ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Учебное пособие
ПЕРМЬ 2000
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Под общей редакцией
Н.Я.Азановой, В.Ю.Черных
Утверждено ученым советом ПГМА
в качестве учебного пособия
Авторский коллектив – кандидаты исторических наук, доценты Н.Я.Азанова (темы IV, V), Л.Ю.Кожевникова (тема II), Н.А.Невоструев (тема III), В.П.Фотеева (тема I), В.Ю.Черных (тема III).
УДК 61:93 (075.8)
ББК 5:63.3
И 90
И 90 История медицины: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Я. Азановой, В.Ю.Черных. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2000. 73 с.
ISBN 5-7812-0032-0
Учебное пособие содержит теоретический курс и методическое приложение, включающее программу курса, планы семинарских занятий, темы рефератов, указатели литературы и вопросы для самоконтроля. Предназначено для преподавателей и студентов медицинских вузов.
Рецензенты:
М.Я.Подлужная – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения факультета усовершенствования врачей Пермской государственной медицинской академии;
Г.В.Пугина – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социологии Пермской государственной фармацевтической академии.
УДК 61:93 (075.8) ББК 5:63.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебном пособии излагаются материалы по истории мировой и отечественной медицины, начиная с первобытного общества и кончая ХХ веком. Оно адресуется студентам первого курса, не имеющим базовой профессиональной подготовки, не владеющим медицинскими терминами.
|
Цель издания данного учебного пособия – помочь студентам в изучении основных этапов, тенденций, закономерностей и противоречий развития медицины; дать им минимум начальных знаний, позволяющих затем перейти к более углубленному изучению широкого круга проблем, охватываемых курсами частных медицинских дисциплин; познакомить с именами и достижениями крупнейших представителей различных научных школ и направлений, с историей важнейших открытий; показать, что все народы мира внесли свой вклад, способствовали построению величественного здания современной медицины; показать роль российских ученых и медиков в этом процессе; способствовать воспитанию гуманизма, бескорыстности, патриотизма, любви к своей профессии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
Тема І. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ
История медицины как наука. Врачевание и медицина в первобытном обществе и Древнем мире.
Медицина (лат. – лечу, исцеляю) – это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни, предупреждение и лечение болезней людей.
История медицины изучает закономерности развития врачевания, медицинских знаний за всю историю человечества. Историю медицины можно разделить на общую и частную. Общая история занимается выявлением закономерностей развития медицины, изучением узловых проблем. Это и составляет предмет истории медицины как особой науки. Частная история занимается вопросами возникновения и развития отдельных медицинских дисциплин и изучается во всех медицинских учебных заведениях.
|
Наша задача – ознакомиться с историей медицины, получить сведения о сущности медицины, ее задачах, основных источниках, ее периодизации.
Источники изучения истории медицины разнообразны: в дописьменный период – народный эпос, фольклор, данные археологических раскопок. С появлением письменности – рукописные и печатные труды. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всеобщей истории.
Врачевание, примитивные медицинские знания появляются одновременно с зарождением человеческого общества. Уже в первобытном обществе существовали определенные гигиенические навыки и коллективное врачевание: женщины и пастухи явились первыми врачевателями. Это время накопления и обобщения эмпирических (практических) знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения.
В XII-X тыс. до н.э. люди умели оказывать помощь при родах и травмах, останавливать кровотечение. Из камня, кости создаются первые инструменты для врачевания. Люди сравнительно рано научились выделять болезни, связанные с питанием. Пищевые вещества (мед, сало и пр.) в случае необходимости использовались в качестве лекарственных средств. Столь же древним явилось использование целебных сил природы – солнца, воды.
