Книга для наставника (ХМЛ)




КакВладимируправляетповедениемвоспитанников

 

Я заметил, что у Владимира особые взаимоотношения со своими ребятами. Его группа отличалась единством и готовностью следовать за ним. Невозможно было не заметить, как эта группа выделяется на фоне остальных. В конце смены, когда Владимир собирался ехать домой, я поблагодарил его за отличную работу и спросил, в чем секрет его успеха.

«Я постоянно молюсь за своих мальчиков, – ответил он. – Я молюсь за них до их приезда и когда они в лагере. Молюсь я о них и после лагеря. У меня есть список молитвенных нужд каждого ребенка. Я помню, что у меня там написано. Я специально запоминаю их нужды и молюсь о каждом воспитаннике поименно. Правда, время для молитвы есть только утром, до подъема, и вечером после 23:00, когда ребята уже спят. Я так счастлив, что у меня есть время молиться за них».

 

«Я молюсь за мою группу как за единую команду. Я молюсь:

· о взаимопонимании с каждым воспитанником;

· об уважении к каждому ребенку, которое позволит мне ценить душу, данную ему Богом;

· чтобы Бог просветил их разум;

· чтобы Бог сделал нас единой командой;

· чтобы они полностью участвовали в программе.

«Я – друг для каждого моего воспитанника, – продолжал Володя, и его глаза были исполнены любви к ребятам. – Мне не нужна палка, чтоб вести их, мне достаточно проявить участие».

«Можешь ли ты привести пример?» – спросил я.

«Конечно. Саша сидел один, в стороне от ребят. Я подошел, сел рядом с ним, положил руку ему на плечо и спросил, как у него дела. Саша покуривал, и в тот день уже выкурил тайком сигарету. Он опустил глаза и сказал: «Володя, я знаю, ты дума-ешь, что я поступил плохо. Вот почему ты подошел поговорить со мной».

«А что ты сам думаешь об этом?» – спросил я. «Я знаю, что это нехорошо, – сказал Саша в ответ. – Вот, возьми мои сигареты».

«Я вдохновляю ребят своим примером. Я им рассказываю, как и в чем побуждает меня Иисус. Я рассказываю им о том, что я делаю и почему. Я рассказываю о своих ошибках и о том, чему они меня научили. Однажды, когда ребята не слушались меня, я показал им шрам на пальце. Отец говорил мне, чтобы я не совал палец в печь. Я его не послушал – и в результате у меня есть шрам, который напоминает мне о непослушании. «Ребята, – сказал я, – будьте послушны и не собирайте шрамы, которые потом будут всю жизнь напоминать вам о непослушании».

«Я часто говорю с ними о жизни, о своих прошлых ошибках, о которых сегодня сожалею, но уже ничего не могу исправить. На такие разговоры уходит много времени, но они производят глубокое впечатление на ребят».

«Мои ребята рассказали мне, что ночью хотят намазать других зубной пастой. «Если вы меня уважаете, пожалуйста, не делайте этого, потому что у меня будут неприятности с директором лагеря», – сказал я. Они отказались от своих намерений. Я их предупредил, что проверю, как они исполнят свое обещание, и привязал к двери колокольчик на случай, если они попытают-ся ночью выбраться из комнаты. Ночь прошла спокойно, и никто не пытался выйти из комнаты».

«А какие еще методы ты используешь, чтобы заслужить уважение?»

«Я всегда разговариваю с ними спокойным и ровным голосом. Лучше десять раз сказать спокойно, чем один раз накричать. Иногда мне кажется, что я не могу достучаться до ребят, что они не слышат меня. Но на одиннадцатый раз они начинают слушать, и я рад, что не взорвался и не начал на них кричать».

«Как тебе удается поддерживать порядок и интерес воспитанников во время библейского занятия и вечернего общения в группе?»

«Нарушители спокойствия становятся моими помощниками. Я возлагаю на них определенную ответственность и поручаю им различные задания. Например, я поручаю им принести вечерний чай и сладкое к чаю, приготовить комнату и подать снэк. Я назначаю одного человека ответственным за то, чтобы все было сделано правильно. Если на библейском занятии или вечернем общении в группе воспитанник не слушает, я делаю паузу, а затем говорю: "А теперь продолжит Юра". Я вручаю ему свою Библию, ручку, тетрадь и говорю: "Пожалуйста, веди урок". Юра берет эти «символы власти», но после минутного размышления понимает, что не сможет справиться с ролью руководителя занятий. Он возвращает мне «символы власти», извиняется за то, что перебил меня, обещает слушать внимательно и просит меня продолжать вести занятие».

«Ты ставишь цели перед своими воспитанниками?»

«В первый день смены, когда мы собираемся вместе, мы выбираем цель для нашей группы и следуем ей до самого последнего дня. Я спрашиваю у ребят: "К чему мы будем стремить-ся в лагере?" Если от ребят предложений не поступает, я предлагаю назвать нашу группу рыбой, лошадью или облачком. "Нет! – отвечают ребята. – Мы хотим представлять собой чтото более достойное". "Ну что ж, как насчет того, чтобы стать "Учениками Христа?" Потом я прошу каждого воспитанника в присутствии всей группы дать обещание посвятить себя достижению этой цели. Мы соединяемся в молитве и просим Бога помочь нам быть Его настоящими учениками в игре, на собрании, в столовой, в комнате и во всех других мероприятиях и взаимоотношениях с людьми. Затем мы делаем эмблему группы – плакат или флаг, который будет служить нам напоминанием об этом посвящении».

«Затем я объясняю ребятам философию христианского лагеря. Наш лагерь – не курорт, на котором его хозяева делают деньги. Я объясняю им, что сотрудники лагеря стремятся относиться к ним с уважением и добротой. И что они приложат все силы, чтобы вкусно накормить своих гостей и сделать их жизнь в лагере интересной. Они хотят, чтобы воспитанникам все понравилось, и чтобы каждый их день в лагере был полон приятных впечатлений. Но больше всего мы бы хотели познакомить вас с Иисусом Христом и помочь вам любить Его и служить Ему. Я посвящаю себя тому, чтобы являть христианскую жизнь на собственном примере, а не только на словах. Я предлагаю воспитанникам оценивать мое поведение и указывать на ошибки. Когда они это делают, я благодарю их за то, что они меня поправляют, выслушиваю их, серьезно воспринимаю сказанное и признаю свои ошибки. Я обещаю добросовестно отвечать на их вопросы и сохранять в тайне то, что доверено только мне».

«За время одной смены ты 33 раза ешь с воспитанниками. Что ты делаешь, чтобы во время еды им было интересно и за столом был порядок?»

«Мы начинаем с серьезной и осмысленной молитвы Богу. Молюсь либо я, либо кто-то из ребят. За завтраком мы планируем предстоящий день: что важно сегодня сделать. За обедом мы говорим о том, как сделать лучше то, что мы делаем. Мы обсуж-даем, как нам следовало бы играть. Если мы проиграли, то говорим о том, как можно было бы сыграть лучше. Мы обсуждаем нашу сценку: ее сюжет, кто какую играет роль и как будут вы-глядеть отдельные детали сценки. За ужином мы оцениваем прошедший день».

«Все твои группы были чрезвычайно динамичными. Как ты создавал групповую динамику?»

«Мы стремимся к созиданию духа единства. Например, ко-гда мы идем в душ, в столовую, на спортплощадку или на собра-ние, мы идем как одна команда. Мы заранее договариваемся об этом, чтобы все видели, что нас объединяет дух согласия».

«Мы стараемся творчески подойти к воплощению темы дня. Так, в «День благодарения» мы решили поблагодарить садовницу, чтобы ей захотелось еще лучше выполнять свою работу. Мы сочинили песню и репетировали ее до тех пор, пока она не стала у нас хорошо получаться. Потом пошли в класс рукоде-лия, и каждый сделал себе высокий белый колпак. Надели брюки, рубашки и галстуки, взяли гитару, встали у входа в теплицу и спели для садовницы нашу песню. Она была поражена!»

«У меня много разных задумок, но сейчас мне трудно вспомнить все. В лагере я воплощаю их в жизнь по ме-ре того, как они приходят мне в голову. Они появляются в процессе работы. Так Святой Дух действует в жизни по-слушных христиан. Слава Богу!»

«Я очень строг с воспитанниками, но всегда объясняю им причины своих действий и поступков. Если они возражают и спрашивают: "Почему другие бегают, а мы должны сидеть здесь?" – я отвечаю: "Оглянитесь прежде на себя, а не смотрите на других. Вы будете держать отчет за себя, а не за них"».

«Я всегда весел, дружелюбен и открыт. Если бы я впадал в депрессию, они никогда не поверили бы в меня и в лагере им было бы неинтересно».

«Ты оказал на своих ребят большое влияние. Многие из них пришли ко Христу. В чем же секрет твоего успеха?»

«Поступать так, чтобы моя жизнь служила им примером. Когда я повинуюсь Богу и уповаю на Него, Святой Дух наставляет меня в работе с воспитанниками. А еще я три раза в день напоминаю своим ребятам о главе 28 из Второзакония. В нашей жизни Божье благословение или проклятие зависит от нашего послушания. Я вкусил, как сладок Господь, и не хочу удаляться от этой сладости. И я молюсь, чтобы каждый из моих ребят почувствовал и пережил сладость Бога».

 

Через два года после этого разговора с Владимиром я разговаривал с одним из сотрудников нашего лагеря. В свое время он был воспитанником в группе Владимира. Вот что он мне сказал:

«Из всех моих лагерный воспоминаний лучшее – смена, проведенная в группе Владимира. Он – лучший наставник, который у меня когда-либо был. Он молился о нас. Он делал для нас все, что мог. Наша группа была лучшей в лагере. Мне очень нравилось единство, с которым мы участвовали в спортивных играх. Владимир научил нас за каждый успех воздавать хвалу Богу. Мы боролись за единство. Лучшая игра из всех, в которые мы играли, – цветной футбол. Мы играли не ради победы; мы играли ради нашей дружбы и знали, что это – испытание для нас. Самое мое сильное воспоминание – то, как первые три дня Владимир брал инициативу на себя и учил нас играть. Затем он передал нам ответственность за все и стал одним из нас. Нас переполняло желание творить добрые дела. Не знаю, как Владимир этого добился, но все мы чувствовали это. Воспитанники из других групп спрашивали нас, что делал Владимир, чтобы так нас вдохновлять».

«Я помню других моих наставников. Один из них любил спать; поэтому в наказание запрещал нам идти на пляж, чтобы остаться в комнате и поспать».

«Лето с Владимиром было моим лучшим летом в лагере. В то лето я не хотел уезжать домой. Я видел других воспитанников – некоторым из них в лагере было нелегко. У них не было возможности полноценного общения с другими. Это напомнило мне проблемы, которые были у нас в семье. Я держал эти проблемы в себе, и это отдаляло меня от общения с остальными воспитан-никами. Радость воспитанника в лагере целиком зависит от его наставника».

 

Многие черты характера, образцом которых в роли наставника был Владимир, я теперь вижу в этом молодом сотруднике. Владимир произвел на него неизгладимое впечатление тем, что он делал вместе с ним, для него и по отношению к нему. Владимир предотвратил и разрешил все возможные проблемы в области дисциплины тем, что полностью посвятил себя своим воспитанникам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: