ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫи ПСИХИАТРИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
_____________________________________________
ФИО студента
______________________________________________
Факультет, курс
______________________________________________
Группа
Новосибирск
Авторы–составители: Николаева И.И., Выборнов А.В.
История медицины и фармации. Рабочая тетрадь. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по специальностям 060101 - «лечебное дело», 060103 - «педиатрия», 060105 - «стоматология», // Сост. к.и.д. Николаева И.И., к.и.н. Выборнов А.В. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям и зачету по дисциплине «история медицины и фармации». Пособие содержит требования ГОС ВПО по дисциплине, учебно-тематический план, планы семинарских занятий с заданиями и рекомендациями, вопросы для подготовки к зачету, тестовые задания, а также справочные материалы. Задания предполагают выполнение письменной работы в виде заполнения таблиц, схем, конспектирования или других форм самостоятельной работы прямо в рабочей тетради, что даст возможность легко контролировать самостоятельную работу студентов преподавателем.
Пособие позволит активизировать самостоятельную работу студентов, сформировать необходимые навыки и умения при работе с исторической литературой и подготовиться к зачету по истории медицины и фармации.
Рецензент: д.м.н., профессор кафедры фундаментальной медицины медицинского факультета НГУ Ю.М. Криницына.
Учебно-методическое пособие «История медицины и фармации. Рабочая тетрадь» рассмотрена на заседании кафедры социально-исторических наук НГМУ (протокол № 5 от 19.12.2009 г.).
|
Учебно-методическое пособие «История медицины и фармации. Рабочая тетрадь» рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК по гуманитарным дисциплинам НГМУ (протокол № 1 от 08.12.2009 г.).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Как пользоваться рабочей тетрадью…………………………………………
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1.Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине «история медицины и фармации» (п.4. ГОС)………………………………………………………………………………….
1.2.Требования к уровню освоения содержания, навыков и умений по дисциплине «история медицины и фармации»……………………………………………………….
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫИ ФАРМАЦИИ»
2.1. Учебно-тематический план по истории медицины и фармации…………………….
2.2. Планы семинарских занятий по истории медицины и фармации………………………
2.2.1. Семинар 1. Введение в историю медицины и фармации. Врачевание в
первобытном обществе и в древних цивилизациях Востока…………………….
2.2.3. Семинар 2. Медицина Античного мира…………………………………………..
2.2.4. Семинар 3. Медицина в Средние века и Новое время. Становление научной
медицины……………………………………………………………………….
2.2.5. Семинар 4-5. Этапы развития российской медицины. Становление научной
медицины в России …………………………………………………………………………..
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫИ ФАРМАЦИИ»
|
3.1. Перечень вопросов для подготовки к зачету по истории медицины и фармации..
3.2. Примерные тестовые задания по истории медицины и фармации……………….
3.3. Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата………….
3.4. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине история
медицины и фармации………………………………………………………………
Раздел 4. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
4.1. Биографический указатель выдающихся врачей.………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«История медицины и фармации» – составная часть общей истории науки и культуры. Как самостоятельная дисциплина, в широком смысле слова история медицины является курсом, в котором на базе исторического и логического методов изучается развитие медицины, как всемирно-исторического процесса. В узком смысле история медицины рассматривается как наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины. История медицины и фармации является связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин, так как это один из первых предметов интеграции медицинских знаний, который дает студенту комплексное представление о развитии медицины в целом.
История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает общие закономерности развития медицины на различных этапах истории человеческого общества, выделяя важнейшие направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Кроме того, общая история медицины показывает роль медицины в культуре и народов, изучает историю научных школ и направлений, врачебную этику и деонтологию. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медико-биологических и гигиенических дисциплин, биографии ученых, их вклад в науку, историю медицинских учреждений и т.д. Вопросы частной истории медицины, как правило, затрагиваются во вводных лекциях при изучении специальных дисциплин на протяжении всех лет обучения Преподавание общей и частной истории медицины составляет систему историко-медицинского образования будущего врача. В этом плане история медицины является связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин, так как это один из первых предметов интеграции медицинских знаний, который дает студенту комплексное представление о развитии медицины в целом.
|
Рабочая тетрадь является учебно-методическим пособием к семинарским занятиям по курсу «История медицины и фармации» для студентов 1 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. В нее включены материалы, необходимые для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы в виде конспектирования.
Рабочая тетрадь содержат планы семинарских занятий, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта по курсу «история медицины и фармации», контрольные вопросы, задания для выполнения письменной работы, тематические списки литературы. Планы семинарских занятий включают основные вопросы, которые следует разобрать и в устной форме рассмотреть в аудиторные часы. По каждой теме семинарского занятия предложен перечень тем, по которым целесообразно подготовить доклады или небольшие сообщения.
Письменные задания, предлагаемые в каждой теме семинаров, являются обязательными к самостоятельной подготовке студентов. Эти задания предполагают выполнение письменной работы в виде заполнения таблиц, схем, конспектирования или других форм самостоятельной работы прямо в рабочей тетради, что даст возможность легко контролировать самостоятельную работу студентов преподавателем. Особое внимание уделено усвоению ключевых понятий и терминов, на которые студенты должны дать краткие определения, опираясь на материалы лекций, энциклопедий и словарей. В рамках курса необходимо знать имена врачей, оставивших след в истории медицины. Для этого в заданиях представлен список имен, на которые студент в должен составить краткий биографический обзор. Для студентов педиатрического и стоматологического факультета включены задания со знаком «+».
В конце рабочей тетради приводятся примерные тестовые задания по всем темам, темы рефератов и методические рекомендации по их написанию, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, справочный материал.
РАЗДЕЛ 1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