Руководитель аудиторской проверки – это уполномоченное лицо аудиторской организации, несущее ответственность за:
1) распределение работ;
2) выполнение задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами;
3) выдачу аудиторского заключения, соответствующего условиям задания.
Руководитель аудиторской проверки должен:
1) контролировать соблюдение этических требований участниками аудиторской группы;
2) убедиться, что все необходимые процедуры в отношении решения о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию были соблюдены;
3) убедиться, что участники аудиторской группы обладают навыками, полномочиями и временем, необходимыми для проведения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и профессиональными стандартами;
4) информировать участников аудиторской группы об их обязанностях и ответственности, о характере деятельности клиента, вопросах, связанных с рисками, проблемах, которые могут возникнуть, и подходе к выполнению задания;
5) осуществлять надзор за проведением аудита, то есть оценивать:
- соответствует ли выполненная работа нормативным правовым актам РФ и профессиональным стандартам;
- возникали ли значимые вопросы, требовавшие дальнейшего рассмотрения;
- проводились ли консультации и были ли выводы консультаций документально оформлены и применены на практике;
- есть ли необходимость в пересмотре характера, временных рамок и объема выполненной работы;
- насколько выполненная работа подтверждает полученные выводы и документально оформлена;
|
- достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств;
- достигнуты ли цели при выполнении аудиторских процедур;
6) до выдачи аудиторского заключения проверить рабочие документы и обсудить работу с участниками аудиторской группы, чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере полученных аудиторских доказательств.
При проведении аудита отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов [13] руководитель аудиторской проверки должен:
1) убедиться в назначении лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнения задания;
2) обсуждать значимые вопросы, возникающие в ходе проведения обзорной проверки качества выполнения задания, с лицом, осуществляющим эту проверку;
3) не выдавать аудиторское заключение до тех пор, пока не будет завершена обзорная проверка качества выполнения задания.
В крупных аудиторских фирмах руководитель аудиторской проверки обычно именуется партнером задания. В состав рабочей группы обычно входят исполнители следующих категорий: партнер задания, менеджер, старший аудитор, ассистент. Кроме того, в работе над проектами могут принимать участие стажеры.
В обязанности партнера задания, как правило, входит:
1) обеспечение выполнения процедур, обязательных при решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с имеющимся клиентом;
2) согласование с аудируемым лицом сроков проведения аудита;
3) утверждение состава аудиторской группы;
4) разработка общего плана аудита и доведение его до участников аудиторской группы;
|
5) проверка и утверждение программы аудита;
6) обеспечение проведения аудита в соответствие с политикой аудиторской организации и профессиональными требованиями, в том числе осуществление надзора за проведением аудита;
7) проведение переговоров с руководством и представителями собственника аудируемого лица по вопросам, возникающим в ходе выполнения аудиторского задания;
8) информирование о ходе и результатах выполнения аудиторского задания руководство аудиторской организации;
9) оценка проделанной участниками группы работы как достаточного надлежащего основания для подготовки отчетных документов, предусмотренных соглашением сторон;
10) утверждение содержания конфиденциального отчета руководству клиента и аудиторского заключения.
К обязанностям менеджера обычно относится:
1) составление списка участников аудиторской группы;
2) разработка совместно с партнером задания перечня дополнительных профессиональных услуг, которые могут быть оказаны данному аудируемому лицу;
3) утверждение программы аудита;
4) поддержание контакта с аудируемым лицом на период выполнения работ по проекту;
5) сверка выполняемых аудиторских работ с программой аудита и утвержденным бюджетом;
6) проведение инструктажа аудиторов;
7) разрешение разногласий, возникающих при расхождении мнений аудиторов, организация их обсуждения с партнером задания;
8) проверка рабочей документации.
Старший аудитор распределяет работу между подотчетными ему участниками рабочей группы, вместе с ассистентами непосредственно проводит аудиторскую проверку, а также отвечает за:
|
1) сверку выполняемых работ с программой аудита и утвержденным бюджетом;
2) подготовку информации для обсуждения с менеджером и партнером задания;
3) проведение инструктажа ассистентов, оказание им помощи в понимании целей и сущности запланированных аудиторских процедур;
4) проверку рабочих документов, подготовленных ассистентами;
5) формирование выводов по итогам выполнения запланированных аудиторских процедур.
Ассистенты несут ответственность за:
1) выполнение порученных им аудиторских процедур и подготовку соответствующих рабочих документов;
2) информирование старшего аудитора о сложных и спорных моментах, возникающих при проведении аудиторской проверки.
Поскольку часто конкретному клиенту оказывается целый комплекс профессиональных услуг, в отношении определенного клиента может назначаться курирующий партнер. В обязанности курирующего партнера входит планирование и координация оказания услуг аудиторской организации всем подразделениям клиента. В отношениях с клиентом курирующий партнер выступает в роли лица, полномочно представляющего аудиторскую организацию.