На врачевание в это время большое влияние оказали возникшие фантастические представления о мире, такие как тотемизм – представление о тотеме как о хранителе здоровья; анимизм – вера в духов, души; магия – вера в способность отдельных людей воздействовать на других людей, предметы, события, явления природы. В связи с этим возникает система врачевания путем борьбы с духами, с которыми связаны те или иные болезни. Например, прием веществ, вызывающих отвращение, – чтобы изгнать засевший в больном дух, или изгнание его с помощью шума (отсюда шаманский бубен), или переодевание, переименование, заговоры, заклинания и т.д. Эти обряды связаны с распространенным представлением о болезни как особом вредоносном существе. Зарождение лечебной магии означало переход от коллективного врачевания к знахарству.
|
С развитием общества совершенствуются и навыки врачевания. На этапе разложения первобытного общества (X-V тыс. до н.э.) появляются инструменты из металла, применяются наркотические и опьяняющие вещества, проводятся такие сложные операции, как кесарево сечение, ампутация конечностей, трепанация черепа. Проводились сложные косметические операции, связанные с местными представлениями о красоте. Так, у племен Южной Америки широко используются инкрустация зубов драгоценными камнями и золотом, прокалывание языка, носовой перегородки, изменение формы черепа, создание искусственного косоглазия. В качестве обезболивающих средств применяются наперстянка, листья коки, хинин, сок кактуса. Возникают примитивные предохранительные меры при заразных болезнях.
В это время появляются профессиональные служители культа, в обязанности которых часто входит и врачевание. Наряду с этим укрепляется знахарство.
Крупным шагом в развитии врачевания явилась эпоха древних цивилизаций. В этот период возникает письменность и создаются первые медицинские тексты. Например, к концу III тысячелетия до н.э. относятся клинописные тексты медицинского содержания Шумера и Ассирии, священные книги Индии “Ригведа”, “Самаведа”, “Аюрведа”. Это время формирования двух направлений врачевания: первое – народное врачевание, основанное на практическом опыте, второе – теургическое (культовое), основанное на религиозных верованиях.
С этого времени существует сам термин “медицина”, создаются дома ученичества, школы для подготовки медиков (как при храмах, так и светские). Возникают известные медицинские школы: кротонская – последователи которой считали, что здоровье – результат равновесия противоположных начал: сухого и влажного, теплого и холодного, отсюда – противоположное излечивай противоположным; книдская – развила гуморальное учение (о соках и их роли в организме), ввела понятия четырех жидкостей организма (кровь, слизь, светлая и черная желчь), учение о признаках болезней (симптомах) и методах диагностики (выслушивание, осмотр, ощупывание); косская – в основе которой учение о тесной связи организма с окружающей природой, о четырех типах телосложения и темпераментах. В ней разработаны принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии клиническое направление в медицине).
В Древних Греции и Риме создаются законы о правовом положении врача, вводятся элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела, проверочные экзамены, право частной практики. Положение врача в обществе было почетным – так, эдикт Ю. Цезаря предоставлял врачам, приезжающим в империю, право римского гражданства. Складывается профессиональная этика, большое внимание ей уделял “отец медицины” Гиппократ. Он требовал от врача лучших проявлений человеческого характера: “Пусть он будет по своему нраву человек прекрасный и добрый и, как таковой, значительным, и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах…”.
Расширяются мистические представления о причинах возникновения болезней: естественные, связанные с верованиями, и восприятием болезни как возмездия за нарушение моральных норм и обрядов. Это привело к возникновению цикла мифов о богах, покровителях врачевателей: в Месопотамии – Иштар, Гула, Мардук; в Египте – Осирис, Исида, Анубис; в Риме – Эскулап; в Греции – целое семейство богов связано с медициной – это сын Аполлона Асклепий, его жена Эпиона – “болеутолительница”, сыновья Махаон и Полидарий – легендарные лекари армии греков времен Троянской войны, Телесфор – гений выздоровления (буквально – “приводящий к благополучному концу”). Зарождаются и символы медицины: змея, чаша, факел и др.
Древние цивилизации значительно пополнили сведения о строении человеческого тела. Это связано прежде всего с культом мертвых и бальзамированием трупов. Возникает учение о трех природных субстанциях: слизь, желчь, прана, и пяти стихиях – земля вода, огонь, воздух, эфир (Индия). В Китае – философское учение об инь и ян – двух противоположных началах, на которых основано взаимодействие и равновесие организма с окружающим миром. Большое распространение получили иглоукалывание, массаж, прижигание. Совершенствовались методы обследования: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, определение его запахов, исследование пульса и др.
