Принципы проектирования зданий для учебно-воспитательного процесса




СУРС

На тему: «Особенности проектирования зданий для учебно-воспитательного процесса»

По дисциплине: «Архитектурное проектирование: Проектирование общественных зданий»

 

 

Выполнила Проверил

Студентка гр.ПА-32 Маг. арх., ст. преп.

Горелова Ю.Г. Михальцова И.В.

 

 

Содержание

Введение

1. Принципы проектирования зданий для учебно-воспитательного процесса

2. Современный зарубежный опыт проектирования зданий для учебно-воспитательного процесса

3. Современный отечественный опыт проектирования зданий для учебно-воспитательного процесса

Заключение

Список используемой литературы


 

Введение

В настоящее время в современном мире идет поиск новой школы, который был

начат еще середине 70-х годов ХХ века. Основные вопросы, по которым идут поиски и

научные исследования по определению оптимальных типов школьных зданий можно

разделить следующим образом:

1. изменение форм и методов обучения, масштабов применения технических средств, комплексов и видов обучающей техники, применения методов программированного обучения;

2. влияние прогрессивных форм и методов обучения на формирование новой и

реорганизацию традиционной функциональной структуры школьных зданий, на развитие функциональных групп помещений, на состав, площади и оборудование в связи с применением различных видов обучающих устройств;

3. совершенствование инженерно-технического уровня, строительство школьных зданий, с применением большепролетных конструкций для осуществления свободных и гибких планировочных решений, возможности трансформации помещений;

4. создание оптимального микроклимата, применение кондиционирования, верхнего, естественного и смешанного освещения, обеспечивающего свободную организацию помещений;

5. применение средств связи, передачи информации и управления учебным процессом;

6.расширение сферы деятельности школы в комплексе с общественными учреждениями жилых районов при взаимном использовании комплекса общественных

зданий и школьного здания, как учащимися, так и жителями района.

Проводимые исследования осуществляются с учетом требований различных специальных областей наук: педагогики, гигиены, архитектуры, кибернетики, электроники, психологии, социологии и др. Проектированию предшествует разработка

модели нового учебного процесса с использованием новых учебных программ, экспериментальных форм, новых методов и технических средств обучения, определяются задачи функционирования школы в комплексе с другими учреждениями.


Принципы проектирования зданий для учебно-воспитательного процесса

На композиционное решение школы оказывает влияние два момента:

- структурированное распределение группы учащихся

- компоновка помещений исходя из функционального назначения.

Структурированное распределение группы учащихся должны создавать следующие элементы:

- разделять учеников на разные группы, учитывая возраст и индивидуальное развитие навыков;

- формировать кружковые группы на разное количество учеников с целью организации массовых мероприятий и культурного воспитания.

Основным планировочным элементом школы является класс. Здесь должны быть обеспечены необходимые требования для благоприятной учебно-воспитательной деятельности и санитарно-гигиенических условий. Классы формируют в учебно-образовательные блоки исходя из возрастной категории. Обычно сюда входит до шести учебных кабинетов, зона отдыха и санузлы, иногда и гардеробная.

Учебная секция, как правило, имеет хорошую взаимосвязь со вспомогательными и общешкольными помещениями. Они формируются в кластеры по возрастным группам, которые имеют хорошую изолированы друг от друга.

В школе-интернате необходимо создавать или жилые блоки, которые состоят из спальных комнат, а также постирочных помещений и чистки обуви, и санузлов, или сгруппированные учебно-жилые помещения (учебные кабинеты в комбинировании со спальнями).

Образовательные, жилые и учебно-жилые секции формируются в группы помещений для различного возраста учеников - от младших, средних до старших.

Помимо учебных блоков, есть другие помещения, которые формируют объемно-планировочное решение школы и отдельные функциональные группы:

помещений для проведения спортивных занятий

кабинетов для культурно-массовой работы;

кабинетов общешкольного и производственного назначения;

помещений административного назначения

помещений общественного питания (столовые, буфеты,) и медобслуживания.

Важными моментом, оказывающим влияние на композиционное решение школы, является компоновка учебных блоков и общая планировка, которая может иметь большое разнообразие.Наиболее популярным решением является 4-х классная секция, в которой помещения имеют одностороннее расположение с зальной зоной рекреации. Этот вариант лучше всего подходит для учеников младшего и среднего возраста.Для старшеклассников используются учебные кабинеты с односторонней или двусторонней ориентацией, сгруппированные коридорной зоной рекреацией.

В странах СНГ и зарубежный странах используются и другие типы учебных блоков:

класс-рекреация и кабинеты, группирующие небольшое количество классов, - для учеников младшего возраста;

учебные блоки, объединяющие до 6 учебных помещений, - для старшеклассников;

учебные блоки, где зона отдыха отделена от учебных кабинетов коридором или лестничной клеткой.

Взаиморасположения учебных кабинетов лучше проектировать с односторонней ориентацией, когда классы сформированы на одну сторону. Тогда у них будут одинаковые условия освещенности и обления солнечными лучами. Но минусом станет большая удлиненность здания школы. Этого можно исключить, если параллельно разместить нескольких учебных блоков. Для получения большей компактности при проектировании школ используется 2-х и 3-х стороннее расположение учебных кабинетов, это создаст разнообразные условия и не будет возможности построить здание на различно ориентированно территории.В зависимости от количества учеников и планировочных особенностей школы проектируют от 1-го до 3 этажей, но допускается и 4 этажа, при условии высокой плотности населения и стесненная территория.

Школы и учебные комплексы большой вместимости проектируют, как правило, смешанной этажности: учебные секции предназначенные для младших классов имеют 2 этажа; для средних классов строятся в 3 этажа; для старших можно проектировать 4-х этажными. Это показывает разграниченный подход к созданию этажности с учетом возрастных категорий учеников.

 

Преимущества здания школы малой этажности (1-2 этажа)

экономическая целесообразность, так как используются тяжелые капитальные конструкции - железобетон, кирпич. Снижая этажность - снижаем затраты на строительство;

создаются комфортные условия для учеников и учителей;

доступная взаимосвязь с участком.

Недостатки здания школы малой этажности:

удлинение горизонтальных коммуникаций (коридоров, галерей и т.п.)

Поэтому найти оптимальное решение этажности - это основная задача при при проектировании школ. Существенным моментом, являющимся основой архитектурной композиции школы, является грамотно построенная взаимосвязь между функциональными зонами школы.

По композиционным приемам проект школа подразделяется на 3 основных вида:

 

Централизованный (линейный) тип. Школа такого вида представляет один главный учебный корпус, с возможным присоединением помещений зального типа. Такой прием композиции используют для школ небольшой вместимости, а применяется в районах с холодным климатом. Преимущество - экономическая целесообразность при строительстве и в дальнейшем при использовании, низкие теплопотери здания, компактная площадь застройки (что важно при расположении на территории небольшой величины), короткий путь между функциональными блоками школьных помещений.

Блокированный тип. Наиболее часто используемый для проекта школы. Планировочная особенность - здание состоит из нескольких отдельных блокированных корпусов различного назначения, которые соединены между собой отапливаемыми переходами или просто присоединяются друг к другу. Такой композиционный прием обычно используют при проектировании школы большой вместимости, расположенной в средней полосе, а также при строительстве в сейсмоопасных районах и со сложным рельефом. К плюсам проектирование школ по этой композиции относят:

хорошо распределены группы учащихся, что создает комфортные педагогические и гигиенические условия. Получаются удобные и не длинные горизонтальные коммуникации между отдельными блоками помещений;

создание органичной конструктивно-планировочной модели для каждого функционального блока школьных помещений;

добиться сочетания раздельных блоков и создать целость и лаконичность всей композиции.

 

2. Современный зарубежный опыт проектирования зданий для учебно-воспитательного процесса

Интересным примером является проект школа "Sentia" во Вьетнаме (Рисунок 1). Участок школы окружен множеством домов башенного типа. Школа состоит из детского сада, начальной и средней школы. Здесь есть не только разделенные по возрасту игровые площадки, но и общая игровая площадка, которая может использоваться всеми. Чтобы вписаться в асимметричный участок и создать отдельные игровые площадки, школа разработана зигзагообразной формой идущей по всей проектируемой территории. Серия непрерывных павильонов, которые похожи на петлю в сочетании с гибкой системой открытых коридоров. Благодаря такому дизайну классные комнаты ориентированы на север и юг и обеспечивают максимальное естественное освещение и вентиляцию. Спортивная площадка, спортзал и столовая расположены в конце направления ветра, в результате шум эффективно сокращается.

С целью формирования привлекательной и живой школы оконные системы на фасаде выполнены в разных размерах (Рисунок 2) и цветах. Кроме того, над каждым окном есть красочная система навеса, которая создает тень и защищает классные комнаты от косого солнечного света. Цвет школы нейтрально-белый и коричневый. Кроме того, веселые цвета системы жалюзи за пределами плавательного бассейна и столовой также добавляют игривости и креативности внешности.

 

Интересный проект школа в Бразилии, постоянная по принципу павильонной композиции. Недавно построенное учебное заведение находится в Сети Лагоас, примерно в 70 километрах от Белу-Оризонти, в Бразилии.Школа построена на большой участке на проспекте Корнелио Виана, на окраине города, на фоне горного хребта Санта-Хелена.

 

 

Рисунок 3 – Вид школы в Сети Лагоас с проспекта

Вид комплекса с проспекта (Рисунок 3) определяется большим изогнутым портиком. Это формируется металлической структурой с минеральными покрытиями. Расширяясь параллельно проспекту, этот элемент указывает на доступ и четко формулирует основные объемы. Два второстепенных входа обслуживают персонал учреждения, ведущий от парковочных мест по краям участка. Зона погрузки / разгрузки также находится на территории парковки. Комплекс состоит из 3 блоков (Рисунок 4): начальная школа и средняя школа на юге, техникум на севере. В центре находится блок аудитории и гимназии, обеспечивающий внешние и внутренние функции. Распределение объемов учитывает ориентацию север-юг, благоприятную для использования в образовательных целях. Кроме того, полые формы проницаемы для ветра региона, что способствует тепловому комфорту. Весь проект был разработан стандартизированным и рациональным образом, чтобы облегчить его реализацию в процессе строительства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: