В процессе преподавания русского языка




Интеллектуальное развития младших школьников

В процессе преподаваниярусского языка

 

Ковтунова Вероника Алексеевна

учитель начальных классов,

высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа «Патриот»

с кадетскими классами им. Ю.М.Дейнеко»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

 

Интеллектуальное развития младших школьников

в процессе преподавания русского языка

Ковтунова Вероника Алексеевна,

учитель начальных классов, высшей категории

МОУ «СОШ «Патриот им. Ю.М.Дейнеко» с кадетскими классами»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Новый стиль преподавания русского языка - это изучение языка как культурно-исторического процесса, проходящего в своём развитии несколько этапов: от устных форм обучения к письменным, от рисунков к алфавитному письму;развитие всех виды речевой деятельности школьников: умения писать и читать, слушать и говорить;развитие коммуникативно-речевых и литературно-творческих способностей учащихся, приобщение их к духовно-нравственным ценностям народа;формированиеобщеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом и книгой;развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, привитие навыков речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека;формирование интеллектуального развития детей, опирающегося на образное и логическое мышление, сознательного отношение к языку как к ценности;воспитание бережного отношения к родному языку, как средства межнационального общения.

Требования к технике проведения современного урока русского языка:

· урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность к знаниям;

· темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершёнными;

· необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

· доминировать должна атмосфера доброжелательности и творческого труда;

· следует менять виды деятельности, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения, активное учение каждого школьника.

Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка направлена на: достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого, с целью повышения эффективности обучения.Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция.

Основное направление работы.

 

· Выявить первоначальный уровень развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.

· Построить систему индивидуальной работы так, чтобы учение каждого ребенка происходило при максимальном напряжении его сил.

· Информировать родителей об успехах и проблемах их детей, привлекая родителей к совместной деятельности.

Основная задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса и любви к родному языку. Необходимо развивать интеллект учащихся младших классов.

Центральное место среди потенциалов субъекта занимает интеллект. В настоящее время существует много определений интеллекта, но до сих пор нет общепринятого.

Современная отечественная и зарубежная литература выделяет в нем различные грани и аспекты. В частности,

- способность иметь дело с абстрактными символами; выделять и отражать в своем сознании закономерные связи и отношения предметов и явлений; возможность оказывать воздействие на окружающую среду, преобразовывать действительность;

- способность совладать со своим собственным миром путем достижения поставленных целей и т. д.

Большое значение также имеет умственная активность младших школьников.Детям этого возраста присуща потребность в умственных усилиях и впечатлениях. Этого требует их быстро развивающийся, созревающий мозг. Высокая умственная активность в процессе обучения стимулируется новизной и определенной степенью трудности умственной работы, нетрадиционными подходами к привычным видам учебной деятельности.К числу важных предпосылок успешного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста следует отнести их наивно-игровое отношение к окружающему миру. Оно позволяет им безболезненно, не боясь трудностей, на определенном эмоциональном подъеме постигать жизнь и быть ее непосредственными участниками.

Нормальное интеллектуальное развитие личности предполагает одновременное комплексное развитие нескольких качеств интеллекта.

1) Систематическое использование антиципации

(т. е. опережающего отражения окружающей действительности) на всех или большинстве структурных этапов урока.

2) Целенаправленное развитие логического мышления учащихся.

3) Повышение речевой активности школьников.

Принципы проведения современного урока русского языка.

1.Принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности предполагает постепенное увеличение роли школьников в планировании, организации и проведении урока русского языка.

Школьники получают возможность прогнозировать и словесно формулировать тему и цель урока, предопределять тему минутки чистописания и словарно-орфографической работы, содержание и виды предстоящих учебных действий, т. е. становятся активными и непосредственными участниками учебной деятельности.

2. Принцип комплексного воздействия на интеллект ребенка предполагает, что учитель использует во время учебно-воспитательной работы на уроках русского языка такие методы и приемы, подбирает и составляет такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки и одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.

3. Принцип обоснованности, аргументированности, доказательности ответа школьника предполагает установку на полное, последовательное, доказательное выражение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых учащимися заданий и упражнений по русскому языку. Исходным пунктом осуществления этого принципа является специальным образом организованная учебная деятельность, когда ученики оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

Реализации трех вышеперечисленных принципов является

- система принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Иными словами, ребенок не должен попадать в жесткие рамки заданной учителем или автором учебника точки зрения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: