Процесс экономического, политического развития России в ХVIII вв. сопровождался подъемом русской культуры, искусства и науки. В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу:
1706 г. – подписан указ об открытии вольных аптек; 1707 г. – открытие первой госпитальной школы в Москве при первом военном госпитале, это первое учебное заведение для подготовки военных врачей; 1714 г. – открыты минеральные воды в Олонецком крае, Липецке, Старой Руссе. Для пользования ими составлены “Докторские правила”; 1716 г.– учреждена медицинская канцелярия; 1716-1722 гг. – в военно-морских уставах и регламентах определился штат медиков в воинских подразделениях; 1718 г. – открыта первая инструментальная изба в Петербурге для изготовления и ремонта хирургического инструмента.
Но этих мер было явно недостаточно, т.к. в России, как и во всем мире, были высокая смертность населения, частые эпидемии. Решать эти проблемы необходимо было кардинально. Одной из главных задач являлась подготовка кадров врачей. Из передового в то время Лейденского университета был приглашен в Россию врач Николай Бидлоо (1670-1735). Сначала он исполнял должность лейб-медика, а затем, в 1707 г., стал организатором первого военного госпиталя в Москве и школы при нем (ныне это крупнейший в мире нейрохирургический центр им. Н.Н.Бурденко).
Основными предметами в школе были анатомия “материя медика”, хирургия, внутренние болезни. Согласно регламенту (указу Петра I) вскрытие трупов стало обязательным.
Слушатели госпитальных школ работали в анатомическом театре, аптекарских огородах, изучали больных непосредственно в госпитальных палатах. В обязанность госпитальных лекарей входило: составлять “скорбные листы” (истории болезни), записывать признаки болезней в дневник, лечить больных и учить этому искусству учеников. Постепенно госпитальные школы стали готовить врачей широкого профиля.
|
В 1710 г. введено звание зубного врача. В программу обучения зубных специалистов входило изучение патологии челюстно-лицевой системы, терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии.
Лица, получившие образование и желающие заниматься зубоврачебной практикой в России, должны были держать испытания перед медицинской коллегией (это часто не соблюдалось из-за нехватки зубных врачей, население было лишено возможности получать зубоврачебную помощь).
В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. – в медико-хирургические академии.
В Москве медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии. Благодаря стараниям гениального русского ученого М.В.Ломоносова (1711-1765 гг.) 7 мая 1755 г. в Москве открыт 1-й университет в составе 3 факультетов: философского, юридического и медицинского (в 1764 г).
Студенты делились на “казеннокоштных” и “своекоштных”. Посвященным в студенты (после I курса) полагалось носить особую форму – зеленый мундир с большими металлическими пуговицами, треугольную шляпу и шпагу.
В 1791 г. Московскому университету было дано разрешение присуждать после публичной защиты диссертации ученую степень – “градус” – доктора. После защиты диссертации “О дыхании” в 1794 г. окончившему медицинский факультет Ф.И.Барсук-Моисееву впервые была присвоена ученая степень доктора медицины.
|
У истоков научной медицины в России стояли ученики и последователи М.В.Ломоносова, крупнейшие учёные той эпохи – С.Г.Зыбелин, Д.С.Самойлович, А.П.Протасов, Н.М.Максимович-Амбодик, А.М.Шумлянский.
В своём трактате “О размножении и сохранении российского народа” (1761) М.В.Ломоносов наметил мероприятия по увеличению рождаемости и уменьшении смертности населения, определил основные задачи по охране и укреплению народного здоровья; затронул вопросы охраны здоровья женщин и детей. Принимая во внимание крайний недостаток отечественных медиков, он предлагал медицинской канцелярии подтвердить, чтобы “как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли”. В трактате на первое место выдвигаются соображения о сохранении и размножении российского народа, указывая “в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства”. Мысли и выводы М.В.Ломоносова по многим вопросам народонаселения и развития медицины нашли отражение в деятельности его последователей.
В истории русской медицины видную роль сыграл Павел Захарович Кондоиди (1710-1760 гг.). Грек по происхождению, он в раннем возрасте был привезён в Россию. В 1732 г. он окончил медицинский факультет Лейденского университета и, возвратившись в Россию, служил военным врачом. В 1741-1747 гг. в качестве помощника генерал-директора медицинской канцелярии фактически руководил врачебным делом в стране, а с 1753 г. – генеральный директор медицинской канцелярии. Это был первый отечественный администратор врачебного дела.
|
При нем стали издаваться и рассылаться на места инструкции:
- дивизионным докторам о развитии санитарного дела в армии, о медицинских осмотрах солдат, матросов и инвалидов войн;
- об организации акушерского дела и подготовке ученых акушерок;
- об улучшении подготовки медицинских кадров в университете, медико-хирургических училищах, госпитальных школах;
- о подготовке врачебных кадров за рубежом;
- о переводе и изучении на русском языке учебников по анатомии и хирургии (Гейстера и Платнера);
- о проведении в госпиталях научно-врачебных собраний;
- об открытии в России первой медицинской библиотеки;
- об учреждении постоянного издания научных трудов врачей.
К середине XVIII века талантливые врачи, получившие высшее медицинское образование в России и за рубежом, самоотверженно боролись за улучшение подготовки врачебных кадров, за оказание медицинской помощи населению.
А.А.Протасов был первым русским профессором анатомии. Он заложил основы русской анатомической терминологии. С его помощью многие зарубежные произведения были переведенына русский язык, например, в 1757 г. “Анатомия” Гейстера, в 1761 г. – “Основательные наставления хирургические”.
Выдающимся хирургом и анатомом, талантливым педагогом и разносторонним ученым был К.И.Щепин. Преподавание хирургии он связывал с анатомией и физиологией; первым начал преподавать хирургию на русском языке.
Особое место в истории отечественной медицины XVIII в. занимал Зыбелин Семен Герасимович (1735-1802 гг.) – первый русский профессор медицинского факультета Московского университета. Это крупный ученый, основатель терапевтической школы в России. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1759 г. уехал за границу для изучения медицины. В Лейдене защитил диссертацию на степень доктора медицины. Ему, как и многим другим деятелям медицинской науки XVIII в., приходилось вести борьбу с учеными-иностранцами, мешавшими русским ученым занимать высокие врачебные должности. С.Г.Зыбелин на протяжении многих лет преподавал на медицинском факультете Московского университета анатомию, физиологию, патологию, естествознание, химию, ботанику, фармакологию, терапию и хирургию. Читая лекции на русском языке, он много работал над созданием русской медицинской терминологии.
Зыбелин был последователем материалистических традиций М.В.Ломоносова. Являясь сторонником опытного метода, при чтении лекции он ввел показ экспериментов, демонстрацию больных. Центральное место в его учении занимал индивидуальный подход к больному. “Всякий человек особливое свое и собственно одному ему принадлежащим имеет, – писал он, – и потому бесчисленное почти множество сложений находится”.
Значительный интерес представляют “Слова” Зыбелина – его актовые речи, посвященные важнейшим социальным медицинским вопросам, заболеваемости и смертности, особенно детской. Среди причин смертности он называл нездоровый климат, голод, болезни.
Данила Самойлович Самойлóвич (1742-1805) – один из величайших ученых нашей страны, Европы и мира, самоотверженно участвовал в борьбе с 9 эпидемиями чумы в России. Трижды заражался чумой и обосновал необходимость прививок против оспы и чумы. Идея прививки по своему значению сопоставима с эпохальным открытием Э.Дженнера, сделавшим в 1795 г. в Англии первую прививку и положившим начало эре вакцинации.
Борьба за преподавание в медицинских учебных заведениях на русском языке окончилась усилиями отечественных медиков в 1764 г.: медицинская коллегия признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах, а в 1795 г. вышел указ о том, что “профессор должен знать совершенно русский язык для точного и вразумительного выражения своих мыслей при преподавания учения”.
Следует отметить, что и среди иностранцев были медики, честно служившие России, – это Н.Бидлоо, К.Вольф, П.Паласс и др.
Третьей крупной проблемой, решаемой государством, была попытка усовершенствовать управление медициной. Наряду с медицинской коллегией создается медицинская канцелярия, a в 1797 г. – губернские врачебные управы. К концу XVIII века на гражданской службе состояло 878 врачей. Наряду с государственной медицинской помощью населению широко была распространена и благотворительность, и первые ростки общественной медицины. Вопросы медицины и организации медицинской помощи населению занимали прогрессивную общественность. Этим вопросам большое внимание уделялось в работах Вольного экономического общества, издательской деятельности Н.И.Новикова, в произведениях М.В.Ломо-носова, А.Н.Радищева.
Изучение печатных работ и архивных рукописей свидетельствует о том, что передовые врачи России – Н.М.Максимович-Амбодик, М.Гамалея, П.Карпинский, И.Протасов, Д.Самойлович, Я.Соколович разрабатывали вопросы организации больничной помощи, проведение санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий, составляли многочисленные медико-топографические описания различных городов России.
Таким образом, в XVIII веке в России складывается система медицинского образования, подготовки медицинских кадров, развивается научная медицина и клинические дисциплины. Сделаны первые шаги к формированию системы организации медицинской помощи населению России. Появились первые ростки общественной медицины.