РОЖДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ФЕАНОРА




ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЖДЕНИЕ ФЕАНОРА

 

Феанор – старший сын Финве, считающегося мудрейшим из детей мира [26], искусного мастера, как видно из его имени [54] и искусного оратора [11], короля нолдор, а до того - их вождя в Великом Походе, и Мириэли Серинде, самой искусной среди нолдор в ткачестве и вышивании [5], изобретательницы самого искусства вышивания [10]. Ловкость её рук была изумительна. При мягком характере Мириэль могла быть крайне неуступчива, её решение нельзя было изменить ни принуждением, ни советом [12].

Феанор унаследовал от матери необыкновенную ловкость, и от обоих родителей - остроту ума и искусность рук [10]. Как и Финве, он решителен, способен вести за собой других, необыкновенно отважен, полон энергии, красноречив, всегда стремится к познанию. ‘Как и Мириэль, упрям и неуступчив. В остальном характером он не похож на мать [12], но унаследовал от неё также необыкновенную ловкость [10]. Возможно, то, что 'Мириэль отличалась красивым голосом и чистым произношением, быстро и с удовольствием говорила [12], также сказалось на красноречии её сына. Вместе с тем он во многом превзошёл и Финве, и Мириэль - недаром именно ‘Феанора называют величайшим из нолдор [1].

О его прародителях нельзя сказать ничего определённого, кроме того, что они были. По крайней мере, у Мириэли были родители - ‘переход «Þ > s» произошёл после рождения Мириэли, упоминается и её детство («her childhood») [12], т.е., она была рождена, а не пробудилась. Если принимать, что ‘Пробуждённые были созданы вместе со своими жёнами [55], то и Финве не был из Пробуждённых.

Имена родичей Мириэли не сохранились в записях [27]. Поскольку они вместе с Финве призывали вернуться уснувшую в Лориэне Мириэль [12], Феанор, видимо, знал их.

У Финве, видимо, тоже есть родичи - упоминаются ‘каменщики Дома Финве, которые впервые нашли драгоценные камни [25] в год рождения Феанора [56].

В ранней версии «Книги утраченных сказаний» отцом Феанора был Бруитвир, убитый Морготом при попытке защитить сильмариллы, но отличный от короля Финве [57].

В «Анналах Амана» существует версия, вскоре отвергнутая Дж.Р.Р. Толкином, что Феанор - сын Финве и Индис и родился в 1115 Г.В. во время Великого Похода, на берегу Андуина, причём он был самым первым из рождённых (не пробудившихся) эльфов, а его мать погибла в течение этого года [58].

По «Анналам Амана», Феанор появляется на свет либо в 1179 Г.В. [56], либо в 1169 Г.В. [59]. Дата «1169 Г.В.» появилась несколько позже, и с ней согласованы датировки ухода Мириэли, появления Статута Финве и Мириэли, второй женитьбы Финве, так что, полагаю, разумнее отталкиваться именно от неё.

Этот год примечателен двумя великими открытиями: ‘мастера нолдор впервые находят драгоценные камни и начинают их обрабатывать, а Румиль изобретает алфавит [56]. Таким образом, в сам год рождения Феанора было положено начало ювелирному делу и письменности.

Рождается он в доме Финве [5]. Первое имя даёт сыну отец [11], назвав его в свою честь, ‘что в то время было в обычае у эльдар [11]. По «Шибболету Феанора», первоначально его звали Финве [27], по «Законам и обычаям эльдар» - также Финве [60] или Финвион [11]. В «Анналах Амана» есть ещё один вариант - Минион, «первый сын» [58]. Поскольку в дальнейшем имя было изменено на «Куруфинве» [5, 11], следующих сыновей король также назвал «Финве» [27], и имя Нельяфинве также объясняется тем, что «вторым Финве», после короля нолдор, был Феанор [2], предположение, что первоначально его звали именно Финве, лучше согласуется с другими текстами. Этим именем Финве нарекает сына сразу после его рождения. Тогда же, ‘в час рождения, мать даёт сыну имя Феанаро - «Пламенный Дух», которое было именем прозрения [11].

После этого проводят обряд Наречения имени, Эссекармэ, на котором отец объявил имя сына - таковы обычаи эльдар [11].


РАННИЕ ГОДЫ

 

Мириэль вложила в Феанора столько сил, и духовных, и телесных, что их хватило бы на рождение многих детей. После его рождения она обессилена и теряет желание жить, так что вскоре уходит в Лориэн, где ложится спать. Стоит отметить, что в Лориэн её направляет Манве, у которого Финве спросил совета, но она не получает там исцеления: дух спящей Мириэль уходит в Мандос. Расставаясь с Финве, Мириэль просит не винить её не только в том, что покидает сына, но и в том, что может случиться позже [5]. Таким образом, она догадывается, что её уход скажется не только на детстве Феанора - или даже предвидит более поздние события.

До того Мириэль некоторое время остаётся с Финве и сыном, всё больше слабея [5]. Она засыпает в 1170 Г.В., на следующий год после рождения сына [59]. Длина года Валар - 9,582 солнечных лет [61], но по «Сильмариллиону» при уходе Мириэли Финве печалился, что она не увидит хотя бы начала детства («beginning at least of the childhood days») своего сына [5]. О начале детства, не совпадающем с моментом рождения, можно говорить, только если рассматривать детство в отличие от младенчества («babyhood»). ‘Последнее в английском языке относится к детям примерно до двух лет, а к детям несколько старше - чтобы подчеркнуть их малый рост, беспомощность, неразвитость, сравнимые с младенческими [62]. Разумеется, это относится к обычным людям, а не к эльфам. ‘До конца третьего года жизни дети эльдар телесно взрослеют с той же скоростью, что и дети людей, но разумом - быстрее, ещё до года начиная говорить и ходить [11]. Феанор рос быстро [5] в сравнении с другими детьми эльдар, так что был как раз более высоким, развитым и самостоятельным, чем его сверстники. Отсюда можно заключить, что Феанор лишается матери в возрасте не более двух лет в пересчёте на солнечные.

По «Законам и обычаям эльдар», Феанор никогда не видел своей матери [11] (то есть она так скоро ушла в Лориэн, что Феанор не помнит её).

По «Шибболету Феанора», напротив, истомлённая Мириэль вначале дожидается, пока её сын полностью вырастет. Она сдерживает и смягчает нрав Феанора тихими советами, и он нежно любит её, а позже, как и отец, некоторое время ходит в Лориэн к телу матери [12].

Феанор родился и вырос в Тирионе Благословенном, в доме (дворце) Финве на вершине зелёной Туны [5], круглого и гладкого холма [63]. Среди первых впечатлений его детства были дворец короля, его залы и ‘обширный двор, вмещавший множество эльдар [15]. Самая высокая из башен Тириона - серебряный [63] Маяк Ингве, Миндон Эльдалиэва [5], у подножия которой стоял дом Финве [14]. Видимый издали серебристый луч света от Маяка [5]. Разбитые там же, у подножия Миндона, сады, где рос Галатилион, точное подобие Тельпериона, которое лишь не давало света [25]. Вид на город сверху, с вершины холма. ‘Ведущие вниз улицы [15], плавно изгибающиеся и окаймлённые тёмными деревьями [63], длинные хрустальные [25] и белоснежные лестницы [39]. Стены прекрасных домов - из мрамора, из серебра и золота, белого аманского камня и созданного эльдар ослепительно-белого твёрдого материала [63]. Белые террасы [25], на которых растут деревья с золотыми плодами [63] и множество высоких башен, которые нолдор особенно любили строить [56]. Яркое стекло и янтарь, которыми крыты башни и крыши. Изящные фонтаны [63]. Ещё дальше - холмы и долины вокруг города, где тоже живут нолдор [64].

Это было время полного расцвета эльдар. Мастера и учёные нолдор уже многого достигли [5], и Феанор с ранних лет мог видеть, как много они трудятся и какую радость им это доставляет.

К этому времени ваниар в Тирионе уже не было: ‘последние из них покинули город в 1165 году, и нолдор несколько отдалились от них [65]. Однако ваниар бывают на Туне, хотя и редко [64]. Так что ребёнком Феанор мог изредка встречаться с ними, хотя, возможно, только на больших празднествах. Вероятно, чаще он видит телери - ведь ‘нолдор после ухода ваниар больше дружат и чаще встречаются с ними [65].

Сам Феанор с раннего детства наслаждается познанием и мастерством [23]. Учиться у Махтана он станет уже после женитьбы [5]. Первым наставником юного Феанора наверняка является Финве, так как ‘по значению его имени ясно, что он искусен в ремёслах [54].

Мальчик растёт в блаженстве Амана, горячо любимый своим отцом. Но жизнь его с детства омрачена, как ни у кого из рождённых там эльдар. Хотя в Средиземье эльфы умирали и ранее (многие эльфы успели погибнуть до того, как Манве получил возможность возвращать их к жизни [66]), но ‘в Амане никто не умирал, кроме матери Феанора, и никто не был лишён радости, кроме его отца [5], хотя Финве и был полон сил [10]. Смерть Мириэли стала для Феанора долгим или даже постоянным горем («lasting grief») [12]. К тому же причиной смерти матери и связанной с ней скорби отца являлось его рождение. Несомненно, единственный сын короля, к тому же с такой странной и несчастливой (по сравнению с другими эльдар Амана) участью не мог не привлекать к себе внимания. Феанор должен был почувствовать своё отличие от других, свою уникальность и в этом.

Король поначалу часто ходит в Лориэн, к нетленному телу жены [5], вместе с её родичами [12], призывая Мириэль вернуться [5]. Валар также просят её вернуться к жизни [12] - именно после её смерти они получили право возвращать умерших эльдар [66] - но она всегда отвечает: «Ещё не время» и всё больше утверждается в своём решении. Наконец Мириэль просит оставить её в покое, сказав, что никогда не хочет возвращаться к жизни [12]. Понятно, что удручённый разлукой Финве настойчиво звал Мириэль, и из-за своего горя мог не замечать, что чем больше её уговаривают, тем сильней она противится. Но от валар можно было бы ждать большей мудрости и проницательности. Если Феанор позже анализировал эту ситуацию, она могла стать ещё одной причиной для обиды на валар - которая, однако, долго сдерживалась или подавлялась.

Неизвестно, с кем остаётся маленький Феанор в то время (вероятно, не слишком долгое), когда Финве бывает в Лориэне, упрашивая Мириэль вернуться. Во всяком случае, не говорится, что Финве берёт с собой и сына.

Так как Финве любит Мириэль и поначалу ждёт её возвращения [5], вероятно, во дворце висят или хранятся и её вышивки, ‘один обрывок которых в Средиземье стоил бы целого королевства [10], и Феанор видит их.

Узнав о решении Мириэли, Финве совершенно отчаивается [12]. Он перестаёт ходить в Лориэн [5] и пытается вернуться к обычной жизни, но ничто не доставляет ему радости, и он часто и подолгу бродит в одиночестве [12].

Феанор остаётся единственным, кому Финве отдаёт всю свою любовь [5], и в ком находит слабое утешение [12]. Вероятно, он особенно любит сына ещё и потому, что ‘в детстве он походит на Мириэль и внешне, и голосом [10]. Ребёнком Феанор мог не раз слышать об этом сходстве.

Король делает всё, чтобы лишённый матери Феанор не чувствовал себя обделённым: ‘для сына Финве становится и отцом, и матерью [10]. Поэтому ‘говорится, что их связывают двойные узы любви [10].

Дети нолдор быстро овладевали речью, но немногие из них достигали совершенства во владении родным языком и его строением ранее семи лет [11] (по солнечному счёту). Так как Феанор и рос быстро [5], и отличался особым талантом в постижении языков, он должен был оказаться в числе этих немногих.

В сердцах нолдор сохраняется любовь к внешним землям [64]; наверняка о них порой и говорят. Феанор, скорее всего, впервые слышит рассказы о Средиземье ещё в детстве, ведь ‘Финве - вождь нолдор в Великом Походе [67].

На десятом году жизни (или примерно в возрасте одного года по счёту Древ) обычно происходил обряд Избрания имени, Эссекильмэ. В этом возрасте эльдар выбирали личное имя, которым их называли близкие - а другие лишь с особого разрешения. Избранные имена могли быть придуманы или выбраны из существующих, возможно, изменённых, но Феанор в честь своей матери принимает имя «Феанаро» и в качестве избранного имени [11]. Это имя и название «Дом Феанаро» (а не Куруфинве) использовались другими и стали широко известны. Значит, юный Феанор ради памяти о Мириэли отказывается от такого дополнительного имени, которое было бы только его собственностью и которым нельзя было бы пользоваться без его разрешения.

Из-за смерти Мириэли эльдар и сам Финве, который к тому времени совершенно отчаялся, приходят в растерянность, так как супружество, которое должно быть постоянным, разрушилось [11]. Финве, уверенный, что Мириэль никогда уже не вернётся [10], в 1172 Г.В. [59] обращается за советом к валар [12], прежде всего к Манве [11]. Мнения валар разделяются. Часть из них сомневаются, что можно так скоро счесть решение Мириэли окончательным, и даже предсказывают, что нарушение закона может иметь гибельные последствия [2]. Против разрешения для Финве вступать в новый брак высказываются Ульмо, Яванна и сам Манве, однако после спора он передаёт право решения Намо - и тот утверждает Статут Финве и Мириэли, так как он справедлив [11] (хотя и говорит, что такая справедливость не исцелит зла, причинённого смертью, а закрепит его навсегда [11]).

