РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
________________________ Философия ____________________________________________
наименование дисциплины (модуля)
_ Направление подготовки (специальность) 19.03.01 Биотехнология ___________________
(Код и наименование направления подготовки)
Направленность ( профиль) «Биотехнология » (Профиль, специализация, магистерская программа) (Наименование)
Уровень высшего образования __ бакалавриат _________________________________________
(Бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура)
Форма обучения ___ очная ____________________________________________________________
(Очная, очно-заочная, заочная)
Кафедра, обеспечивающая преподавание дисциплины: __ Философия _____________
Трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы (108 часов)
Уфа 2018
Рабочую программу дисциплины разработал (и):
д-р филос.наук, проф. ____________________ _В.Н. Бондаренко
(должность, ученое звание, степень) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Рецензент
канд. филос._наук, доцент___ _____________________ Н.В. Виноградова ____
(должность, ученое звание, степень) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ____ Философии ______, обеспечивающей преподавание дисциплины «Философия» 24 .05.2018 г., протокол № 8.
Заведующий кафедрой ____ Философии _ ____ ________________ Х.С. Вильданов
(наименование кафедры) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой «Биохимия
и технология микробиологических
производств» __________________ В.В. Зорин
Год приема 2018г.
Рабочая программа зарегистрирована _________ № ________ в отделе МСОП и внесена
дата
в электронную базу данных
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.
Дисциплины, предшествующие изучению данной дисциплины: введение в специальность, история, математика, учебная практика – для получения первичных профессиональных умений и навыков, химия, химия нефти и газа.
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
история.
| Базовая или вариативная часть (в том числе по выбору студента): Базовая |
Блок: Блок 1Дисциплины
Форма обучения: очная
| Семестр | Трудоемкость дисциплины | Вид промежуточной аттестации | |||
| Зачетные единицы | Часы | ||||
| Общая | В том числе | ||||
| контактная | СРО | ||||
| Экзамен | |||||
| ИТОГО | Экзамен |
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля).
| № пп. | Формируемые компетенции | Шифр / индекс компетенции |
| Общекультурные (ОК) | ||
| Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | ОК-1 | |
| Способность к самоорганизации и самообразованию | ОК-7 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
| Шифр компетенции | Шифр результата обучения | Результат обучения |
| ОК-1 | З (ОК-1)-1 | знать: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления, основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития |
| У (ОК-1)-1 | уметь: использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений и для формирования мировоззренческой позиции | |
| В (ОК-1)-1 | владеть: навыками анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами философского мышления для выработки мировоззренческой позиции и осознания социальной значимости своей деятельности | |
| ОК-7 | З (ОК-7)-1 | знать: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности |
| У (ОК-7)-1 | уметь: анализировать собственные возможности, организовывать самостоятельную работу и принимать решения в рамках профессиональной компетенции, планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения, осуществления деятельности | |
| В (ОК-7)-1 | владеть: приёмами самообразования и самосовершенствования, саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности |
Структура дисциплины (модуля).
Форма обучения: очная.
| Вид учебной работы | Всего | Трудоемкость по семестрам, час. |
| часы | ||
| Контактная работа, всего в том числе: | ||
| Лекции | ||
| практические занятия (ПЗ) | ||
| лабораторные работы (ЛР) | - | - |
| контролируемая самостоятельная работа | - | - |
| иная контактная работа | ||
| Самостоятельная работа студентов (СРО), всего в том числе: | ||
| изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку; | ||
| подготовка к лабораторным и/или практическим занятиям | ||
| подготовка к сдаче зачета, экзамена | ||
| Итого по дисциплине |
Содержание дисциплины.
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах).
Форма обучения: очная.
| Номер раздела | Название раздела (темы) | Семестр | Трудоемкость, часы | Шифр результата обучения | |||||
| Л | ПЗ | ЛР | СРО | Всего | |||||
| Что такое философия? Этапы её развития | - | З (ОК-1)-1 У (ОК-1)-1 В (ОК-1)-1 З (ОК-7)-1 У (ОК-7) -1 В (ОК-7)-1 | |||||||
| Теоретическая философия и её разделы | - | З (ОК-1)-1 У (ОК-1)-1 В (ОК-1)-1 З (ОК-7)-1 У (ОК-7) -1 В (ОК-7)-1 | |||||||
| Философия общества и истории | - | З (ОК-1)-1 У (ОК-1)-1 В (ОК-1)-1 З (ОК-7)-1 У (ОК-7) -1 В (ОК-7)-1 | |||||||
| Философская антропология и аксиология | - | З (ОК-1)-1 У (ОК-1)-1 В (ОК-1)-1 З (ОК-7)-1 У (ОК-7) -1 В (ОК-7)-1 | |||||||
| Иная контактная работа | - | - | - | - | |||||
| Итого | |||||||||
Содержание дисциплины.
Содержание лекционного курса.
| Номер раздела | Номер лекции | Тема лекции (краткий перечень рассматриваемых вопросов) | Трудоемкость, Час | ||
| очная форма обучения | |||||
| Что такое философия? (Понятие философии. Мировоззрение, его уровни и формы. Специфика, структура, функции и типы философского мировоззрения. Концепции генезиса философии). | |||||
| Этапы развития философии (философия Древнего Востока; античная философия; средневековая религиозная философия; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени (17 – 18 вв.); классический этап философии Нового времени и неклассическая философия 19 – начала 20 века). | |||||
| Теоретическая философия и её разделы. Метафизика и онтология (понятие и основные разделы теоретической философии; основные концепции бытия, его самоорганизации: общая характеристика; метафизическое, онтологическое и синергетическое понимание мира, человека в мире; новая онтология и её признаки). | |||||
| Бессознательное, сознания, самосознание (понятие бессознательного в философии; происхождение, сущность и специфика сознания; язык, речь и мышление; проблема «искусственного интеллекта»; структура, формы, предметность и рефлексивность самосознания). | |||||
| Гносеология и её проблемы (соотнесение гносеологии и эпистемологии; основные формы познания и знания: общая характеристика; субъект и объект познавательной деятельности; чувственное, рациональное и интуитивное познание и знание; проблема истины в гносеологии). | |||||
| Эпистемология, наука и техника (понятие науки; исторические и логические этапы и уровни развития науки, её критерии; научные революции и смена типов научной рациональности, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука; основания и этика науки; наука, культура, цивилизация и техника). | |||||
| Философия общества и истории (социальная философия и философия истории: проблема разграничения; экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая системы общества; основные проблемы философии истории). | |||||
| Философская антропология (проблема человека в истории философии; соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»; концепции происхождения, жизни, смерти и бессмертия человека; проблема смысла человеческого бытия). | |||||
| Аксиология как философское учение о ценностях (предпосылки возникновения и понятие аксиологии; сущность и специфика ценностного отношения человека к миру, себе, обществу и сообществу; классификация, структура и эволюция ценностей; представления о совершенном человеке в различных культурах как системах ценностей). Будущее человечества (возникновение и сущность глобальных проблем; классификация и пути решения глобальных проблем; перспективы развития культур, цивилизаций и всего человечества в современных условиях). |
Перечень практических занятий.
| Номер раздела | Номер ПЗ | Тема практического занятия | Трудоемкость, час | Форма (вид) ПЗ* | ||
| очная форма обучения | ||||||
| Что такое философия? | семинар | |||||
| Философия Древнего Востока. Античная и средневековая философия | доклады и деловая игра | |||||
| Философия эпохи Возрождения и Нового времени. | доклады и их обсуждение | |||||
| Современная западная философия. Отечественная философия. | коллоквиум | |||||
| Теоретическая философия и её разделы. Метафизика и онтология | семинар | |||||
| Бессознательное, сознание, самосознание | творческое задание | |||||
| Гносеология и её проблемы | диалог между представителями разных гносеологических концепций | |||||
| Эпистемология, наука и техника | сообщения и групповая дискуссия | |||||
| Философия общества | диалог о сущности общества и его проблемах | |||||
| Философия истории | семинар | |||||
| Философская антропология | коллоквиум | |||||
| Аксиология как философское учение о ценностях | сообщения и групповая дискуссия | |||||
| Глобальные проблемы и будущее человечества | круглый стол (выступление с докладами) |
Виды СРО.
| Номер раздела | № пп. | Вид СРО | Трудоемкость, Час | ||
| очная форма обучения | |||||
| Подготовка к практическим занятиям | |||||
| Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку | |||||
| Подготовка к сдаче экзамена | |||||
| Подготовка к практическим занятиям | |||||
| Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку | |||||
| Подготовка к сдаче экзамена | |||||
| Подготовка к практическим занятиям | |||||
| Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку | |||||
| Подготовка к сдаче экзамена | |||||
| Подготовка к практическим занятиям | |||||
| Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку | |||||
| Подготовка к сдаче экзамена |