Ярким представителем медицины этой эпохи являлся Гиппократ (примерно 460-377 гг. до н.э.). Врачеватели того времени не подписывали своих сочинений. История не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа. Но около 300 г. до н.э. все медицинские рукописи были объединены в “Гиппократов сборник”. Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат работы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемия”, “О воздухах, водах, местностях”, “О переломах”, “О ранах головы”, “О древней медицине” (возможно, и некоторые другие). “Гиппократов сборник” – это энциклопедия периода расцвета античной медицины. Например, в “Эпидемиях” даны образцы тонкого врачебного наблюдения за развитием болезни, приведены 48 историй болезни. Основным принципом лечения Гиппократ считал соблюдение закона меры, максимальное использование целительных сил природы с учетом организма самого больного.
Прекрасным памятником наблюдательности явились трактаты “Прогностика” и “Афоризмы”. Так, в первом положено начало новой главе медицины – прогностике. В частности, в этом труде дано классическое описание лица агонизирующего больного: “нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и оттянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный или бледный, или свинцовый”.
В “Афоризмах” содержится ряд мелких замечаний, некоторые из них до сих пор актуальны: “Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак, противоположное – дурной”; “Все, что остается после болезни внутри, обыкновенно производит рецидивы”; “Что не излечивается ядом, то излечивается ножом, что не излечивается ножом, то излечивается раскаленным железом, что не излечивается раскаленным железом, то следует считать неизлечимым”.
В это время основным методом лечения была фитотерапия. Медики обнаружили, что выдержанное вино с Крита, если в него добавить цветы дикого бадьяна и артемизии, приобретает великолепные лечебные качества и способствует пищеварению (теперь это вино является основным компонентом вермута “Мартини”).
Самые известные врачи этого периода: Авл Корнелий Цельс (примерно 30/25 гг. до н.э. – 45/50 гг. н.э.) – крупный врач, его восьмитомник “О медицине” сохранил свое значение и по сей день.
Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) – римский врач, основоположник методической школы медицины.
Гален (примерно 130-200 гг. н.э.) – внес большой вклад в развитие анатомии, физиологии, хирургии, лекарствоведения. Он описал движение крови по незамкнутому кругу, дал представление о душе и ее месте в организме.
В эту эпоху происходит дальнейшее развитие и совершенствование санитарно-технических сооружений, гигиенических навыков.
Все это позволило улучшить лечение и профилактику болезней, в частности, достаточно высокого уровня достигли оперативные методы лечения при родовспоможении, ампутация, камнесечение, грыжесечение, поворот плода на ножку, удаление катаракты и др. Складывается врачебная специализация, в I-IV веках происходит становление военной медицины, вводятся должности военных медиков в армии.
Таким образом, медицина этого периода носит эмпирический –опытный характер. Наряду с ней сохраняется и развивается народная медицина, основанная на практике.
Медицина средневековья (Восток, Европа, Русское государство).
В период раннего средневековья относительно свободно медицина развивалась на Востоке. Несмотря на запрещение опытного метода и анатомических вскрытий, в это время вошли в историю медицины имена Авиценны, Мухаммада-Ар-Рази и др.
Ибн-Сина (Авиценна) (примерно 980-1037 гг.) оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, физике, астрономии, химии. Самая его значительная работа в области медицины – энциклопедический труд “Канон врачебной науки”, который охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, диететики. В этой работе Ибн-Сина высказывает мысль о невидимых возбудителях таких заболеваний, как чума, оспа, корь, описывает операции камнесечения, лечение травм и ран. В своей работе он иногда приближается к эксперименту. При его участии проводились работы по изучению влияния лекарственных веществ на организм человека, был составлен “Великий травник” в 52 книгах, в которых описано 1892 лекарственных средства, приведено 11096 прописей лекарств и дано более тысячи рисунков (в 1857 году этот труд переведен на русский язык врачом Татариновым). Ибн-Сина дал характеристику ртути (широко применявшейся в лечении) и описал проявления ртутного стоматита.
В Западной Европе, несмотря на большое влияние церкви, опыт античной медицины нашел отражение в медицине раннего средневековья. Здесь в VI-IX веках создаются монастырские и гражданские больницы, при которых возникают медицинские школы. С VIII века начинают работать крупные аптеки. В XII-XIII веках в Европе открываются высшие учебные заведения (университет в Болонье – 1158 год, в Салерно – 1213 год, в Монпелье – 1289 год), появляются первые учебники для медиков, в частности, учебник анатомии Мондино де Луцци (1316 год, Болонья), “Большая хирургия” Ги де Шолиака (XIV век, Париж). Создаются труды о легочном и коронарном кровообращении, иллюстрированные трактаты и таблицы.
Следует отметить, что в отличие от античности, санитарное состояние европейских городов в это время было чрезвычайно низким: отсутствие элементарных санитарно-технических сооружений, низкий уровень личной гигиены приводили к массовым эпидемиям чумы, оспы, холеры, проказы, охватывающим целые города. Следствием этого было появление в XIV веке первых лазаретов и карантинов (Италия).
Период Возрождения характеризуется совершенствованием опытного метода в науке, развитием математики и механики, физики, химии, астрономии, изобретением книгопечатания, великими географическими открытиями. Это время становления отдельных отраслей медицинской науки.
Возрождение – “золотой век” в развитии анатомии. Одним из ее основателей был Андреас Везалий (Виттингс, 1514-1564 гг.), автор ряда трудов в области анатомии, в частности, “О строении человеческого тела”, “Анатомические таблицы” и др. Первые анатомические зарисовки были созданы выдающимся живописцем эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), например, “Уроки анатомии”.
Большой вклад в становление физиологии внес Мигель Сервет (1509-1558 гг.) – испанский богослов и врач, он описал малый круг кровообращения.
Оформляется клиническая медицина, в частности, ятрохимическое направление (медико-химическое). Оно прежде всего связано с именем швейцарского врача и химика Филиппа фон Гогенгейма-Парацельса (1493-1541 гг.), который выдвинул теорию о четырех опорах медицины: философии, астрономии, химии и добродетели (этике). Считал, что медицина невозможна без химии. Именно он явился основателем фармацевтической химии, писал о необходимости объединения внутренней медицины (терапии) и хирургии в одну науку.
Получило дальнейшее развитие аптекарское дело. Введена регламентация деятельности аптекарей и создана первая фармакопея (XVI век).
В условиях регулярных эпидемий нельзя не отметить большой вклад в развитие учения о заразных заболеваниях, их предупреждении и лечении итальянского врача, физика, астронома Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.).
Дальнейшее развитие получает хирургия, которая считалась ремеслом и в университетах не преподавалась. Хирурги-ремесленники объединялись в цеховые организации и по степени сложности делились на три сословия – длиннополые, котороткополые и цирюльники, – у каждого из которых была своя специализация. При лечении огнестрельных ран применялось прижигание каленым железом и кипящим маслом (учение де Виго). В этих условиях большое значение имело появление учения французского врача Амбруаза Паре (1510-1590 гг.) о лечении огнестрельных ран наложением мазей и мягких повязок. Он также усовершенствовал многие операции, создал новые хирургические инструменты и оригинальные ортопедические протезы.
Таким образом, в период позднего средневековья медицина формируется как наука.
О развитии врачевания и медицины в древнерусском государстве дают представление летописи, лечебники, травники, художественная литература, археологические памятники.
В древнерусском врачевании широко применялось такое универсальное средство, как баня, которая служила лечением и профилактикой болезней (там “выпаривали” вывихи, лечили простуду, принимали роды). В это время только у славян мы находим широкое применение в качестве профилактической и лечебной меры минеральных вод (в фольклоре – “живая” и “мертвая” вода). Помимо этого, распространению медицинских знаний способствовали обширные связи Древней Руси с другими странами, прежде всего с Византией.