Манве признал приговор Намо, и так он был провозглашён [11]. Когда один из супругов умирает, брак не заканчивается, но временно прерывается. Конец брака может наступить либо по приговору, если умершему не дозволено вернуться к жизни, пока существует Арда, либо по желанию умершего, если он желает никогда более не возвращаться к жизни. Если умерший выскажет такое желание [2], как это и сделала Мириэль, ‘и спустя десять (или двенадцать [10]) лет не передумает, а второй супруг не возьмёт свои слова назад и женится вторично [23], Намо утвердит это желание. С момента утверждения его Намо оно станет приговором [2], и Мириэли никогда не будет позволено вновь обрести тело. Приговор этот был назван «Статутом» [60] или «Приговором Финве и Мириэли» [11].

Манве советует Финве не пользоваться дозволением вступить во второй брак, а Намо пытается убедить Мириэль вернуться. Но она настаивает на том, что навсегда останется в Мандосе [10].

Феанору в это время около тридцати лет в пересчёте на солнечные [56]. Неизвестно, присутствовал ли он на Споре валар [12]. Прийти на Совет дозволяют лишь вождям и мудрецам эльдар [10], но, с другой стороны, этот спор слишком близко касается судьбы сына Финве и Мириэли. ‘Неизвестно, размышлял ли юный Феанор, отчего валар приняли именно такое решение, и внял ли доводам в его пользу, но об итоге спора он узнаёт [12]. Он понимает, что если ни Финве, ни сама Мириэль не передумают [23], она обречена остаться без тела, и они с матерью никогда не смогут встретиться и поговорить, разве что если он умрёт сам [12]. Но уход из жизни по собственной воле у него в голове не укладывается («beyond his thought» - буквально «вне пределов его разума» [2]), а насильственную смерть он считает невозможной в Амане [2]. Значит, собственная смерть и встреча с матерью хотя бы в Мандосе для него были из области невозможного. Но пока он может надеяться, что Мириэль захочет вернуться - или что его отец откажется от замысла женитьбы.

Вновь Феанор оказывается единственным в своём роде: ещё в юные годы многое в его жизни определяет приговор Намо, который лишает его надежды когда-либо вновь обрести мать - из-за брака Финве и Индис и рождения новых детей. Ведь ‘Финве хочет, чтобы у него было много детей [5], и именно это - та причина, по которой он желает вновь вступить в брак [10], а не просто утешаться общением с Индис. Так запрет Мириэли вернуться к жизни становится платой за возможность рождения новых детей. Неудивительно, что Феанор, зная об этом, не примет Индис, а ‘её детей невзлюбит еще до их рождения [12]. Многие нолдор позже считали, что если бы Феанор остался единственным сыном Финве, его путь был бы иным, и многих бед не случилось бы [5].

Позже на отношении Феанора к валар наверняка сказалось их участие в судьбе Мириэли. ‘В Лориэн она ушла по совету Манве [5], который оказался неудачным - ‘Мириэль не исцелилась, но ушла в Мандос [5]. Валар не сумели убедить её вернуться, а только укрепили в решении остаться в Мандосе [12]. Приговор, вынесенный Намо и принятый валар, дозволил Финве вступить в новый брак и лишил Мириэль возможности когда-либо передумать и вернуться к жизни [11].

С другой стороны, если первоначально юный Феанор, поражённый случившимся, и не узнавал подробностей спора валар, позже он наверняка прочёл об этом. ‘Спор валар был записан, а «Статут Финве и Мириэли» стал одной из книг законов эльдар, в которой рассматривался не только сам приговор, но и судьба эльдар в Арде, их смерть и возрождение [10]. Трудно поверить, что Феанор мог никогда не заинтересоваться столь важными вопросами – да и не искать объяснения, почему приговор Намо оказался именно таким. Если же он узнаёт всё, что относится к Спору валар – то узнаёт и о том, что ‘Манве, Ульмо, Яванна не одобряли решения, отнявшего у Мириэли возможность вернуться; что Ауле такое решение поддержал лишь потому, что считал смерть Мириэли предопределённой, исходящей из-за пределов Арды; что Ниэнна желала, не лишая Финве возможности жениться вновь, оставить и Мириэли возможность вернуться в своё тело и жить в Доме Вайре, не видясь с живыми эльфами, чего не допустил Намо [11]. Мог Феанор узнать и о том, что Манве советовал Финве не вступать в новый брак [10].

Ауле и его майар часто бывают в Тирионе и учат нолдор [56], так что из всех валар Феанор должен лучше всего знать именно его, возможно, с самых ранних лет. Во всяком случае, ‘при описании Спора валар упоминается, что Ауле любит Феанора [11] - то есть к этому времени, когда Феанору лишь около тридцати лет [59], Ауле хорошо его знает.

Вскоре после утверждения «Статута Финве и Мириэли» Феанор начинает выказывать искусность рук и остроту ума, свойственные его родителям [10] – то есть уже не уступает им в этом, и если ещё не становится настоящим учёным и мастером, то только по юности и неопытности. Разумеется, при его талантах и жажде знаний он должен быстро совершенствоваться.

Видимо, примерно в то время отец и изменяет его имя на Куруфинве - «Искусный (сын) Финве»; ‘известно, что имя было изменено, когда открылись его таланты [27, 11].

Юные эльдар достигают того роста и внешности, которые сохраняют на всю жизнь, не ранее пятидесятого года жизни [11]; так как Феанор рос быстрее других [5], он должен был выглядеть как взрослый юноша не позже, чем в пятьдесят лет в пересчёте на солнечные.

Взрослеющий Феанор постепенно утрачивает внешнее сходство с Мириэлью. ‘Выйдя из детского возраста, он начинает больше походить на отца [10].


 

ЖЕНИТЬБА И ГОДЫУЧЕНИЯ

 

Феанор женится в ранней юности [5]. Известно, что эльдар чаще всего вступают в брак вскоре после достижения пятидесяти лет [11]; если бы Феанор женился заметно позже, едва ли его ранний брак был бы отмечен. «Вскоре после достижения пятидесяти лет» - понятие неточное, но ‘возраст около ста лет, когда большинство эльдар становится взрослыми [11], должен быть отграничен от пятидесяти. Поскольку ‘Феанор рос быстро [5], он мог жениться и несколько раньше обычного для эльдар срока. Исходя из этого, можно примерно отнести время его женитьбы к 1173-1179 Г.В. (принимая 1169 Г.В. за год его рождения [59]).

Феанор и Нерданель впервые встречаются вдали от жилищ нолдор, в холмах или на берегу Моря, где любит странствовать Нерданель [68]. Вероятно, и Феанор, который позже часто будет странствовать [5, 68], не раз уже уходил далеко от Тириона. Финве во время путешествий Феанора остаётся один, лишаясь ‘единственного утешения, которое находит в сыне [12], ведь на Индис он женится лишь в 1184 Г.В. [59]. Но не может же взрослый юноша, ‘особенную радость находящий в познании и мастерстве [23], всегда оставаться рядом с отцом, как бы они ни любили друг друга.

Нерданель наверняка видела единственного сына и наследника Финве и раньше – хотя бы на праздниках или вблизи дворца. Значит, во время этого путешествия именно Феанор впервые узнаёт Нерданель. ‘Она – дочь великого кузнеца Махтана [5]. Её род предан Ауле [32] - как и она сама, судя по её дальнейшим действиям.

Дочь Махтана вряд ли могла очаровать Феанора красотой: ‘в сравнении с другими девами нолдор она не слишком красива. Зато сильна, свободна разумом, полна жажды знаний [68], трудолюбива, без чего она не смогла бы позже ‘стать талантливым скульптором. В отличие от большинства дев, она многое знает о работе с металлом и камнем - от отца [68]. Несомненно, ей есть о чём говорить с Феанором.

Силой воли Нерданель не уступает Феанору [5]. Вместе с тем она медлительней [68] и терпеливей его, стремится понимать других, нередко молчит, а не говорит, и не является властной [5], так что её воля не противодействует воле Феанора, и между двумя сильными личностями не возникает соперничества, борьбы за первенство. ‘Мудрой Нерданель прозвали [5], скорей всего, позже – но можно предположить, что она и в юности стремится к мудрости.

Эльдар не делают беспечных ошибок в выборе супруга, и их нелегко ввести в заблуждение [11] - тем более столь проницательных и сильных духом, так что Феанор и Нерданель, несомненно, прекрасно подходят друг другу.

Первое, что могло их объединить – любовь к путешествиям. ‘После той первой встречи они часто странствуют вместе [68]. В этих странствиях они и могли узнать друг друга по-настоящему – и полюбить.

Исходя из «Законов и обычаев эльдар», можно представить себе, как именно они поженились. Избрав друг друга, Феанор и Нерданель решают объявить о помолвке. Для этого собираются оба Дома [11] - с одной стороны, Дом Махтана: он сам, его жена и родичи (раз говорится ‘о роде Нерданели, преданном Ауле [32], у неё есть ещё родичи в Амане), а с другой - сам Финве и его Дом (например, ‘каменщики Дома Финве [25]). Родичи Мириэли [12] тоже наверняка приходят на помолвку, а позже свадьбу её сына; однако от этого её отсутствие могло стать ещё заметней и омрачить радость Феанора. К этому времени Феанор не мог не познакомиться с матерью и другими родными Нерданели. Скорее всего, торжества совершаются во дворце Финве или его дворе. Феанор и Нерданель ‘обмениваются серебряными кольцами [11] (скорее всего, выкованными Феанором либо Махтаном). После помолвки они объявляют, когда состоится свадьба. Это могло произойти не менее чем спустя год [11] - по счёту Древ, так как этот срок установлен обычаем, а, значит, зависит от используемого летоисчисления (не мог же обычай установить, что помолвка длится не менее 0,1044 года).

В данном описании и позже в описании свадьбы ссылки на «Законы и обычаи эльдар», разумеется, относятся к общим для нолдор или всех эльдар обычаям, касающимся брака. Имена Феанора, Нерданели, Финве, Махтана там не упомянуты. Однако ‘в счастливые дни отвергнуть обряды означало проявить невежество и пренебрежение к родичам [11], т.е., прежде всего Финве и Махтану. Едва ли такое пренебрежение проявил бы юный Феанор - или Нерданель.

Помолвка, а после свадьба принца нолдор наверняка была торжественным событием для Тириона. После помолвки в городе идут разговоры о предстоящей свадьбе – и о выборе Феанора. Тому, что наследник Финве, наделённый множеством талантов и достоинств, ‘созданный самым красивым из Детей Эру [3], берёт в жёны Нерданель, которая по меркам нолдор красотой не отличается, многих удивляет [68]. Быть может, иные спрашивают и самого Феанора – отчего из всех дев нолдор он избрал именно Нерданель?

У эльдар дух правит телом, и не телесные желания определяют выбор супруга [11], то есть выбор не определяется одной внешней красотой. То, что ‘многие нолдор, удивляясь браку, обращают внимание лишь на внешность Нерданели [68], вероятно, означает, что увидевшие избранницу Феанора только её внешность и могли оценить. Она ещё не успела прославиться ни талантом скульптора, ни своей мудростью. Тирион лишь позже оценит достоинства самой Нерданели – поначалу в ней видят только дочь Махтана и невесту Феанора.

Когда назначенный срок пришёл, обаДома вновь собираются, чтобы праздновать свадьбу, устроив пир в её честь. В конце пира Феанор и Нерданель выходят вперёд, их руки соединяют Финве и жена Махтана и благословляют новобрачных. В этом благословении упоминалось имя Эру, кроме того, Финве призвал в свидетели брака Манве, а мать Нерданели - Варду. Затем Феанор и Нерданель возвращают друг другу серебряные кольца, которые оба будут хранить, и обмениваются золотыми [11] - скорее всего, также откованными самим Феанором или Махтаном. ‘Перед праздником или после него жена Махтана дарит Феанору драгоценный камень на цепочке или ожерелье с ним [11] - возможно, это было единственное его украшение, которое сделал не он сам. ‘Нерданель получает подобный дар от короля нолдор. Кроме того, судя по ‘упрёку Куруфина Эолу, что тот женился, не принося даров [30], сам Феанор также принёс дар - одно из своих юношеских творений - родичам невесты. ‘После первой брачной ночи брак признают нерушимым. Два Дома, Дом Финве и Дом Махтана, с этого времени также соединяет союз [11].

Нерданель могла сдерживать Феанора, когда пламя его сердца слишком разгоралось [5]. Таким образом, она удерживает его от каких-то ошибок, но от каких - неизвестно. Он прислушивается к жене, и даже ‘какое-то время стремится получить от неё совет или помощь [5]. Время это, видимо, весьма продолжительно: ‘супруги отдалятся друг от друга лишь тогда, когда действия Феанора станут печалить Нерданель [5], то есть после того, как он станет роптать против валар.

После второй женитьбы отца Феанор, как только сможет, станет жить отдельно от Индис и её детей [23]. Таким образом, он оставит отцовский дом лишь после рождения старших детей Индис (т.е., Финдис и Финголфина, ‘который родится в 1190 Г.В. [56]) – иначе нельзя было бы сказать, что Феанор отделяется не только от Индис, но и от её детей. До того Феанор с Нерданелью живут во дворце Финве.

После женитьбы Феанор становится учеником Махтана, великого кузнеца, которого Ауле любит больше всех нолдор. В то время Феанор многому учится у него в обработке камня и металла [5], вероятно, в особенности меди, которую ‘Махтан любит больше всех металлов [2]. Махтан прежде всего был великим кузнецом [5] - великим кузнецом со временем станет и Феанор, но вместе с тем он очень любит самоцветы [56]. Предпочитал ли он работу с ними и в годы ученичества у Махтана - неизвестно.

Так как Нерданель о работе с камнем и металлом многое знает от Махтана [68], то она учится у своего отца. Таким образом, у Нерданели и Феанора в дни их юности – один и тот же наставник, и они прекрасно понимают радости и переживания друг друга, связанные с этим обучением. Скорее всего, учатся они вместе.

Секреты работы с металлом, которые Махтан открыл Феанору, он прежде узнал у Ауле [14]. В обмен на обучение Махтан служит Ауле [2], а, ‘возможно, не только он сам, но и его семья [2] - ведь его род предан Ауле [32]. Став учеником Махтана и породнившись с ним, Феанор должен был встречаться и с самим Ауле чаще прежнего, и больше общаться с ним.

Несомненно, до того, как Феанор изобретёт свою систему письма [5], совершенно переработав письмена Румиля [69], он уже интересуется языком и изучает существующие письмена. ‘Румиль, который изобрёл письменность ещё в год рождения Феанора, в то время является самым прославленным из мудрецов, занимавшихся языками [56]. Вполне возможно, Румиль и становится наставником Феанора как учёного, подобно тому, как Махтан стал его наставником в мастерстве. Что-то Феанор мог узнать и из ‘книг, появившихся после открытия Румиля [56]. Однако особой школы лормастеров в то время не существует - ‘её создаст сам Феанор [70].

 


РОЖДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ФЕАНОРА

 

У Феанора и Нерданели рождаются семеро сыновей, и за всю историю либо никто из эльдар не превзошел в этом Феанора [11], либо это происходило крайне редко [60]. У эльдар на зачатие ребёнка уходит много сил, и духовных, и телесных [11]; и такое число детей говорит о том, что Феанор превосходит других не только силой духа, но и жизненной силой, физической энергией. При той тесной связи духа и тела, что свойственна эльдар, это вполне закономерно. ‘На вынашивание ребёнка уходит ещё больше сил [11], с чем связана и усталость Мириэли после рождения сына. По её примеру мы видим, что на рождение выдающегося, талантливого ребёнка сил уходит гораздо больше. Ни один из сыновей Феанора не сравнялся с отцом, но они наделены разнообразными талантами (что делает их рождение уникальным, даже если бывали ещё случаи рождения семи детей у эльдар). Таким образом, Нерданель тоже должна обладать большой силой и энергией, быть исключительной женщиной. Возможно, Феанор выбрал своей супругой в том числе наиболее сильную духовно и телесно из женщин нолдор, и в этом она также подходит ему больше, чем любая другая.

Как видно из описания рождения близнецов [32], Феанор, в отличие от Финве, сразу даёт сыновьям те имена, которые они и будут носить как отцовские, а не уточняет их со временем. ‘Всем своим детям Феанор даёт имена с основой «Finwe» [32]. Для него, как можно видеть, наиболее важно подчеркнуть, что его сыновья - потомки Финве. Для сравнения: ‘Финголфин выбирает сыновьям имена с корнем «cano» - «вождь», «командир», Финарфин использует основу «arato» - «благородный» [27].

Старшему сыну Феанор даёт имя Нельяфинве, т.е., «Третий Финве (в роду)», сокращённо - Нельо [32]. Первым был сам Финве, вторым - ‘Феанор, которого первоначально отец тоже назвал Финве [27]. Финголфину, а позже Финарфину Финве при рождении тоже даст своё имя [27], но Маэдрос, по-видимому, рождается раньше сыновей Индис.

Нерданель даёт ему имя Майтимо - «стройный» [32]. Мать давала имя ребёнку позже, чем отец - иногда вскоре после рождения, а иногда - лишь спустя несколько лет [71].

Второго сына Феанор нарёк Канафинве - «(потомок) Финве с громким, сильным голосом» («strong-voiced») или, возможно, «командующий, господствующий, властный, внушительный («commanding») (потомок) Финве» [32]. Краткая форма этого имени, «Кано», на квенья означает «командир, вождь». Это слово использовалось как титул меньших вождей, когда они действовали от имени высших [27].

Мать нарекает его Макалауре, что обычно истолковывалось как «златокователь». При этом «лауре» говорится о золотом цвете или сиянии, а не о золоте как металле. Это - имя прозрения, поэтически восхваляющее будущую игру Маглора на арфе, звук которой называли «золотым» [32].

Следующим стал Келегорм, названный отцом Туркафинве (кратко Турко) - «сильный, могучий телесно (потомок) Финве» [32]. Отсюда видно, что ещё ребёнком он был крепок и силён.

Нерданель дала ему имя Тьелкормо - «резко вскакивающий», вероятно, из-за его привычки вскакивать, когда его внезапно рассердят [32]. Это не может быть характеристикой новорожденного младенца, но, с одной стороны, ‘порой матери эльдар прозревали характер своих детей [11, 71], а с другой - материнское имя давалось позже отцовского, иногда на несколько лет [71]. Возможно, Нерданель назвала его так лишь тогда, когда увидела, как вскакивает рассерженный маленький Турко.

По перечню в «Сильмариллионе» Карантир - четвёртый из сыновей Феанора, а Куруфин - пятый [25], по перечню в «Шибболете Феанора» - наоборот [32].

Отцовское имя Карантира - Морифинве, кратко Морьо, - «тёмный, чёрный (потомок) Финве» - он получил за цвет волос, такой же чёрный, как у Финве [32].

Нерданель даёт сыну имя Карнистир - «краснолицый», так как он унаследовал от неё красноватый (или румяный) цвет лица [32].

Своему любимому сыну Феанор даёт собственное имя - Куруфинве, оттого, что он нравом и талантами похож на самого Феанора. Но то, что сходство было не только внешним, обнаружилось позже [32], да и таланты искусного мастера или учёного не мог проявлять младенец. Значит, Феанор предвидит, что новорожденный сын в будущем станет похож на него не только внешне. ‘Обычно матери прозревают судьбу или характер и склонности своих детей [11, 12], но Феанора не раз будет посещать предвидение. Быть может, так было и при рождении Куруфина.

Нерданель называет его Атаринке - «маленький отец», также за сходство с Феанором [32].

Самыми младшими появляются на свет близнецы, и это необычно: ‘рождение близнецов - редкость у эльдар [2]. По «Сильмариллиону», Амрод - старший из близнецов [25], по «Шибболету Феанора» - младший [32]. В «Шибболете Феанора» перечни материнских и отцовских имён даны порознь, но ясно, что Телуфинве, «Последний (потомок) Финве» - материнское имя Амрода [32]. Изменение порядка рождения близнецов так, как это указано в «Сильмариллионе», лишило бы это имя смысла, так что представляется более правильным принять, что старший - Амрас, а младший - Амрод.

Феанор называет старшего из близнецов Питьяфинве - «маленький (потомок) Финве» [32]. Возможно, это имя связано с тем, что близнецы обычно рождаются маленькими по росту и весу в сравнении с обычными новорожденными; скорее всего, это верно и для эльдар. Младшего он называет Телуфинве - «последний (потомок) Финве». Неизвестно, желал ли Феанор с самого начала, чтобы у него было так много детей, но после рождения близнецов он, как видно, решил, что больше у него детей не появится. С другой стороны, близнецы, по-видимому, были самыми младшими из внуков Финве - как Маэдрос старшим из них. ‘Кратко близнецов называют Питьо и Тельво [32].

Так как близнецы рождаются медноволосыми и очень похожи друг на друга, Нерданель вначале называет обоих одинаково - Амбарусса, «красноверхий» - за цвет волос. Затем имя одного из близнецов она меняет на Амбарто, где «амба», как и в имени брата, относится к верху, а «арто» означает «высокий, возвышенный». Как произошло такое изменение материнского имени, достоверно неизвестно, поэтому вокруг имени Амбарто сложилось много легенд [32].

По одной из них Феанор попросил, чтобы их имена различались, и Нерданель ответила, что один из близнецов будет зваться Умбарто, «Обречённый», а какой - покажет время. Эта легенда, по которой Нерданель перед тем, как Феанор со своим войском начинает путь на север, просит оставить ей близнецов или хотя бы одного из них; после ответа Феанора, что все они готовы следовать за ним, фактически проклинает одного из своих детей, в гневе сказав, что хотя бы один из них не ступит на земли Средиземья; а в Лосгаре Феанор, не зная, что Амрод остался на корабле, случайно сжигает его вместе с кораблём [32], не имеет продолжения. В дальнейшем близнецы действуют вместе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: