых. Предстоит научиться.

 

 

Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.

 

1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук.

Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести. (глядя на картинку "предмет + буква").

"Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).

Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -«гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). (картинка гуся).

Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные,

интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.

 

1.1. сперва "прорабатываем" звук №1

Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.

1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).

 

2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)

2.1. слова с одним из звуком (или или) ("сом", "шапка").

2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т.п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).

 

3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать).

 

4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)

 

5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).

 

За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие.

 

Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).

 

Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить):

1) количество слогов;

2) "твердый" или "мягкий" звук у согласной в ЭТОМ слоге;

3) открытый или закрытый слог.

 

Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) и потренироваться:

1) красным отметить "мягкие" слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ);

2) синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ)

для одной и той же согласной на выбор.

 

Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами:

 

1. группа слогов (и "твердые" и "мягкие").

2. группа слов (с "нужными" слогами).

 

Для закрепления можно:

1) поискать в тексте слова со слогами из ЭТИХ БУКВ;

2) обвести СООТВЕТСТВУЮЩИМИ разными цветами СЛОГИ;

3) написать распределительный диктант.

 

 

Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы,

СОВСЕМ другие слова, полезно будет:

 

1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом.

(например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо").

 

2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками".

После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит.

 

3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку", «Орфографический тренажер» (учебные пособия "Ранок" и др.).

 

4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое.

 

В подобранных текстах найти и обвести:

(например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную):

"-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.)

 

- сперва ТОЛЬКО «нужные» окончания во всех словах;

- потом все СЛОВА целиком с «нужными» окончаниями;

- прочитать ПРАВИЛЬНО (текст), обязательно;

- научиться читать правильно без цветных "подсказок".

 

Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).

 

ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:

1) громко - тихо

2) быстро - медленно.

 

Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.

 

 

ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок".

 

 

Я использовала для обозначения "мягкости" и "твёрдости" звуков ЦВЕТ

(красный и синий для слогов, голубой и розовый для гласных звуков).

Можно посмотреть в КАССЕ букв, слогов (другая запись в дневнике [url]https://www.liveinternet.ru/users/4913329/rubric/4082758/[/url]

 

А звонкость согласных звуков обозначала:

тёмно-серый (сонорные),

серый (парные звонкие),

светло-серый (парные глухие),

белый - глухие.

 

Некоторые логопеды применяют другой способ -ТАКТИЛЬНОГО ощущения, т.е. принадлежность звука определяется ТОЛЬКО на ОЩУПЬ ("Ь"- из пороллона, "Ъ"- из линолиума или другого твердого материала).

 

Свойство ТАКИХ звуков (букв, слогов) можно определить ТОЛЬКО на ощупь

(просто посмотреть мало, или если запомнить внешний вид материала,

из которого они изготовлены.

(Т.е. больше времени уходит на то чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ и ЗАПОМНИТЬ)

Для дошкольников, наверное ТАК понятнее.

 

Принадлежность звуков на моих карточках сразу видно по ЦВЕТУ ФОНА гласных букв.

Потомучто гласные буквы (звуки) - ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ в определении "твёрдости" или "мягкости" согласных букв в конкретном слоге или слове.

"Смягчающие" --- "И","Е","Ю","Я", "Ё" (розовый фон);

"Несмягчающие" --- "Ы", "Э","У","А","О" (голубой фон).

 

"НИ", "НЕ", "НЮ", "НЯ", "НЁ" - красный фон;

"НЫ", "НЭ", "НУ", "НА", "НО" - синий фон.

 

После того как "разобрались" с печатными буквами, проверьте Как обстоят дела с прописными. Наверняка, есть "проблемные".

 

Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах:

- самим написать (специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил.

- в "правильных" (без ошибок) текстах можно искать заданные " проблемные" элементы.

 

Очень хорошие тетради для коррекции дисграфии:

О.В. Чистякова «20 занятий по рус.языку для предупреждения дисграфии» (для 1 класса, 2-ого, 3-4 классов);

Крутецкая В.А. «90 эффективных упражнений по коррекции дисграфии» (Все -ИД «Литера», Россия). [url]https://www.litera.spb.ru/catalog/college/abc-of-writing-reading-numeracy[/url]

 

 

Проблемы возникают по всем предметам, к сожалению.

 

Особенно, если задание дается НА СЛУХ, а перед учеником ТОЛЬКО чистый лист тетради. Нет ни каких зрительных ориентиров: ЧТО? ГДЕ? КАК? писать.

 

К таким моментам нужно дома ребенка "подготовить", специальными упражнениями, например математическими диктантами (сборник диктантов).

 

Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память.

Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик.

 

Из интернета - "у ТАКИХ детей преобладает зрительная память".

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО:

1) делать "Работу над ошибками",

2) обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок (но не ругать).

3) чтобы он точно знал где "Правильно", а где "Неправильно".

ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку). Чтобы он увидел и запомнил.

 

В первом классе «Работа над ошибками» - написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки). Мышечная память руки помогает.

 

Постепенно, улучшать почерк.

Определить 2 самых крупных недостатка почерка, подчеркнуть красной ручкой

(чтобы ребенок увидел, понял недостаток, запомнил КАК правильно).

Добиваться, чтобы именно-эти недостатки исчезли.

Когда ребенок привыкнет писать «по-новому» (БЕЗ этих дефектов),

можно найти другую пару дефектов почерка, «воевать» с ними.

Проблем еще много. Надеюсь, постепенно со всеми справимся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: