Запишите число и тему урока.
- Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?
Ваши ассоциации запишите в тетрадь.
– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды и одновременно пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические растения.
Давайте прослушаем запись двух фрагментов из уже знакомых вам опер — «Пляска персидок» из «Хованщины» Мусоргского и «Персидский хор» из «Руслана и Людмилы» Глинки.
5. Послушайте «Персидский хор» из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки https://www.youtube.com/watch?v=wHiJNWz7Fho
- Вспомните, кто в опере исполняет этот хор?
- Восточные девушки в замке злой волшебницы Наины.
- Зачем?
- Персидские девы манят путников пленительным пением.
- Как восточным красавицам это удаётся? В чём проявляется особенность их пения?
– Тембр голоса завораживающий, нежный.
- Многочисленные распевы,убаюкивающий ритмический рисунок.
- Мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
- Мы с вами сегодня прослушали русскую народную песню «Исходила младешенька». Давайте-ка сейчас сравним, сопоставим эти два типа мелодики — русский и восточный. Есть ли между ними сходство? А каковы различия?
6. Устно ответьте на эти вопросы.
Послушайте «Пляски персидок» из оперы Мусоргского «Хованщина»
https://www.youtube.com/watch?v=4OV6CEFR5sg
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Какими видите их движения?
|
8. Устно ответьте на вопросы.
2. «Восточные мотивы»
9. Познакомьтесь с «Колыбельной Гаянэ» А. Хачатуряна https://www.youtube.com/watch?v=RRedIM3iYlU
Балет «Гаянэ» армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна (1903-1978). Гаянэ — имя главной героини балета, простой девушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о простых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни.
Сегодня мы познакомимся с сольным номером из балета — «Колыбельной Гаянэ».
- Каков ритм колыбельной? Какими движениями можно его передать?
- В оркестре звучат колокольчики; ритм - спокойный, ровный, убаюкивающий. Движения рук должны быть мягкими, плавными.
- Всегда ли ровно и спокойно звучала музыка?
- Нет. Музыка сначала звучала нежно и спокойно, но затем музыка, набирая силу, стала в средней части взволнованной и страстной. В конце мелодия зазвучала вновь спокойно и очень ласково, нежно.
- Какова же форма построения музыки этой колыбельной? Сколько вы услышали в ней частей?
- Сопоставление звучания крайних частей колыбельной даёт возможность определить трехчастную форму.
- Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной Гаянэ» можно сравнить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880—1972).
Что вы видите на этой картине?
- Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.
– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура в целом – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов.
|
«Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские.
Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке, часто так и называют - Русский Восток.
Подумайте, объясните, почему именно так назвали эти образы?
10. Устно ответьте на вопрос.
- То есть за основу были взяты подлинные восточные народные (персидские, арабские, турецкие мелодии), но написаны были русскими композиторами.
– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано?
- Придают волшебство, загадочность, контраст…
11. Послушайте А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
https://www.youtube.com/watch?v=aH2Gpdr-WrA
Подведение итога
– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность «входить в образ», «вживаться» в явления других национальных культур.
|
Мы с вами смогли убедиться, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла своё отражение в различных музыкальных жанрах: в операх М. Глинки «Руслан и Людмила» и М. Мусоргского «Хованщина», в балете А. Хачатуряна «Гаянэ» и его песне «Мелодия». Мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими образами.
Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.
Домашнее задание: Нарисуй картину, которую рисует в твоем воображении музыка А.Хачатуряна «Танец с саблями». Сфотографируй и оправь мне по Ватсапу на номер 89505317784.
Всего доброго! Урок окончен. До свидания!
По всем возникшим вопросам можете звонить или писать мне на номер тел. 89505317784 с 9.00 до 17.00.
Ответы от всех буду ждать до 17.00 часов 24 апреля (т.е. в течение недели жду ваши работы)
Желаю всем удачи!
С уважением, Людмила Васильевна.