Дети были очень дороги Феанору и Нерданели – так как ‘всем эльдар они дороги больше, чем всё остальное, что у них есть, и семью связывает воедино не только телесное, но и глубокое духовное родство. С другой стороны, дети эльдар мало нуждаются в воспитании и обучении [11], значит, Феанору не нужно было постоянно ими заниматься.
Между рождением детей у эльдар проходит больше времени, чем от свадьбы до рождения первого ребёнка [11], так что двое из братьев (не считая близнецов) не бывали одновременно маленькими детьми. Ко времени рождения следующего брата старший достаточно подрастал, чтобы хорошо понимать значение этого - а, скорее всего, успевал стать взрослым.
Детство, по крайней мере, Маэдроса, Маглора и Келегорма пришлось на безмятежный полдень Амана, а значит, не могло не быть счастливым.
Все сыновья Феанора родились и выросли в Тирионе. Так как Феанор уйдёт из отчего дома, ‘чтобы жить отдельно от Индис и её детей [23], т.е., это произойдёт не ранее времени рождения Финголфина, Маэдрос, по-видимому, рождается и подрастает ещё во дворце Финве. Гораздо менее вероятно, что во дворце рождается и Маглор. Их братья, как представляется, рождаются и растут уже в собственном доме Феанора и Нерданели.
Из того, что дети нолдор быстро овладевают речью, а в возрасте примерно десяти солнечных лет избирают себе личное имя [11], можно заключить, что сыновья Феанора ещё детьми решают, каким именем - отцовским или материнским - им называться.
Маэдрос предпочитает называться материнским именем - Майтимо, и позже его будут помнить именно по этому имени [32]. Какое-то время - а, возможно, на протяжении всего детства - он остаётся единственным сыном, которому достаётся вся любовь родителей, и единственным внуком Финве.
Маглор тоже предпочитает материнское имя [32]. На жизнь юного Маглора, кроме родителей, не мог не влиять и старший брат. Как видно по дальнейшим событиям, из всех братьев ближе всего ему был Маэдрос.
Келегорм и Карантир также называют себя материнскими именами [32], хотя имя Туркафинве подчёркивает силу, тогда как Тьелкормо, казалось бы, вспыльчивость. Но вместе с тем - порыв, стремительность.
Куруфин - единственный из братьев, предпочитающий называться отцовским именем, Куруфинве [32]. Видимо, он гордится тем, что ‘отец дал ему собственное имя. Он - любимый сын Феанора [32]. Поскольку он в наибольшей мере унаследовал мастерство отца [25], наверняка Куруфин какое-то время учится у него.
Близнецы зовут друг друга одинаково - Амбарусса [32], предпочитая это имя отцовским, хотя они были различными - Питьяфинве и Телуфинве. ‘Другие же стали звать их Миньярусса и Атьярусса [32] («первый красный» и «второй красный»). Эти элессер, видимо, подчёркивали необычный цвет волос близнецов и вместе с тем их сходство между собой.
Все сыновья Феанора отличаются от большинства нолдор особенностями произношения, которое переняли от отца [12]. Они не могли не заметить ещё в детстве, что другие говорят иначе.
Сыновья Феанора в детстве спросили отца, почему родичи говорят иначе, и услышали в ответ, что нужно не обращать на них внимания и говорить правильно, а не «сюсюкать». Так как Феанор в своём ответе подчёркивает, что его Дом – старший, кроме того, он стал более гордым и более мрачным, чем прежде, и стал подозревать, что валар хотят лишить его первенства как недостаточно покорного [12], этот эпизод относится ко времени после 1450 Г.В. Видимо, этими сыновьями были Амрод и Амрас: ‘говорится не о сыне, а о сыновьях, которые при этом разговоре (то есть одновременно) были детьми [12]. В детстве они хотя бы немного общаются с родичами, живущими в доме Финве (так как замечают особенности их речи [12]) - либо детьми Индис, либо, скорее, своими кузенами и кузинами.
Таким образом, младшие из сыновей Феанора в это время были детьми, а родились они уже после освобождения Мелькора. По-видимому, вырасти они успевают прежде, чем начались явные мятежи и раздоры (когда Феанор куёт оружие в тайной кузнице, близнецы уже повзрослели, так как ‘он выковал восемь мечей [14] для всех своих сыновей). Тем не менее, юные годы Амраса и Амрода должны быть куда беспокойней, не столь безоблачны, как детство Маэдроса или Келегорма. Атмосфера уже меняется, и в пору детства близнецов полдень Валинора близится к закату: ‘после освобождения Мелькора часть нолдор слушает его речи и передаёт его ложь другим, часть становится более гордой, у нолдор появляются тайны друг от друга [14], всё больше становится того, что разделяет их. Возможно, и согласие между Нерданелью и Феанором нарушилось ещё до того, как близнецы успели повзрослеть.
Из того же разговора видно, что близнецы ‘с детства слышат от отца, что они принадлежат к Старшему Дому, которому принадлежат права на главенство над нолдор [12]. Ведь трудно допустить, чтобы Феанор говорил об этом лишь однажды, в связи с произношением.
Слова о том, что Нерданель при расставании с Феанором просила оставить ей именно близнецов или хотя одного из них, а Амрод хотел вернуться не просто в Аман, а к матери [32], видимо, появились в легенде из-за того, что Амбаруссар были самыми любимыми детьми Нерданели (как Куруфин - любимым сыном Феанора), и сами любили её больше, чем другие дети, особенно Амрод. ‘Феанору же Амрас был дороже, чем Амрод [32].
Ко времени рождения близнецов Феанор давно стал прославленным мастером и учёным, и они с детства могли гордиться этим.
ВТОРОЙ БРАК ОТЦА
Однажды, за год до женитьбы Финве и Индис [68] (т.е., в 1184 Г.В. [56]) Феанор уходит далеко в горы [68] - т.е., далеко от Тириона. Полный сил юности, в горы он идёт пешком («walking» [68]), а не едет верхом. Он и прежде ‘странствовал вдали от дома один и вместе с Нерданелью [68], и позже будет часто странствовать вместе с сыновьями [5]. Однако это путешествие завершается не так, как многие иные. ‘Пока Феанора не было, Финве принял предложение Ингве немного пожить у него, встретился с его сестрой [68], Индис Ясной, ни в чём не похожей на Мириэль, и, увидев, что Индис любит его, решил на ней жениться [5]. Когда Феанор возвращается домой, к горячо любимому отцу, быть может, желая поделиться с ним тем, что увидел и открыл за время пути – он узнаёт эту новость.
Со времени встречи с Индис любовь Финве уже не принадлежит Феанору безраздельно, что едва ли его радует. ‘Много позже одной из причин ссоры Феанора с Финголфином станет опасение, что младший брат займёт место старшего в сердце отца [14].
Время от обручения до свадьбы обычно составляет не менее года [11], таким образом, Финве и Индис, которые поженятся спустя год после встречи, не медлят с обручением. ‘К этому времени прошло уже двенадцать лет по счёту Древ после «Статута о Финве и Мириэли» [56, 59], таким образом, решение Мириэли не возвращаться к жизни уже может быть утверждено как приговор (наименьшее время для такого утверждения - десять [60] или двенадцать [68] лет по счёту валар).
В 1185 Г.В. Финве женится на Индис [59]. Король после свадьбы вновь становится радостным [5]. Многие нолдор и многие ваниар также радуются этому браку [68]. Феанору же свадьба отца радости не доставляет [5]. Его всё случившееся с Финве и Индис поражает, приводит в гнев и негодование - и вместе с тем в глубокую печаль [12]. С этого времени Мириэль уже не сможет вернуться к жизни [11]. По «Шибболету Феанора», даже её тело, лежащее в Лориэне, после этого быстро истлеет и исчезнет [12]; по «Законам и обычаям эльдар» оно так и остаётся нетленным, и её дух позже мог вернуться именно в него [11] - но в то время её возвращение представлялось невозможным.
Брак, окончательно лишивший Феанора матери, не отдалил его от отца - ‘Финве и Феанор не стали меньше любить друг друга [68]. Видимо, всю вину Феанор возлагает на Индис, ‘к которой особой любви не питает [5] - ведь он знает, как сильно Финве любил Мириэль и как горевал о ней. ‘Детей Индис Феанор недолюбливает ещё до их рождения [12] – то есть он узнаёт, что скоро появится на свет его сводный брат или сестра, и эти новости его не радуют.
ССЫЛКИ
[1] «Сильмариллион: О возвращении нолдор».
[2] «Шибболет Феанора: Примечания»
[3] «Сильмариллион: О Солнце, Луне и сокрытии Амана».
[5] «Сильмариллион: О Феаноре и освобождении Мелькора».
[10] Поздняя «Квента Сильмариллион: Вторая фаза: О сильмариллах и Омрачении Валинора: О Финве и Мириэли» (т. X «Истории Средиземья»).
[11] «О законах и обычаях эльдар касательно брака и других вопросов, с ним связанных: вместе со Статутом Финве и Мириэли и спором валар при его создании».
[12] «Шибболет Феанора».
[14] «Сильмариллион: О сильмариллах и Непокое нолдор».
[15] «Сильмариллион: Об Исходе нолдор».
[23] «Ранняя версия истории Финве и Мириэли».
[25] «Сильмариллион: Эльдамар и принцы эльдалиэ».
[26] «Квента Сильмариллион: О приходе эльфов» (т. V «Истории Средиземья»).
[27] «Шибболет Феанора: Приложения: Имена потомков Финве».
[30] «Сильмариллион: О Маэглине».
[32] «Шибболет Феанора: Приложения: Имена сыновей Феанора и легенда о судьбе Амрода».
[39] «Сильмариллион: О путешествии Эарендиля и Войне Гнева».
[54] «Утраченные сказания. Приложение: Имена в Утраченных сказаниях».
[55] «Квенди и эльдар: Легенда о пробуждении квенди».
[56] «Анналы Амана: Четвёртая часть».
[57] «Книга утраченных сказаний: Воровство Мелько и Затмение Валинора».
[58] «Анналы Амана: Примечания к Третьей части».
[59] «Анналы Амана: Примечания к Четвёртой части».
[60] «О законах и обычаях эльдар касательно брака и других вопросов ним связанных: вместе со Статутом Финве и Мириэли и спором валар при его создании: Примечания (К.Р.Р. Толкина)».
[61] «Анналы Амана: Комментарии к Первой части».
[62] В.В. Голубева. Корреляция концептов baby, toddler и child по базовым и промежуточным признакам (на материале английского языка)// «Язык и культура», 2010, № 3.
[63] «Книга утраченных сказаний: О приходе эльфов и возведении Кора».
[64] «Квента Нолдоринва: 3: Примечания».
[65] «Анналы Амана: Третья часть».
[66] «Атрабет Финрод ах Андрет: «Беседа Манве с Эру» и поздние концепции перевоплощения эльфов».
[67] «Сильмариллион: О приходе эльфов и пленении Мелькора».
[68] Поздняя «Квента Сильмариллион: Вторая фаза: О сильмариллах и Омрачении Валинора: О Феаноре и освобождении Мелькора» (т. X «Истории Средиземья»).
[69] «Властелин Колец: Приложение Д. Письмо и произношение: II. Алфавиты».
[70] «Квенди и эльдар: Приложение D. *Квен, квенья и эльфийские (особенно нолдоринские) слова для «Речи ».
[71] «Шибболет Феанора: Приложения: Приложение о материнских именах».