Пример и принятие на ее основании стратегического решения




Исторический очерк

В начале 1970-х годов появилась аналитическая модель, предложенная совместно корпорацией General Electric (GE) и консалтинговой компанией McKinsey & Со, и получившая название «модель GE/McKinsey».

Первоначально в попытке решить проблему сравнительного анализа 43-х по-своему важных видов коммерческой деятельности в корпорации General Electric была сделана попытка применить матрицу Бостонской консультативной группы, но в процессе работы она подверглась модернизации. Разработанная структура матрицы уже сама по себе виделась как своеобразное методическое достижение, т.к. с ее помощью обеспечивалось частичное решение проблемы установления общей сравнительной базы для анализа стратегических позиций видов бизнеса, которые сильно отличались друг от друга по своему характеру. Путем количественного оценивания субъективных факторов и их включения в анализ модель обеспечивала принимающего решение большим количеством релевантной информации. Окончательное стратегическое решение принималось не только на основании результатов позиционирования видов бизнеса на предлагаемой матрице. С помощью такой модели менеджер оказывался способным лучше упорядочивать и сравнивать отдельные виды бизнеса. В то время в руководящей среде корпорации GE даже была распространена такая фраза: «Наша модель – это единственный способ сравнить яблоки и апельсины».

К 1980 году она стала наиболее распространенной многофакторной моделью анализа стратегических позиций бизнеса.

 

Область применения

Матрица «Мак-Кинзи» имеет широкую область применения: от небольших монолитных компаний и единичных видов товаров до крупных банков и корпораций, имеющих интересы в самых разных сферах. Принцип анализа заключается в анализе отдельных товаров или их групп, услуг и т. д. Применим практически во всех областях: в энергетической сфере, различных отраслях производства, торговли, оказания услуг, в автосалонах, финансовой сфере.

 

Работы

Работа по матрице ДЕ — Маккинси состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

1). Определение области исследований (видов анализируемой деятельности) для конкретной компании.

2). Определение основных факторов влияния по рынку и компании.

3). Сбор информации.

Сбор информации заключается в анализе рыночной ситуации и сильных сторон компании. Эта часть работы, как и первичная оценка количественного уровня каждого показателя, носит субъективный характер. Если работу выполняют сотрудники коллектива исследуемой компании, может сработать эффект одного мнения. Если начальник говорит: «Мы прочно стоим на рынке», менеджеры низшего звена ответят также.

Сбор информации производится из основных источников:

· Анкетирование или опрос сотрудников и покупателей с целью изучения их мнения.

· Анализ сведений из интернета.

· Открытые сведения по материалам отчётов смежных компаний и контрагентов.

· Сведения, полученные различным путём, от конкурентов.

4). Расчёт показателей и занесение результатов в матрицу.

5). Предварительное заключение.

6). Анализ результата и разработка рекомендаций по стратегии развития компании.

 

Пример и принятие на ее основании стратегического решения

Для рассмотрения данной матрицы на примере мы выбрали компанию ПАО «Лукойл».

ЛУКОЙЛ — одна из крупнейших публичных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в мире, на долю которой приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. Обладая полным производственным циклом, Компания полностью контролирует всю производственную цепочку — от добычи нефти и газа до сбыта нефтепродуктов. 88% запасов и 86% добычи углеводородов приходится на Российскую Федерацию, при этом основная деятельность сосредоточена на территории 4-х федеральных округов — Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Более 100 тыс. человек объединяют свои усилия и талант, чтобы обеспечить эффективное развитие Компании и ее передовые позиции на рынке.

Проиллюстрируем ожидаемую результативность адаптации указанного портфельного инструмента принятия решений на примере портфеля бизнес-единиц ВИНК по направлению деятельности «Нефтепереработка». Для этого в рамках каждого направления выделим оцениваемые бизнес-единицы, набор параметров, по которым будут определяться интегральные значения координат для каждой единицы, затем предложим рекомендации по результатам анализа.

 

Таблица 1

Данные для построения матрицы для НПЗ ПАО «ЛУКОЙЛ»

  НПЗ Конкурентоспособность НПЗ (Х) Привлекательность региона (У) Доля в первичной переработке (d)
1. Мини-НПЗ Урай 1,2 2,55 0,15
2. Мини-НПЗ Когалым 1,3 2,55 0.15
3. Ухтанефтепереработка 2,3 2,55 6,80
4. Пермнефтеоргсинтез 4,1 2,55 20,20
5.Нижнегородскнефтеоргсинтез   2,8   2,55   25,70
6. Волгограднефтепереработка   2,9   2,55   18,00
7. Одесский НПЗ 2,6 2,58 3,30
8. Петротел-ЛУКОЙЛ 3,8 3,10 3,50
9. Нефтехим Бургас 3,9 3,20 10,00
10. НПК ISAB 4,6 3,21 9,80
11. НПК TRN 3,0 3,89 2,40

 

В качестве портфеля бизнес-единиц нефтегазовой компании по выбранному направлению деятельности предлагается рассматривать действующие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) (таблица 1). При этом модифицированная матрица GE/McKinsey для целей портфельного анализа добывающих бизнес-единиц может выглядеть как в образце, представленном на рисунке 3. Конкурентоспособность каждого завода целесообразно оценивать по показателям, приведенным в таблице 2.

Следует отметить, что пограничные (критические) значения критериев в данном случае обоснованы применительно к НПЗ ПАО «ЛУКОЙЛ». Для НПЗ, входящих в другие холдинговые образования, пороговые значения по каждому индикатору могут отличаться от приведенных в таблице. Привлекательность региона расположения НПЗ, в свою очередь, также является комплексным показателем, который предлагается оценивать по набору параметров, представленных в таблице 3.

Первые шесть параметров характеризуют состояние нормативно-правового регулирования бизнеса страны, с 7-го по 14-й – экономическую обстановку, с 15-го по 17-й – социальное окружение, последний показатель является косвенным индикатором технического развития региона.

Пограничные значения параметров обосновываются исходя из набора регионов добычи конкретной компании, в данной работе пограничные значения рассчитаны для компании «ЛУКОЙЛ» (исходные данные взяты из информационной базы Всемирного Банка).

Рисунок 3. Матрица «Привлекательность региона / Конкурентоспособность НПЗ»

 

 

Таблица 2

Индикаторы конкурентоспособности НПЗ

Критерий Диапазон оценок
         
Низкая Низкая/ средняя Средняя Средняя/ высокая Высокая
  Профиль   Топливный   / Топливно- масляный   / Топливно-масляно-нефтехимический
Качество поставляемой нефти* Тяжелые сорта С участием тяжелых сортов   Юралс Российские экспортные сорта Различные сорта из разных стран
Уровень загрузки мощностей, %   < 60,00   60,00-67,00   67,00-74,00   74,00-81,00   >81,00
Глубина переработки нефти, %   < 57,00   57,00-64,00   64,00-70,00   70,00-77,00   >77,00
Выход светлых нефтепродуктов, %   < 49,00   49,00-55,00   55,00-60,00   60,00-66,00   > 66,00
Доля высокооктановых бензинов в общем выпуске бензинов, %     < 88,00     79,00-88,00     88,00-97,00     97,00-100,00    
Доля экологически чистого дизтоплива в общем выпуске дизтоплива, %   < 50,00   50,00-56,00   56,00-61,00   61,00-67,00   >67,00
Транспортный коэффициент для отгрузки продукции, %     < 47,00     47,00-52,00     52,00-58,00     58,00-63,00     >63,00

*Качество нефти, поставляемой на НПЗ, зависит от выгодности географического расположения последнего (каким транспортом возможно поставлять нефть и из каких месторождений) и может рассматриваться в качестве составляющей его конкурентоспособности.

 

Далее согласно разработанным шкалам определяются координаты положения каждой бизнес-единицы в матрице (табл. 3) и её отображение на матрице в виде окружности, центр которой задаётся рассчитанными координатами, а диаметр пропорционален доле первичной переработки на данном НПЗ в общем объеме первичной переработки компании (рис. 2.1).

В зависимости от положения каждой бизнес-единицы в матрице можно предложить рекомендации по инвестированию в бизнес-единицы направления «Нефтепереработка» (табл. 4)

Таблица 3

Индикаторы привлекательности региона расположения НПЗ

Критерий Диапазон оценок
         
Низкая Низкая/ средняя Средняя Средняя/ высокая Высокая
1. Индекс благоприятности нормативных требований для бизнеса, ед.     >110,37       90,66-110,37     67,01-90,66     47,30-67,01     <47,30
2. Реальная сила законодательных актов <3,00 3,00-4,25 4,25-5,75 5,75-7,00 >7,00
3. Общий уровень налогообложения, % от прибыли   > 67,90   55,78-67,90   41,23-55,78   29,10-41,23   <29,10
4. Количество документов, необходимых к оформлению при импорте, шт.     >10,00     8,00-10,00     6,00-8,00     4,00-6,00     <4,00
5. Время, требуемое на процедуру экспорта, дни   >30,00   25,00-30,00   18,00-25,00   13,00-18,00   <13,00
6. Эффективность таможенных процедур, ед.   <2,10   2,10-2,98   2,98-4,03   4,03-4,90   >4,90
7. Цена экспорта, долл. /контейнер   >1951,13   1602,72-1951,13   1184,62-1602,72   836,20-1184,62   <836,20
8. Цена импорта, долл. / контейнер   >1993,60   1637,60-1993,60   1210,40-1637,60   854,40-1210,40   <854,40
9. Качество торговой и транспортной инфраструктуры, ед.   <1,50   1,50-2,13   2,13-2,88   2,88-3,50   >3,50
10. Качество инфраструктуры портов, ед.   <2,10   2,10-2,98   2,98-4,03   4,03-4,90   >4,90
11. Качество предоставляемых логистических услуг, ед.   <1,50   1,50-2,13   2,13-2,88   2,88-3,50   >3,50
12. Потери, связанные с перебоями в электроснабжении, % от продаж     >2,34     1,92-2,34     1,42-1,92     1,00-1,42     <1,00
13. Реальная процентная ставка, %   >9,44   7,76-9,44   5,73-7,76   4,05-5,73   <4,05
14. Прямые зарубежные инвестиции, % от ВВП   <2,61   2,61-3,70   3,70-5,01   5,01-6,10   >6,10
15. Рабочая сила в стране, чел.   <14688647   14688647-20808917   20808917-28153240   28153240-34273510   >34273510
16. Уровень урбанизации, %   <42,00   42,00-59,00   59,00-80,00   80,00-97,00   >97,00
17. Потери из-за краж, вандализма, % от продаж   4,00   3,00   2,00   1,00   0,00
18. Заявления на патент в стране, шт.   <3420,00   3420,00-4845,00   4845,00-6555,00   6555,00-7980,00   >7980,00
             

 

Рис. 4. Портфельный анализ для НПЗ ПАО «ЛУКОЙЛ»: 1 – Мини-НПЗ Урай; 2–Мини-НПЗ Когалым; 3 – Ухтанефтепереработка; 4 – Пермнефтеоргсинтез; 5 – Нижнегородскнефтеоргсинтез; 6 – Волгограднефтепереработка; 7 – Одесский НПЗ; 8 – Петротел-ЛУКОЙЛ; 9 – Нефтехим Бургас; 10 – НПК ISAB; 11 – НПК TRN

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: