Лекция 15
Организация воспитательной работы в условиях спортивной школы.
Цель, задачи воспитательной работы тренера; функции, выполняемые тренером в ходе реализации воспитательной деятельности.
Комплексное воспитание спортсмена в условиях спортивной школы.
Цель, задачи воспитательной работы тренера; функции, выполняемые тренером в ходе реализации воспитательной деятельности.
В наше время перед любым педагогом, том числе и перед тренером встаёт ряд проблем, касающийся процесса воспитания своих подопечных. Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью любого общества. Недостатки и упущения в воспитании подрастающего поколения наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого свойства (например, экономического или политического) большего вреда обществу нанести невозможно.
Цель деятельности тренера в сфере воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности спортсмена, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности:
· формирование и развитие спортивного коллектива;
· создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
· формирование здорового образа жизни;
· организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности спортивного коллектива;
· защита прав и интересов обучающихся;
· гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
· формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
· организация социально-значимой созидательной деятельности обучающихся.
Для достижения поставленных целей и задач тренер реализует несколько функций:
· аналитико-прогностическую;
· организационно-координирующую;
· коммуникативную;
· контрольную.
Аналитико-прогностическая функция включает в себя:
· изучение и анализ индивидуальных особенностей обучающихся;
· изучение и анализ спортивного коллектива в его развитии;
· анализ и оценка семейного воспитания спортсменов;
· анализ уровня воспитанности коллектива и личности.
Педагог сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет и проч. Для успешной работы необходимо уметь выявить и оценить имеющийся воспитательный результат, в соответствии с ним корректировать свою профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результаты воспитания надо через определенные промежутки времени: в младшем и среднем школьном возрасте - в конце каждой четверти, в старшем школьном возрасте - достаточно через полгода.
Организационно-координирующая функция предполагает:
· установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
· проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
· организацию в тренировочной группе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся;
· организацию воспитательной работы с обучающимися путем проведения «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
· стимулирование и учет разнообразной социальной деятельности обучающихся;
· индивидуально-педагогическую работу с каждым спортсменом и спортивным коллективом в целом;
· ведение документации (журнал, личные дела обучающихся, план работы тренера).
Коммуникативная функция заключается:
· в формировании позитивных взаимоотношений между спортсменами, в управлении взаимоотношениями в спортивном коллективе;
· в формировании оптимальных отношений в системе «педагог-воспитанник»; в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;
· в содействии общему благоприятному психологическому климату в тренировочной группе;
· в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольная функция предполагает:
· контроль за посещаемостью и успеваемостью каждого обучающегося в учебно-тренировочной деятельности;
· контроль за посещаемостью и успеваемостью спортсменами в общеобразовательной школе.
Комплексное воспитание спортсмена в условиях спортивной школы.
Современный спорт предъявляет повышенные требования к человеку: хорошее здоровье, устойчивость психики, всестороннее развитие личности. Но спортивная тренировка не может ограничиться только физической, технической и тактической подготовкой. Обучение, воспитание и развитие личности - неразрывное целое. Воспитание юного спортсмена рассматривается как сложная педагогическая система, все элементы которой направлены на гармоничное развитие личности ребенка, воспитание устойчивых норм поведения и общечеловеческих ценностей.
Современные дети испытывают острый дефицит добра, ласки, внимания. Им необходимо быть востребованным, нужным. Если этого не произойдет своевременно, многие прекрасные задатки так и погибнут, не получив своего развития. Больше сказать можно только словами древнегреческого философа Сократа: «Неразвитые задатки переходят в свою противоположность».
В практике спорта отсутствует комплексный подход к воспитанию, а это снижает эффективность тренерской деятельности в целом. Решение воспитательных задач зависит и от личности конкретного ученика, и от воздействий на неё со стороны тренера.
Наиболее существенными элементами или даже сферами воспитания спортсмена выступают:
· Тренер, его личность и деятельность;
· Спортивный коллектив;
· Семья;
· Общеобразовательная школа.
Рассматривая эту систему, необходимо сказать, что задача тренера еще сложнее, чем учителя физической культуры: на урок ученик обязан идти, а на тренировку он идет по доброй воле, его влекут интерес и личность тренера.