В “Изборнике” Святослава сделана попытка выяснить причины болезней, изложены взгляды на цели, задачи врачевания, обоснованы принципы лечения. Все болезни разделены на две группы: душевные и соматические (телесные). В рукописи дан достаточно широкий диапазон анатомо-физиологических понятий, таких как иста (почка), сырыште (желудок), гортань, печень, малое чрево (кишечник); упоминаются термины – гангрена, гной, желчь, флегма и др. Широко обсуждаются медицинская диагностика и прогностика, упоминаются многие болезни, в отношении которых медицина бессильна (к ним прежде всего относили душевные и нервные заболевания). Много внимания уделяется вопросам питания, неправильность которого считалась причиной многих болезней.
В этот период на Руси знали и описывали симптомы таких заболеваний, как прокажение (проказа), трахома, рак, сухотка (чахотка), малярия, камчуг (артрит). Хирургия, “железная хытрость”, была одной из важнейших отраслей русского врачевания. Лечцы-резальники еще во времена Ярослава Мудрого производили трепанацию черепа, ампутацию конечностей, удаление магнитом инородных тел, распознавали и умели бороться с острозаразными заболеваниями – сибирской язвой, чумой, холерой, оспой.
Достаточно широк был арсенал лекарственных средств: лекарственные растения, минералы, органы животных, продукты питания (дубовая кора, аконит, мандрагора, белена, тресковый жир, сало, желчь, мед и др.).
С созданием Московского государства (XV-XVI вв.) проводится ряд преобразований, оказавших прогрессивное влияние на развитие медицины: издаются законы, направленные на сохранение здоровья, в частности, “О здравости, быте и семье, общественном призрении” (Стоглав, 1551 г.), организуются карантины и изоляторы для борьбы с заразными болезнями (первый карантин создан в 1521 г. в Пскове). В 1581 г. открыта первая аптека при царском дворе, а в 1672 г. – городская в Москве. В 1585 г. создается Аптекарский приказ, основной задачей которого является “остерегательство великих государей здоровья”. В его ведении состояли все люди, имеющие отношение к медицинскому делу. Врачебный персонал делился на три категории – доктора, аптекари, лекари. В 1653 г. создана школа костоправов при Стрелецком приказе, через год – школа лекарей при Аптекарском приказе. Большую роль в развитии медицинского дела сыграл боярин Федор Михайлович Ртищев. Именно он выдвинул предложение о заключении воюющими государствами соглашения о сохранении жизни раненым и уходе за ними.
Этот период оставил большое количество книг медицинского характера, в том числе и переводов. В частности, переводятся труды Галена, Аристотеля. Из них русские лекари позаимствовали приемы диагностики, описывание клиники таких заболеваний, как страдание печени, селезенки (малярия), желудка, проказа, трахома, сифилис и др., сведения о наследственности.
В медицинских энциклопедиях “Вертограды” и “Сказание о припущении вод” содержались сведения об общем наркозе (мандрагора, мак, вино), описывались приемы дистилляции воды, противопаразитические свойства ртути, нефти, аира, черемицы, багульника, фармацевтическое действие мышьяка, серебра, поваренной соли, льняного семени (всего более тысячи видов). При Аптекарском приказе создавались сады и огороды, где разводили лекарственные растения. Их сбор проводился по всей стране. Помимо этого сырье ввозилось из других стран. Так, уже при Иване III русские купцы торговали камфарой, мускусом, ревенем, гвоздикой, миндалем, хинной корой и др. Все это свидетельствует о широком использовании фитотерапии в русской медицине.
Большое внимание в это время уделялось санитарно-техническому состоянию населенных пунктов – близости питьевой воды, возвышенности местности. Водопровод и канализация были известны еще с X века (Новгородский водопровод – самый первый в северной Европе), была разработана практика планирования городов, консервация трупов, карантины при эпидемиях.
Медицинскую помощь оказывали лекари, народные врачеватели (мастера), зелейники, травники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки, мастера очных, кильных дел, то есть четко прослеживается начавшаяся специализация. Помимо этого правящие слои пользовались помощью врачей, подготовленных как в Москве, так и за границей, и врачей-иноземцев (Агапит, Дрогобыч, Скорин, Постников).
Таким образом, развитие врачевания и медицинских знаний на Руси подготовило почву для развития медицинской науки в Новое время.