Комплексное воспитание спортсмена в условиях спортивной школы.




Лекция 15

Организация воспитательной работы в условиях спортивной школы.

Цель, задачи воспитательной работы тренера; функции, выполняемые тренером в ходе реализации воспитательной деятельности.

Комплексное воспитание спортсмена в условиях спортивной школы.

 

Цель, задачи воспитательной работы тренера; функции, выполняемые тренером в ходе реализации воспитательной деятельности.

В наше время перед любым педагогом, том числе и перед тренером встаёт ряд проблем, касающийся процесса воспитания своих подопечных. Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью любого общества. Недостатки и упущения в воспитании подрастающего поколения наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого свойства (например, экономического или политического) большего вреда обществу нанести невозможно.

Цель деятельности тренера в сфере воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности спортсмена, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности:

· формирование и развитие спортивного коллектива;

· создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

· формирование здорового образа жизни;

· организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности спортивного коллектива;

· защита прав и интересов обучающихся;

· гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

· формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

· организация социально-значимой созидательной деятельности обучающихся.

Для достижения поставленных целей и задач тренер реализует несколько функций:

· аналитико-прогностическую;

· организационно-координирующую;

· коммуникативную;

· контрольную.

Аналитико-прогностическая функция включает в себя:

· изучение и анализ индивидуальных особенностей обучающихся;

· изучение и анализ спортивного коллектива в его развитии;

· анализ и оценка семейного воспитания спортсменов;

· анализ уровня воспитанности коллектива и личности.

Педагог сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет и проч. Для успешной работы необходимо уметь выявить и оценить имеющийся воспитательный результат, в соответствии с ним корректировать свою профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результаты воспитания надо через определенные промежутки времени: в младшем и среднем школьном возрасте - в конце каждой четверти, в старшем школьном возрасте - достаточно через полгода.

Организационно-координирующая функция предполагает:

· установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;

· проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

· организацию в тренировочной группе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся;

· организацию воспитательной работы с обучающимися путем проведения «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

· стимулирование и учет разнообразной социальной деятельности обучающихся;

· индивидуально-педагогическую работу с каждым спортсменом и спортивным коллективом в целом;

· ведение документации (журнал, личные дела обучающихся, план работы тренера).

Коммуникативная функция заключается:

· в формировании позитивных взаимоотношений между спортсменами, в управлении взаимоотношениями в спортивном коллективе;

· в формировании оптимальных отношений в системе «педагог-воспитанник»; в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

· в содействии общему благоприятному психологическому климату в тренировочной группе;

· в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Контрольная функция предполагает:

· контроль за посещаемостью и успеваемостью каждого обучающегося в учебно-тренировочной деятельности;

· контроль за посещаемостью и успеваемостью спортсменами в общеобразовательной школе.

Комплексное воспитание спортсмена в условиях спортивной школы.

Современный спорт предъявляет повышенные требования к человеку: хорошее здоровье, устойчивость психики, всестороннее развитие личности. Но спортивная тренировка не может ограничиться только физической, технической и тактической подготовкой. Обучение, воспитание и развитие личности - неразрывное целое. Воспитание юного спортсмена рассматривается как сложная педагогическая система, все элементы которой направлены на гармоничное развитие личности ребенка, воспитание устойчивых норм поведения и общечеловеческих ценностей.

Современные дети испытывают острый дефицит добра, ласки, внимания. Им необходимо быть востребованным, нужным. Если этого не произойдет своевременно, многие прекрасные задатки так и погибнут, не получив своего развития. Больше сказать можно только словами древнегреческого философа Сократа: «Неразвитые задатки переходят в свою противоположность».

В практике спорта отсутствует комплексный подход к воспитанию, а это снижает эффективность тренерской деятельности в целом. Решение воспитательных задач зависит и от личности конкретного ученика, и от воздействий на неё со стороны тренера.

Наиболее существенными элементами или даже сферами воспитания спортсмена выступают:

· Тренер, его личность и деятельность;

· Спортивный коллектив;

· Семья;

· Общеобразовательная школа.

Рассматривая эту систему, необходимо сказать, что задача тренера еще сложнее, чем учителя физической культуры: на урок ученик обязан идти, а на тренировку он идет по доброй воле, его влекут интерес и личность тренера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: