Методологические основы изучения истории. Периодизация всемирной истории и истории Беларуси.




Тема 1. Введение в дисциплину

«История Беларуси в контексте европейской цивилизации»

 

1. Объект и предмет изучения истории Беларуси в контексте европейской цивилизации.

2. Методологические основы изучения истории. Периодизация всемирной истории и истории Беларуси.

3. Источники изучения истории Беларуси.

 

Объект и предмет изучения истории Беларуси в контексте европейской цивилизации.

Как любая наука, история Беларуси имеет объект и предмет своих исследований. Объектом исторических исследований является прошлое нашей страны, изучаемое во всем его разнообразии на основе определенных источников и методологических принципов. Предмет истории Беларуси – процессы общественного, государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте общеевропейской истории с учетом цивилизационных особенностей. Целью изучения истории в высшей школе является формирование у будущих специалистов исторического сознания, что будет способствовать пониманию ими места белорусского народа в мировом историческом процессе и оценке его вклада в мировую цивилизацию.

Необходимо выделить следующие важные функции истории: научно-познавательную, практическую и патриотическо-воспитательную.

История занимает важное место среди социально-гуманитарных наук и имеет тесные междисциплинарные связи с социологией, психологией, философией, филологией и т.д., но в отличие от других наук рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон (экономики, политики, быта, культуры).

История является многоотраслевой наукой. Самостоятельными ветвями исторических знаний считаются экономическая история, социальная история, военная история, история государства и права, история религии, этнография и т.д. Существуют вспомогательные дисциплины: геральдика, нумизматика, генеалогия и др. По широте объекта изучения история разделяется на всеобщую историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов. Историческая наука также подразделяется на историю первобытного общества, историю древнего мира, историю средних веков, историю нового и новейшего времени.

Методологические основы изучения истории. Периодизация всемирной истории и истории Беларуси.

В исторической науке применяются как научные методы изучения исторического материала – анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д., так и специальные – системный, сравнительный, хронологический, генетический и др.

В европейской исторической науке сложилось традиционное деление мировой истории на Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Периодизация мировой истории и истории Беларуси начинается с Древнего мира до конца 5 в. – появления первых людей, восточных цивилизаций и до конца существования античной цивилизации. При изучении средних веков (конец V – XV в.) освещается история средневековых цивилизаций Европы, Азии, Африки и Америки от падения Западной Римской империи до великих географических открытий. История Нового времени (XVI – начало XX в.) охватывает кризис феодальной системы и становление буржуазного общества. История Новейшего времени (начало ХХ – начало XXI в.) рассматривает события с 1918 г. и по нынешнее время.

Как органическая часть европейской истории отечественная история подразделяется на древнее общество (100-35 тыс. назад – V в.), которое состоит из каменного века (100-35 тыс. назад – третье тысячелетие до н.э.), бронзового века (второе тысячелетие – VIII в. до н.э.) и железного века (VII в. до н.э. – V в. н.э.); Средневековье (VI – XV вв.), включающее в себя период возникновения раннеклассового общества, государственности на белорусских землях (конец V – первая половина XIII в.) и период развития феодальной системы (середина XIII – XV в.); Новое время (XVI – начало XX в.), которое делится на период расцвета, последующего кризиса феодализма (XVI – конец XVIII в.) и период генезиса индустриального общества, утверждения капитализма (конец XVIII в. – 1917 г.); Новейшее время (с 1917 г. до наших дней).

Существуют следующие системы классификации исторических этапов: археологическая, марксистская (формационная), цивилизационная.

Археологический подход типологизирует исторические эпохи по основным материалам для изготовления орудий труда: каменный век, который делится на палеолит, мезолит и неолит, бронзовый и железный век.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. С точки зрения формационного процесса история человечества – это смена общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – историческая ступень развития человеческого общества, основанная на определенном способе производства. Первооснову развития общества составляет трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей люди вступают во взаимоотношения друг с другом и с природой. Все это составляет общественное бытие человека. В свою очередь общественное бытие определяет общественное сознание, т.е. духовную сторону жизни общества. Основу общественного бытия составляет способ производства как совокупность производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, основу которых составляет вопрос о собственности. Если между развитием производительных сил и производственных отношений существует соответствие, общество развивается в рамках существующей общественно-экономической формации; в случае возникновения конфликта между ними происходит переход к новой общественно-экономической формации. Сторонники марксистской теории выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

В основу цивилизационного подхода к изучению истории положены не производственные отношения, а человек с его потребностями, способностями, волей и знаниями. Однако однозначной трактовки понятия «цивилизация» не существует.

Основоположниками цивилизационного подхода к объяснению исторического процесса можно считать французских философов-просветителей XVIII в. Руссо, Вольтера, Дидро. Первоначально понятие цивилизация обозначало этап развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Различия между отдельными сообществами с точки зрения движения человечества по пути цивилизации и прогресса связывались с особенностями среды обитания, расы, традиции и считались несущественными.

Основными отличительными чертами цивилизационного этапа развития человеческого общества являются:

- замена кровнородственных связей варварского общества на более широкие, т.е. формирование общества, строящего свои отношения не на основе кровного родства или соседских связей, а на основе более широких экономических, политических, социальных, духовных связей большой массы людей;

- появление государства и профессиональной группы управляющих;

- регулятором отношений между людьми служат не столько обычаи и традиции, сколько писанное право;

- переход от коллективной (общинной) собственности к неколлективным формам ее производства;

- появление социально-классовой структуры общества.

Таким образом, исторический процесс рассматривается по вертикали – от древности до наших дней.

Изучение истории по горизонтали предусматривает сравнительный анализ исторического прошлого народов, государств, континентов в одни и те же периоды, а цивилизации рассматриваются как различные уникальные этнические или исторические общественные образования групп стран и народов на определенном этапе развития. В основе такой уникальности лежит своеобразие материальной, духовной и социальной жизни. С данной точки зрения исторический процесс - это смена целого ряда цивилизаций, существовавших в разное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Данилевский, выдвигая свою теорию развития истории, предложил собственную типологию культурно-исторических типов (цивилизаций). История становления человечества есть лишь история локальных цивилизаций, схожих по внутреннему механизму развития и имеющих индивидуально-замкнутый характер. Тойнби рассматривал цивилизации как замкнутые общества, отражающие культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности страны или группы стран, объединенных общей судьбой. Он насчитал 21 цивилизацию и выдели пять живых цивилизаций: 1) христианско-католическую, западную; 2) православно-христианскую, византийскую; 3) индуистскую; 4) исламскую (Северная Африка, Ближний и Средний Восток); 5) дальневосточную (Юго-Восточная Азия). Для Тойнби наиболее важными особенностями явились религия и форма ее организации, культурные традиции и территория. Следуя теории локальных цивилизаций, можно отметить, что Беларусь формировалась в рамках восточноевропейского региона православной христианской цивилизации.

Наиболее целесообразно при применении цивилизационного подхода к анализу истории человечества использовать как горизонтальный, так и вертикальный способы исследования. Тогда смена мировых цивилизаций будет представлять собой постепенное движение исторического процесса и саморазвитие человечества в экономико-технологическом и социокультурном аспектах.

В современной исторической науке закрепился принцип деления истории обществ на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации. Этого принципа придерживаются и сторонники теории модернизации общества. Показать историю Беларуси как органическую часть единого мирового исторического процесса, особенности проявления этого процесса на разных этапах развития общества позволяют и формационный, и цивилизационный подходы, однако оба они не совершенны и ставят в ходе исторического анализа акценты на разном. В то же время они позволяют рассматривать мировую историю более глубоко, сочетая линейно-стадиальную трактовку исторического процесса с плюралистическим контекстом взаимодействия различных цивилизаций.

3. Источники изучения истории Беларуси.

Исторические источники – это материальные объекты, имеющие социальное происхождение и отражающие историческое прошлое. Они традиционно подразделяются на следующие группы: археологические, лингвистические, этнографические, а также письменные, устные, фото-, фоно- и кинодокументы.

Наиболее разнообразна по своей классификации группа письменных источников. Самыми древними письменными источниками изучения истории Беларуси являются граффити (процарапанные надписи), берестяные грамоты эпохи Средневековья, летописи, хроники, литературные произведения, законодательно-договорные документы, евангелия и т.д.

По истории ВКЛ и РП важную информацию можно почерпнуть из привилеев, законодательных памятников, государственного архива ВКЛ – Метрики ВКЛ, летописей ВКЛ – Белорусско-Литовской летописи и Радзивилловской летописи XV в., Хроники ВКЛ и Хроники Быховца XVI в., Баркулабовской летописи рубежа XVI-XVII вв., исторических и дипломатических документов и т.д.

Период нахождения белорусских земель в составе Российской империи освещают законы, указы, манифесты царского правительства и другие документы. Законодательными источниками советского времени являются Конституции СССР, конституции союзных республик, постановления и указы Верховного Совета СССР и Верховного Совета БССР, акты исполнительных органов и др.

Для изучения социально-экономической истории Беларуси интересны материалы археологических раскопок, этнографические описания. Также расширенную информацию можно найти в хозяйственных описаниях XVI-XIX вв., документы экспедиций и т.д.

К числу наиболее известных литературных источников относят «Слово о полку Игореве», «Слова» Кириллы Туровского, издания Библии с предисловиями, комментариями к ним Ф. Скорины, произведения С. Будного, Н. Гусовского и др. В XIX в. усиливается влияние периодической печати, в которой встречается информация практически обо всех сторонах жизнедеятельности общества (Губернские ведомости, Епархиальные ведомости, Наша нива и др.).

Впервые попытку кодификации и систематизации древних документов предпринял белорусский археолог, историк, писатель Иван Иванович Григорович в издании «Белорусский архив древних грамот», позже Петербургская археографическая комиссия стал издавать «Акты, относящиеся к истории Западной России», вышли «Акты Виленской археографической комиссии». В советские времена издавались хрестоматийные издания и сборники документов по истории Беларуси. Еще более возрос интерес к публикации источников по истории Беларуси с 1980-х гг.

Как и другие науки, история Беларуси прошла большой и сложный путь в своем становлении и развитии. Она обогащалась анализом различных источников, но постепенно исторические знания приобрели «научно-осмысленный» характер. Первые письменные сведения о белорусских землях содержались в работах античных, византийских, арабских, персидских авторов. Еще более широкие материалы представлены в летописях и летописных сводах. Они еще не являются научными историческими произведениями, но в них присутствует своеобразная историческая концепция. В XVI-XVII вв. Скорина, Будный, Тяпинский и др. непосредственно не изучали историю белорусских земель, но историческая аргументация занимала много места при обсуждении проблем общественной жизни.

В XVIII в. различные аспекты истории Беларуси находили отражение в трудах польских ученых.

Первыми профессиональными историками, которые в XIX в. стали систематизировано изучать прошлое нашей страны были профессора Виленского университета И. Лелевель, И. Данилович, Ярошевич и др. Значительным вкладом в развитие археологии, исторического краеведения и этнографии стала деятельность братьев К. и. Е. Тышкевичей, собравших большую коллекцию древностей, переросшую в исторический музей в Логойске (1842) и Григоровича.

В российской историографии XVIII-XIX вв. господствовал великодержавный имперский подход к истории восточнославянских народов, которые рассматривались в качестве «триединого народа русского» с его тремя ветвями: великороссами, малороссами и западноруссами. Сказывалась и позиция российских властей, стремившихся оправдать свои претензии на бывшие древнерусские земли, необходимость их объединения в составе России, что и произошло в результате разделов Речи Посполитой. Большинство российских историков освещали прошлое белорусских земель с позиций так называемого «западнорусизма» консервативного либо либерального направления. Однако и историки, стоявшие на позициях западнорусизма, внесли немаловажный вклад в накопление и развитие научных знаний о Беларуси, ее истории и культуре – например, Станислав Богуш-Сестронцевич, автор многих исторических работ, наиболее крупной из которых была книга «О Западной России».

Следующий этап в развитии историографии Беларуси связан с именами Шпилевского, Носовича, Киркора, Романова, Сапунова и др., прославившихся своими этнографическими исследованиями и публикациями, в которых они популяризировали историю белорусского края, описывали быт и традиции белорусского народа. Следует выделить «Краткую историю Беларуси» Ластовского, трехтомник «Белорусы» Карского.

В советский период освещение истории Беларуси проходило в рамках марксистско-ленинской идеологии. Между тем, историками была проделана огромная работа по изучению различных аспектов истории Беларуси. Среди историков, необходимо выделить Загорульского, Штыхова, Дмитрачкова, Копысского, Улащика и др.

С первой половины 1990-х гг. проблемы истории Беларуси начинают рассматриваться в рамках национальной концепции. Расширяется издательская деятельность, выпускаются научные исторические журналы – Беларуски гистарычны часопис, Архивы и справаводства. Издаются фундаментальные исследования, посвященные истории ВКЛ, истории белорусской государственности и др. Изучением проблем истории Беларуси занимаются и зарубежные историки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: