Борьба русских ученых за развитие отечественной медицины.




 

Процесс экономического, политического развития России в ХVIII вв. сопровождался подъемом русской культуры, искусства и науки. В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу:

1706 г. – подписан указ об открытии вольных аптек; 1707 г. – открытие первой госпитальной школы в Москве при первом военном госпитале, это первое учебное заведение для подготовки военных врачей; 1714 г. – открыты минеральные воды в Олонецком крае, Липецке, Старой Руссе. Для пользования ими составлены “Докторские правила”; 1716 г.– учреждена медицинская канцелярия; 1716-1722 гг. – в военно-морских уставах и регламентах определился штат медиков в воинских подразделениях; 1718 г. – открыта первая инструментальная изба в Петербурге для изготовления и ремонта хирургического инструмен­та.

Но этих мер было явно недостаточно, т.к. в России, как и во всем мире, были высокая смертность населения, частые эпидемии. Решать эти проблемы необходимо было кардинально. Одной из главных задач являлась подготовка кадров врачей. Из передового в то время Лейденского университета был приглашен в Россию врач Николай Бидлоо (1670-1735). Сначала он исполнял должность лейб-медика, а затем, в 1707 г., стал организатором первого военного госпиталя в Москве и школы при нем (ныне это крупнейший в мире нейрохирургический центр им. Н.Н.Бурденко).

Основными предметами в школе были анатомия “материя медика”, хирургия, внутренние болезни. Согласно регламенту (указу Петра I) вскрытие трупов стало обязательным.

Слушатели госпитальных школ работали в анатомическом театре, аптекарских огородах, изучали больных непосредственно в госпиталь­ных палатах. В обязанность госпитальных лекарей входило: составлять “скорбные листы” (истории болезни), записывать признаки болезней в дневник, лечить больных и учить этому искусству учеников. Постепенно госпитальные школы стали готовить врачей широкого профиля.

В 1710 г. введено звание зубного врача. В программу обучения зубных специалистов входило изучение патологии челюстно-лицевой системы, терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии.

Лица, получившие образование и желающие заниматься зубоврачебной практикой в России, должны были держать испытания перед медицинской коллегией (это часто не соблюдалось из-за нехватки зуб­ных врачей, население было лишено возможности получать зубоврачебную помощь).

В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. – в медико-хирургические академии.

В Москве медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии. Благодаря стараниям гениального русского ученого М.В.Ломоносова (1711-1765 гг.) 7 мая 1755 г. в Москве открыт 1-й университет в составе 3 факультетов: философского, юридического и медицинского (в 1764 г).

Студенты делились на “казеннокоштных” и “своекоштных”. Посвященным в студенты (после I курса) полагалось носить особую форму – зе­леный мундир с большими металлическими пуговицами, треугольную шляпу и шпагу.

В 1791 г. Московскому университету было дано разрешение присуждать после публичной защиты диссертации ученую степень – “градус” – доктора. После защиты диссертации “О дыхании” в 1794 г. окончившему медицинский факультет Ф.И.Барсук-Моисееву впервые была присвоена ученая сте­пень доктора медицины.

У истоков научной медицины в России стояли ученики и последователи М.В.Ломоносова, крупнейшие учёные той эпохи – С.Г.Зыбелин, Д.С.Самойлович, А.П.Протасов, Н.М.Максимович-Амбодик, А.М.Шумлянский.

В своём трактате “О размножении и сохранении российского народа” (1761) М.В.Ломоносов наметил мероприятия по увеличению рожда­емости и уменьшении смертности населения, определил основные задачи по охране и укреплению народного здоровья; затронул вопросы охраны здоровья женщин и детей. Принимая во внимание крайний недостаток отечественных медиков, он предлагал медицинской канцелярии подтвердить, чтобы “как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников рос­сийских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли”. В трактате на первое место выдвигаются сооб­ражения о сохранении и размножении российского народа, указывая “в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства”. Мысли и выводы М.В.Ломоносова по многим вопросам народонаселения и развития медицины нашли отражение в деятельности его последователей.

В истории русской медицины видную роль сыграл Павел Захарович Кондоиди (1710-1760 гг.). Грек по происхождению, он в раннем возрасте был привезён в Россию. В 1732 г. он окончил медицинский факультет Лей­денского университета и, возвратившись в Россию, служил военным вра­чом. В 1741-1747 гг. в качестве помощника генерал-директора медицинской канцелярии фактически руководил врачебным делом в стране, а с 1753 г. – генеральный директор медицинской канцелярии. Это был первый отечественный администратор врачебного дела.

При нем стали издаваться и рассылаться на места инструкции:

- дивизионным докторам о развитии санитарного дела в армии, о медицинских осмотрах солдат, матросов и инвалидов войн;

- об организации акушерского дела и подготовке ученых акушерок;

- об улучшении подготовки медицинских кадров в университете, медико-хирургических училищах, госпитальных школах;

- о подготовке врачебных кадров за рубежом;

- о переводе и изучении на русском языке учебников по анатомии и хирургии (Гейстера и Платнера);

- о проведении в госпиталях научно-врачебных собраний;

- об открытии в России первой медицинской библиотеки;

- об учреждении постоянного издания научных трудов врачей.

К середине XVIII века талантливые врачи, получившие высшее медицинское образование в России и за рубежом, самоотверженно боролись за улучшение подготовки врачебных кадров, за оказание медицинской помощи населению.

А.А.Протасов был первым русским профессором анатомии. Он заложил основы русской анатомической терминологии. С его помощью многие зарубежные произведения были переведенына русский язык, например, в 1757 г. “Анатомия” Гейстера, в 1761 г. – “Основательные наставления хирургические”.

Выдающимся хирургом и анатомом, талантливым педагогом и разносторонним ученым был К.И.Щепин. Преподавание хирургии он связывал с анатомией и физиологией; первым начал преподавать хирургию на русском языке.

Особое место в истории отечественной медицины XVIII в. занимал Зыбелин Семен Герасимович (1735-1802 гг.) – первый рус­ский профессор медицинского факультета Московского университета. Это крупный ученый, основатель терапевтической школы в России. Обра­зование получил в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1759 г. уехал за границу для изучения медицины. В Лейдене защитил диссер­тацию на степень доктора медицины. Ему, как и многим другим деятелям медицинской науки XVIII в., приходилось вести борьбу с учеными-иностранцами, мешавшими русским ученым занимать высокие врачебные должности. С.Г.Зыбелин на протяжении многих лет преподавал на медицинском факультете Московского университета анатомию, физиологию, патологию, естествознание, химию, ботанику, фармакологию, терапию и хирургию. Читая лекции на русском языке, он много работал над созданием русской ме­дицинской терминологии.

Зыбелин был последователем материалистических традиций М.В.Ломоносова. Являясь сторонником опытного метода, при чтении лекции он ввел показ экспериментов, демонстрацию больных. Центральное место в его учении занимал индивидуальный подход к больному. “Всякий человек особливое свое и соб­ственно одному ему принадлежащим имеет, – писал он, – и потому бес­численное почти множество сложений находится”.

Значительный интерес представляют “Слова” Зыбелина – его актовые речи, посвященные важнейшим социальным медицинским вопросам, заболеваемости и смертности, особенно детской. Среди причин смертности он называл нездоровый климат, го­лод, болезни.

Данила Самойлович Самойлóвич (1742-1805) – один из величайших ученых нашей страны, Европы и мира, самоотверженно участво­вал в борьбе с 9 эпидемиями чумы в России. Трижды заражался чумой и обосновал необходимость прививок против оспы и чумы. Идея прививки по своему значению сопоставима с эпохальным открытием Э.Дженнера, сделавшим в 1795 г. в Англии первую прививку и положившим начало эре вакцинации.

Борьба за преподавание в медицинских учебных заведениях на русском языке окончилась усилиями отечественных медиков в 1764 г.: медицинская коллегия признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах, а в 1795 г. вышел указ о том, что “профессор должен знать совершенно рус­ский язык для точного и вразумительного выражения своих мыслей при преподавания учения”.

Следует отметить, что и среди иностранцев были медики, честно служившие России, – это Н.Бидлоо, К.Вольф, П.Паласс и др.

Третьей крупной проблемой, решаемой государством, была попытка усовершенствовать управление медициной. Наряду с медицинской коллеги­ей создается медицин­ская канцелярия, a в 1797 г. – губернские врачебные управы. К концу XVIII века на гражданской службе состояло 878 врачей. Наряду с государственной медицинской помощью населению широко была распространена и благотворительность, и первые ростки общественной медицины. Вопросы медицины и организации медицинской помощи населению занимали прогрессивную общественность. Этим вопросам большое внимание уделялось в работах Вольного экономического общества, издательской деятельности Н.И.Новикова, в произведениях М.В.Ломо-носова, А.Н.Радищева.

Изучение печатных работ и архивных рукописей свидетельствует о том, что передовые врачи России – Н.М.Максимович-Амбодик, М.Гамалея, П.Карпинский, И.Протасов, Д.Самойлович, Я.Соколович разрабатывали вопросы организации больничной помощи, проведение санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий, составляли многочисленные медико-топографические описания различных городов России.

Таким образом, в XVIII веке в России складывается система медицинского образования, подготовки медицинских кадров, развивается научная медицина и клинические дисциплины. Сделаны первые шаги к формированию системы организации медицинской помощи населению России. Появились первые ростки общественной медицины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: