Преподавать искусство средствами искусства означает




Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование». Цель эстетического воспитания в современном обществе.

Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование»

Соотношение процессов художественного образования и эстетического воспитания нередко являлось предметом профессиональных дискуссий:

1.художественное образоване полностью обеспечивает эстетическое развитие личности

2. художественное образование и эстетическое воспитание – разные педагогические процессы

3. художественное образование и эстетическое воспитание в чем-то совпадают, я в чем-то разнятся

Современная артпедагогика считает, что между собой процессы художественного образования и эстетического воспитания соотносятся как взаимосвязанные, но не рядоположенные

Цель: В отличие от художественного образования, которое можно ограничить четкими рамками формирования определенных характеристик, процесс эстетического воспитания охватывает всю личность воспитанника. Современная педагогика формулирует его как формирование личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в социуме, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности.

Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства.

Виды эстетической деятельности можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, рассмотрим классификацию по характеру деятельности субъекта воспитательного процесса. Здесь можно выделить три вида эстетической деятельности:

перцептивная, т.е. восприятие искусства

когнитивная, т.е. познание искусства

креативная, т.е. самостоятельное творчество

Другая, не альтернативная, а дополняющая первую классификация основывается на различии образов, создаваемых в процессе художественного творчества. В их дифференциации важную роль играет феномен хронотопа, т.е. соотношения пространства/времени. В этой классификации выделяют пять видов художественно-творческой деятельности:

• литературное творчество (создает универсальные образы);

• изобразительное творчество (создает пространственные образы);

• музыкальное творчество (создает временные образы);

• театральное творчество (создает пространственно-временныеобразы);

• техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.). Их можно назвать виртуальными образами

Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. на перцептивном, когнитивном и креативном

Организация эстетической деятельности воспитанников в условиях академических и досуговых форм художественного образования.

Характеристики Академические Досуговые
Приоритетные цели Образовательные (знания, умения, навыки) и профориентационные (подготовка к поступлению на следующий уровень образования) Развивающие и профориентационные (развитие и диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств) .
Содержание образования Стандартизованное, ориентированное на преемственность ступеней образования   Гибкое, индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов  
Сроки обучения Стандартизированы   Индивидуализированы  
Формы контроля за результативностью образовательного процесса Зачеты, экзамены, защиты   Выставки, концерты, фестивали, конкурсы  
Формы фиксации государственного контроля Документ государственного образца, имеющий юридическую силу Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п

 

Эволюция систем эстетического воспитания и художественного образования в зарубежной педагогике.

Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования. Эволюция эстетических представлений человечества и ее влияние на профессиональную педагогику искусства.

Эстетическое сознание проявляет себя в оценке, которую мы даем явлениям окружающего мира (природа, социум и, конечно же, – искусство).

Характер эстетической оценки передают категории:

прекрасного и безобразного,

возвышенного и низменного,

трагического и комического, а также ужасного

Артпедагог использует различные понятия для обозначения указанных категорий в зависимости от возраста и эстетического развития воспитанников. Важной педагогической проблемой является формирование адекватной эстетической оценки непривычных для воспитанников объектов.

Следует учитывать исторические, национальные, региональные, социокультурные детерминанты восприятия эстетических категорий.

Для формирования полноценной, социально ответственной личности важно обращать внимание воспитанников на взаимосвязь этических и эстетических ценностей.

Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками. Взаимосвязь этических и эстетических категорий и ценностей в системе художественного образования.

Инкультурация личности осуществляется через освоение всего разнообразия функций искусства в социуме:

• эстетическая

• гедонистическая

• креативная

• когнитивная

• развивающая

• воспитывающая

• коммуникативная

• рекреационная

• компенсаторная (реабилитационная)

• проективная

Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира; влияние этих различий на организацию эстетического воспитания и художественного образования.

Наука и искусство как способы познания и освоения мира

НАУКА ИСКУССТВО
Опирается на факты Опирается на художественные образы
Движется от рациональных усилий к эмоциональной оценке результатов Движется от эмоциональной оценки явлений к их образному, а затем рациональному анализу  
Создает преходящие (устаревающие) ценности Создает непреходящие (вечные) ценности

Преподавать искусство средствами искусства означает

• Опираться на специфику художественно-образного освоения мира

• Моделировать все разнообразие функций искусства в деятельности

• Пользоваться выразительной речью и профессиональной лексикой

• Выявлять взаимосвязь и взаимовлияние эстетических, этических и научно-технических ценностей

Соотношение мировых, национальных и региональных художественных ценностей в процессе эстетического воспитания. Реализация принципа культуросообразности в системе эстетического воспитания.

У каждого крупного художника свой взгляд на мир и способ его воплощения. Но все едины в представлении, что это не просто воспроизведение, но особое творческое переосмысление. А.С.Пушкин наблюдал перипетии судеб своих героев «сквозь магический кристалл». В.В.Маяковский утверждал: «Сцена – не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». А.А.Вознесенский сравнивал работу творца с процессом съемки на зеркальном фотоаппарате старого образца – со стороны кажется, что фотограф разглядывает самого себя, а он ловит в объектив весь мир.

Заинтересоваться творческой позицией автора, поймать авторский «месседж», почувствовать то, что К.С.Станиславский называл «сверхсверхзадачей» создателя, способен лишь эстетически развитый реципиент, ориентированный на проникновение в авторскую позицию и сопоставление ее со своим восприятием затронутой темы.

При этом беседовать об одном и том же произведении, но с воспитанниками разного уровня общей и профессиональной культуры приходится по-разному. Здесь вступает в силу принцип культуросообразности в системе эстетического воспитания. Тем не менее, оценка эстетических явлений должна стремиться к объективной.

В системе эстетического воспитания важно устанавливать взаимоотношения мировых, национальных и региональных художественных ценностей, не умаляя, но и не преувеличивая их достоинств.

Еще в 70-х гг.ХХ в. советские педагоги – специалисты по эстетическому воспитанию – поставили вопрос о несовершенстве системы, ориентированной почти исключительно на шедевры искусства (во всяком случае, на произведения «первого ряда»). Ведь в повседневной жизни человек встречается отнюдь не только с шедеврами. Сейчас соотношение шедевров и художественного «мейнстрима» в реальном потоке художественных впечатлений и в учебном процессе – одна из дискуссионных проблем эстетического воспитания.

НА протяжении 20 в воспитание проходилона лучших образцах:

Шедевры мирового уровня

Национальное искусство (отображают мировую тенденцию)

Региональное, местное достижения

Должны работать во взоимосвязи!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: