Рождение оперы (флорентийская камерата).




Конец эпохи Возрождения ознаменовался важнейшим событием в музыкальной истории - рождением оперы.

Во Флоренции собралась группа гуманистов, музыкантов, поэтов под покровительством своего лидера графа Джовани Де Барди (1534 - 1612). Группа называлась "камерата", её основными членами были Джулио Каччини, Пьетро Строцци, Винченцо Галилей (отец астронома Галилео Галилея), Джилорамо Мей, Эмилио де Кавальери и Оттавио Ринуччини в молодые годы.
Первое задокументированное собрание группы состоялось в 1573 году, а самыми активными годами работы "Флорентийской камераты" были 1577 - 1582 гг.
Они верили, что музыка "испортилась", и стремились вернуться к форме и стилю античной Греции, считая, что музыкальное искусство может быть улучшено и соответственно общество также улучшится. Камерата критиковала существующую музыку за чрезмерное использование полифонии в ущерб разборчивости текста и потерю поэтической составляющей произведения и предложила создать новый музыкальный стиль, в котором текст в монодическом стиле сопровождался инструментальной музыкой. Их эксперименты привели к созданию новой вокально-музыкальной формы - речитатива, впервые использованного Эмилио де Кавальери, впоследствии напрямую связанным с развитием оперы.

Первой официально признанной оперой, соответствующей современным стандартам, стала опера "Дафна" (Daphne), впервые представленная в 1598 г. Авторами "Дафны" были Якопо Пери и Якопо Корси, либретто Оттавио Ринуччини. Эта опера не сохранилась. Первой сохранившейся оперой является "Эвридика" (1600 г.) этих же авторов - Якопо Пери и Оттавио Ринуччини. Этот творческий союз ещё создал немало произведений, большинство из которых утеряны.

 

Франческо Кавалли

Франческо Кавалли (Francesco Cavalli) (14 февраля 1602 – 14 января 1676) - итальянский композитор и певец, один из главных распространителей оперы в Италии и, частично, во Франции. Настоящее имя Пьетро Франческо Калетти-Бруни (Pietro Francesco Caletti-Bruni)

Франческо Кавалли родился 14 февраля 1602 в городке Крема, провинции Кремона. Его отец Джованни Баттиста Калетти был органистом и капельмейстером в городском кафедральном соборе. Мальчиком Франческо пел в местном церковном хоре, венецианский дворянин Федерико Кавалли заметил его и в 1616 году убедил отца отпустить сына вместе с ним в Венецию, где он получит хорошее музыкальное образование. Позже, в знак благодарности и в соответствии с обычной практикой того времени, Франческо принял имя своего покровителя - Кавалли.
В 1617 году Кавалли был принят в хор собора Святого Марка (сначала как сопрано, потом - тенор), его учителем был руководитель хораКлаудио Монтеверди. Кавалли был связан с Сан-Марко до конца своей жизни. Его первая известная композиция появилась в 1625 году в сборнике сольных песнопений "Ghirlanda sacra". В 1630 году он выгодно женился на богатой вдове Марии Соцоменто, что обеспечило личную материальную стабильность и позволило участвовать в экспериментах с оперными постановками в разных театрах. В 1639 году Кавалли был выбран на должность второго органиста Святого Марка и в этом же году была поставлена его первая опера "Свадьба Фетиды и Пелея" (Le nozze di Teti e di Peleo, либретто Орацио Персиани) в недавно открывшемся первом общественном оперном театре "Сан Кассиано" (Teatro San Cassiano) в Венеции. За этим последовал ряд успешных постановок, среди них выделяются: "Любовь Аполлона и Дафны" (Gli Amori di Apollo e di Dafne, 1640), "Дидона" (La Didone, 1641), которая принесла ему известность, "Эгисф" (L’Egisto, 1643), поставленная также в Париже, и "Язон" (Il Giasone, 1649), который был "самой популярной оперой 17-го века". В 1650-х годах Кавалли сочинял и ставил оперы не только в Венеции, но также в театрах Неаполя, Милана и Флоренции, в этот период появляются "Калисто" (1652), "Ксеркс" (1654). Вместе с постановкой опер он продолжал сочинять духовную музыку (кантаты, арии, магнификаты, вечери), которая требовалась для исполнения обязанностей в Св.Марке. В 1656 году он опубликовал коллекцию "Musiche saere" с мессами, псалмами и гимнами.

 

Известность Кавалли не ограничивалась Италией. В 1659 году премьер-министр Франции кардинал Мазарини предложил Кавалли сочинить оперу в честь брака Людовика XIV и Марии Терезии Испанской. Кавалли провел два года в Париже (1660-1662) и сочинил к этому торжеству оперу "Влюбленный Геркулес" (Ercole amante). По парижским традициям неотъемлимой частью оперы должен быть балет, автором музыки балета был Жан-Батист Люлли. К этому событию был специально построен гигантский театр Тюильри, к сожалению, плохая акустика зала сделала музыку практически бессмысленной. Расстроенный Кавалли вернулся в Венецию, зарекшись сочинять для больших театров. По возвращении он вновь приступил к исполнению своих обязанностей органиста в соборе Св.Марка и в 1665 году стал первым органистом, в 1668 году получил пост капельмейстера. Его шесть последних опер остались неисполненными, а вскоре после назначения капельмейстером он практически прекратил их сочинять, возможно потому, что его стиль стал считаться старомодным. Франческо Кавалли умер в Венеции 14 января 1676 года, на его похоронах исполнялся Реквием, написанный им самим к этой дате.

Кавалли был самым важным композитором в развитии жанра общественной оперы в середине 17-го века в Италии. Всего в его наследии сорок одна опера. Клаудио Монтеверди был новатором жанра, но его творчество было слишком индивидуальным и многогранным, чтобы установить традицию, он указал направление и перспективу. Франческо Кавалли, будучи учеником Монтеверди, продолжил развитие и основал традицию итальянского оперного стиля бельканто. Монтеверди работал в основном с придворными музыкантами герцогов Мантуи, в то время как оперы Кавалли в основном использовали небольшой струнный оркестр с континуо для удовлетворения возможностей общественных оперных театров. Само слово "опера", означающее по-итальянски "дело", "работа", "произведение", применительно к музыкальному жанру впервые было использовано Кавалли для "Свадьбы Фетиды и Пелея" (1939), до него такие постановки назывались "музыкальной драмой". Кавалли ввёл мелодичные арии в свою музыку и популярных персонажей в свои либретто, его оперы имеют удивительно сильное чувство драматического эффекта, а также музыкальную легкость и гротескный юмор, что было характерно для итальянской оперы вплоть до конца творчества Алессандро Скарлатти.

Якопо Пери

Якопо Пери (Jacopo Peri) по прозвищу "Длинноволосый" (20.08.1561 - 12.08.1633) - итальянский певец и композитор переходного периода между музыкальными эпохами Возрождения и Барокко. Его называют изобретателем оперы. Он написал произведение, признанное первой оперой "Дафна" (1597), к сожалению, она не сохранилась. Также он написал самую первую оперу, сохранившуюся до наших дней "Эвридика" (1600).

Якопо Пери родился в Риме в дворянской семье. Учился во Флоренции у Христофано Малвези. Работал певцом и органистом в местных церквях. Впоследствии стал служить при дворе герцогов Тосканы из семьи Медичи, сначала певцом-тенором и музыкантом, потом - придворным капельмейстером. Его первыми сочинениями были музыка для пьес, интермедии и мадригалы.

В 1590-х Пери познакомился с Якопо Корси, главным покровителем музыки в Флоренции, после отьезда в Рим Джованни Барди, основателя Флорентийской камераты. Вместе они признавали, что современное искусство уступает античным сочинениям греческой культуры. Они решили попробовать воссоздать греческую трагедию как они её понимали. Их работа продолжила работу Флорентийской камераты предыдущего десятилетия. Они первыми экспериментировали с монодией, одноголосной песней на фоне басса континуо, что привело к появлению арии и речитатива.

Поэт Оттавио Ринуччини поставил драму под названием "Дафна", к которой Пери написал музыку, получившееся произведение было представлено в 1597 во Флоренции. Это творение признают первым сочинением в форме, которая называется сейчас «опера».
"Дафна" так восхитила всех, что в 1600 им было поручено подготовить оперу к свадьбе Короля Франции Генриха IV с Марией Медичи. Второе их творение называлось "Эвридика". В сочинении использован речитатив, который вместе с ариями и хорами и служил развитию действия. Эти работы привлекли большое внимание, жанр оперы быстро стал популярным у других композиторов и правителей.

В 1601 Пери стал капельмейстером герцога Феррары, он написал несколько других опер, часто в сотрудничестве с другими композиторами и другие сочинения к разным событиям придворной жизни. Но успех, сопоставимый с "Дафной" и Эвридикой", ему больше не сопутствовал.

Последний сборник его произведений вышел в 1609 во Флоренции и больше ничего не известно о нем. Опера быстро прогрессировала и стиль Пери стал выглядеть довольно старомодным в сравнении с работами младшего поколения композиторов, например, Клаудио Монтеверди. Но влияние творчества Пери на становление жанра оперы было большим. Он представил новый монодийный и декламационнный стиль, которые лежат в основе и современной музыки, и это был большой шаг вперёд по сравнению с контрапунктическим стилем Палестрины, преобладавшим в то время.

Клаудио Монтеверди

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (Claudio Giovanni Antonio Monteverdi) (15.05.1567 (крещен) - 29.11.1643) - итальянский композитор, музыкант, певец. Наиважнейший композитор Барокко, его работы часто рассматриваются как революционные, отмечающие переход в музыке от Возрождения к Барокко. Он жил в эпоху великих перемен в музыке и сам был человеком, изменившим её.

Клаудио Монтеверди родился в Кремоне, в семье аптекаря и доктора. Он был с детства музыкально одарённым и в 15 лет уже опубликовал свой первый сборник произведений. В предисловии к этому изданию он говорит, что его учителем был Марк'Антонио Индженьери, капельмейстер кафедрального собора Кремоны. Он обучался композиции, пению, игре на струнных инструментах. Свою вторую книгу он опубликовал в 1583, через год после выхода первой. К тому времени, когда он получил свою первую должность, у него уже было выпущено несколько сборников.

Его первой работой были должности вокалиста и виолиста при дворе герцога Мантуи. При дворе герцога было несколько прекрасных музыкантов, руководил которыми известный Жак де Верт. Монтеверди познакомился со многими знаменитыми музыкантами, поэтами, художниками (возможно с Питером Рубенсом), скульпторами, в том числе и из Феррары, которая была не- подалёку. В 1599 в Мантуе он женился на дочери одного из музыкантов, придворной певице Клаудии Каттанео. Первые его должности были низкооплачиваемые, но вскоре его музыка стала хорошо известна, он стал членом римской академии Сайта Чечилия в Риме, в 1602 он становится главным придворным дирижёром. Во время службы у герцога он сопровождал его в поездках и путешествиях, в том числе и на войну в Венгрию с турками. Он также посылал несколько своих композиций ко двору в Феррару.

Молодой Монтеверди уже работал в новом музыкальном стиле. Старый стиль был известен как "Первая практика", новый стиль получил название "Вторая практика". "Первая практика" продолжала использоваться для церковной музыки. В этом стиле написания музыка считается более важной, чем слова. Это означает, что музыка может быть очень контрапунктической, т.е. с несколькими одновременно звучащими мелодиями, так что слова текста четко не слышны. Во "Второй практике" слова более важны, чем музыка, и музыка должна быть достаточно простой, чтобы хорошо был слышан текст. Это особенно важно в опере и в мадригалах. Было много споров среди музыкантов о преимуществах этих двух стилей и это, возможно, является причиной разрыва в 11 лет между его 3-й и 4-й книгами мадригалов.

В феврале 1607 в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди - "Орфей" (либретто Алессандро Стриджо). "Орфей" отличается удивительным для раннего произведения богатством выразительных средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. Эта опера прославилась во всей Европе и исполняется до сих пор.

В этом же году Монтеверди вернулся в Кремону, его жена умерла, оставив его с тремя маленькими детьми (младшая дочка вскоре тоже умерла). Это была страшная трагедия для Монтеверди и он не хотел возвращаться в Мантую, но герцог писал ему, уговаривая вернуться и обеспечить музыку для свадьбы князя Франческо Гонзага и Маргариты Савойской. Монтеверди вернулся в Мантую, где он сочинил оперу "Ариадна". Представление имело большой успех, зрители были растроганы до слез, к сожалению, из всей оперы сохранилась только одна сцена - знаменитый Плач Ариадны (Дайте мне умереть...), послуживший прообразом множества арий в итальянской опере.

Хотя слава и мастерство Монтеверди постоянно увеличивались, вместе с тем возникало много споров с работодателем. В конце концов он нашел другую работу, на этот раз церковным музыкантом в крупнейшей церкви Венеции - соборе Св.Марка. При переезде из Мантуи в Венецию на его экипаж напали разбойники и ограбили пассажиров. Он прибыл в Венецию в октябре 1613.

Работа в должности маэстро (музыкального руководителя) в Базилике Сан-Марко в Венеции была наиболее престижной работой для каждого церковного музыканта во всей Европе. Тем не менее, состояние музыки в этом соборе было плачевным из-за финансовых махинаций предшественника Монтеверди. Монтеверди приступил к реорганизации музыки в соборе: он купил новые музыкальные произведения для церковной библиотеки и пригласил новых музыкантов, а также сам сочинял музыку для многочисленных церковных праздников. Он делал свою работу хорошо и в 1616 его зарплата была увеличена до 400 дукатов. Герцог Мантуи, возможно, очень жалел о том, что потерял такого музыканта, он просил Монтеверди писать музыку для него, и так как Монтеверди оставался его подданным, ему пришлось подчиняться и он иногда писал музыку для важных событий в Мантуе.

В 1619 Монтеверди опубликовал свою седьмую книгу мадригалов, однако после этого он начал публиковать меньше музыки, возможно потому, что был очень занят, или потому, что ему не нужно уже было искать славы, или ещё считается, что эта музыка была утеряна.

В 1620-х он продолжает свою работу в Венеции, увлекается алхимией, встречается с композиторомГенрихом Шютцем, который был в это время в Венеции. После смерти Мантуанского герцога в 1626 Монтеверди стал меньше писать музыки для Мантуи, они перестали оплачивать его сочинения, там началась война за мантуанское наследство, были большие разрушения и произошла вспышка чумы.

В 1632 Монтеверди стал священником. В 1637 в Венеции открылся первый в истории общественный оперный театр, и Монтеверди, которому уже было 70 лет писал для него оперы. Блестящий конец своей карьеры он сделал операми "Возвращение Улисса" (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1640) и "Коронация Поппеи" (L'incoronazione di Poppea, 1642, историческая), последняя считается кульминацией его творчества. Она содержит трагические, романтические и комедийные сцены (новшество в опере), более реалистичные изображения персонажей и более теплые мелодии, чем раньше, использует небольшой оркестр, роль хора отходит на второй план. Эта опера (так же, как и "Орфей") входит в репертуар современных театров.

Клаудио Монтеверди умер в Венеции 29 ноября 1643 и был похоронен в базилике Фрари, рядом с могилой художника Тициана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: