Особенности аудита отчетности, которую готовит специализированная организация для аудируемого лица




 

Если аудируемое лицо пользуется для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности услугами специализированной организации или бухгалтера-специалиста, такая организация или специалист в стандартах аудиторской деятельности именуются специализированной организацией.

Аудитору необходимо рассмотреть:

1) характер услуг, предоставляемых специализированной организацией;

2) условия договора между аудируемым лицом и специализированной организацией;

3) взаимодействие системы внутреннего контроля аудируемого лица с системами учета и контроля специализированной организации;

4) средства внутреннего контроля аудируемого лица, имеющие отношение к деятельности специализированной организации (средства контроля обработки хозяйственных операций специализированной организацией и анализ аудируемым лицом рисков, связанных с использованием услуг специализированной организации, и способов минимизации таких рисков);

5) возможности специализированной организации и ее финансовую стабильность, в том числе последствия возможной несостоятельности или прекращения ее деятельности;

6) сведения об используемых специализированной организацией средствах контроля, применяемых в компьютерных системах обработки данных.

Для достижения понимания системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на которые оказывает влияние деятельность специализированной организации, аудитор может:

1) посетить специализированную организацию;

2) предложить аудируемому лицу обратиться к специализированной организации с просьбой о предоставлении аудитору доступа к необходимой информации;

3) ознакомится с заключением, составленным аудитором специализированной организации (при этом необходимо навести справки относительно его профессиональной компетентности).

Типы заключения аудитора специализированной организации:

1) заключение о структуре системы внутреннего контроля (первый тип);

2) заключение о структуре и надежности системы внутреннего контроля (второй тип).

Заключение первого типа содержит:

1) описание системы внутреннего контроля специализированной организации, как правило, составляемое руководством специализированной организации;

2) мнение аудитора специализированной организации, подтверждающее точность указанного описания, пригодность системы внутреннего контроля для достижения поставленных перед ней целей, наличие средств внутреннего контроля.

Заключение второго типа содержит:

1) описание системы внутреннего контроля специализированной организации, как правило, составляемое руководством специализированной организации;

2) мнение аудитора специализированной организации, подтверждающее точность указанного описания, пригодность системы внутреннего контроля для достижения поставленных перед ней целей, наличие средств внутреннего контроля, эффективность средств внутреннего контроля по результатам тестирования средств внутреннего контроля.

Если аудитор аудируемого лица использует заключение аудитора специализированной организации, в аудиторском заключении в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица не дается ссылок на заключение аудитора специализированной организации.

 

 

Обязанности аудиторов, предусмотренные стандартами аудиторской деятельности

Документирование аудита

 

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Термином «документация » в аудиторских стандартах обозначаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. В рабочую документацию помимо документов, подготавливаемых аудиторами, могут включаться выдержки или копии документов аудируемого лица.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Аудиторские организации обычно разрабатывают типовые формы рабочих документов.

Рабочая документация обычно хранится в виде аудиторских файлов. Аудиторский файл включает все рабочие документы по определенной аудиторской проверке, объединенные в несколько папок (досье, файлов). Обычно аудиторский файл состоит из:

1) постоянного файла, включающего данные об аудируемом лице, значимые в течение длительного периода (например, более одного года);

2) текущего файла, относящегося к конкретному аудиторскому заданию.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторы обязаны:

1) составлять документы на русском языке;

2) обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации;

3) при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных аудиторской организацией и ее работниками, индивидуальным аудитором и работниками, с которыми индивидуальным аудитором заключены трудовые договоры, не менее трех лет после отчетного года.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: