Отечественная наука и медицина в XIX -начале XX вв.




 

Российская медицина развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки и медицинской практики. Не останавливаясь на всех ее достижениях, рассмотрим школы, которые имели значение не только для отечествен­ной науки и медицины, но и мировой.

Первая в России научная анатомическая школа сложилась к началу XIX века в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П.А.Загорского (1764-1846 гг.). Происходит утверждение русской анатомической терминологии взамен латинской, создается отечественное руководство по анатомии. Его продолжателем и преемником стал академик Илья Васильевич Буяльский (1798-1866 гг.). Его “Анатомико-хирургические таблицы” (1828 г.) сразу получили мировую известность. В числе первых русских хирургов он применил наркоз, крахмальную повязку, средства антисептики, разработал методы бальзамирования трупов и многое другое. Наивысший расцвет русской анатомической школы связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова – великого анатома и хирурга.

К концу XIX - началу XX веков в России существовало 3 ведущих анатомических школы: в Москве – школа Д.Н.Зернова (1834-1917 гг.), в Киеве – школа В.А.Беца (1834-1894 гг.), в Петербурге – Петра Францевича Лесгафта (1838-1909 гг.) – основоположника теоретической анатомии и создателя отечественной науки о физическом воспитании.

Мировую известность получила русская школа эмбриологии. Работавшие в России Каспар Фридрих Вольф (1733-1794 гг.), Карл Бэр (1792-1876 гг.) заложили основы сравнительной эмбриологии позвоночных. Честь создания этого направления как науки принадлежит нашим соотечественникам – Александру Онуфриевичу Ковалевскому (1840-1901 гг.) и Илье Ильичу Мечникову (1845-1916 гг.), ставшему в 1908 г. Нобелевским лауреатом. Эмбриология стала одной из важнейших дисциплин. Её применение в медицине не ограничивалось областью анатомии и гистологии. И сегодня она имеет важное практическое значение для профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями.

Выдающееся место в медицинской науке занимает российская школа физиологов, которая связана с именами Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905 гг.) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936 гг.). Особое значение работы Сеченова имели для физиологии нервной системы и нервно-мышечной физиологии. Он первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что “все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”. Он открыл центральное (сеченовское) торможение (1863). Его классический труд “Рефлексы головного мозга” (1863) И.П.Павлов назвал “гениальным взмахом русской научной мысли”.

И.П.Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности, новатор в методах исследования в физиологии. Нобелевский лауреат (1904 г.), он стал пионером в обосновании принципа нервизма – идеи о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем организма. Результатом этих исследований явилось создание учения о высшей нервной деятельности – одно из величайших достижений естествознания XX века.

В области клинической медицины XIX века огромное значение имеет деятельность хирурга, педагога Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 гг.) создателя топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, одного из основоположников военно-полевой хирургии. В создании топографической анатомии метод “ледяной анатомии” занимает важное место. Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз получил самое широкое распространение. Научное обоснование его дал Пирогов. В 1847 г. он впервые в мире применил наркоз в массовом порядке на театре военных действий. Он провел наложение первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854 г.), высказал идею о костной пластике (1854 г.). В области военно-полевой хирургии Пирогов впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы: безнадежные, тяжелораненые, состояния средней тяжести, легкораненые. Послеоперационные больные им были впервые разделены на две группы: чистые и гнойные. Пирогову принадлежит инициатива привлечения женщин для ухода за ранеными в условиях военного театра – создание института медсестер.

В начале XIX в. существовало два центра подготовки специалистов: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Первый разрабатывал вопросы общей патологии, терапии и физиологии, второй – анатомии, топографической анатомии и хирургии. Развитие капитализма привело к расширению числа университетов: в конце XIX в. было уже 10 университетов.

В это время зарождается отечественная педиатрия. Наиболее известные представители педиатрической науки: Иустин Евдокимович Дядьковский (1784-1841 гг.), Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831 гг.), Сергей Петрович Боткин (1832 -1889 гг.), Василий Парменович Образцов (1851-1920 гг.).

В XIX веке педиатрия сформировалась как самостоятельная научная дисциплина. Пионером в этой области в первой половине XIX века выступила Франция, где в 1802 г. была открыта первая в мире детская больница (в Париже). Это был ведущий европейский центр по подготовке специалистов в области детских болезней. Наиболее известные представители этой школы – П.Бретонно, изучавший дифтерию и круп у детей; Ш.Бийяр, создавший атлас патологической анатомии детских болезней; А.Труссо, разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей. Со второй половины XIX в. лидерство переходит к немецким педиатрам: в Берлинском университете была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней, которой руководил профессор М.Пфаундлер. В 1902 г. детские врачи объединяются в международную организацию – Лигу по борьбе с детской смертностью. Первый международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

Специализированная помощь детям в России берет начало с 1834 г., когда в Санкт-Петербурге была открыта специальная детская больница на 60 коек. В 1842 г. в Москве открывается первая в мире больница на 100 коек для детей раннего возраста. Обе больницы содержались на благотворительные средства.

Основоположником научной педиатрии в России стал Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885 гг.), профессор кафедры акушерства, женских и детских болезней Петербургской медико-хирургической академии, где с 1836 г. он читал курс лекций, изданный в 1847 г. под названием “Педиятрика”. В 1861 г. в академии читается специальный курс по педиатрии, а в начале 70-х гг. XIX в. открывается первая в стране кафедра детских болезней под руководством профессора Н.И.Быстрова. В 1888 г. аналогичная кафедра открывается при Московском университете, которой с 1891 г. по 1902 г. руководил создатель крупной научной школы клинико-физиологического направления – Нил Федорович Филатов (1847-1902 гг.). Он впервые выделил и описал ветряную оспу и скарлатинозную краснуху, открыл ранний признак кори на слизистой полости рта. Его лекции, записанные и изданные учениками, переиздавались многократно. В 1885 г. в Санкт-Петербурге создается первое в России научное общество детских врачей под руководством Н.И.Быстрова, в 1892 г. – в Москве под руководством Н.Ф.Фила-това.

Становление и развитие социальной гигиены связано с утверждением капиталистических отношений во второй половине XIX века. Общественная (социальная) медицина – наука о сохранении здоровья населения, предупреждении и лечении болезней. Самостоятельной научной дисциплиной гигиена становится во второй половине XIX в.

Промышленный переворот приводит к концентрации рабочей силы, появлению новых производств, резкому росту числа городов и городских жителей. Ухудшились условия труда и быта рабочих. Все это вызвало инициативу передовых врачей по санитарному обследованию условий жизни. Первыми выступили врачи Англии. Джон Саймон – санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии. Он изучал причины смертности среди рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилищ, питанием и т.д. По его инициативе был издан в 1848 г. первый в мире закон об общественном здоровье, тогда же было создано государственное учреждение по охране здоровья. Научное обоснование и разработка идеи государственной организации медицинского дела принадлежит австрийскому врачу Иогану Франку. Разработка медико-статистического анализа состояния здоровья населения сформировала новую науку – экспериментальную гигиену. Основоположник – немецкий врач Макс Петтенкофер.

В России формирование научной гигиены проходило во второй половине XIX в. Однин из ее основоположников – профессор А.П. Доброславин (1842-1889 гг.) в 1871 г. стал инициатором открытия первой в России кафедры гигиены, экспериментальной лаборатории в Петербургской медико-хирургической академии. Он является создателем первых отечественных учебников по гигиене. В 1878 г. А.П.Доброславин основывает Русское общество охранения народного здравия и журнал “Здоровье”. В 1882 г. вторая в России кафедра гигиены была создана в Московском университете, которую возглавил профессор Ф.Ф.Эрисман (1842-1915 гг.). Следует отметить его деятельность в области общественной санитарии, практическое участие в разработке водопровода и канализации Москвы, обследование фабрик и заводов Московской губернии.

Наряду с другими специализациями в XIX в. получила свое дальнейшее развитие стоматология.

В первой половине XIX в. зубоврачеванием занимались главным образом лекари без высшего образования, которые имели право лечить болезни и производить все операции без исключения. В 1809 г. в России числилось 18 зубных врачей. С 1838 г. зубных врачей стали называть дантистами (экзамен сдавали в медико-хирургической академии). За первую половину XIX в. в Петербурге выдержали врачебный экзамен 54 человека, из них одна женщина - Мария Назон. К 1902 г. в стране уже был 221 зубной врач.

Государственная система организации медицинской помощи в России к началу XX века включала следующие элементы:

1) военную медицину, которая зародилась еще в XVI в. в ходе реформ Ивана Грозного;

2) фабрично-заводскую медицину (с 1719 г.);

3) городскую медицину (с 1775 г.);

4) земскую медицину (с 1864 г.).

В России во второй половине XIX в. сложилась оригинальная форма организации медицинской помощи – земская медицина. Одно из достижений земской медицины – начало внедрения наиболее прогрессивного принципа участкового обслуживания сельского населения. Земским врачам принадлежала инициатива развития санитарно-профилактической деятельности как приоритетного направления в охране здоровья населения. Особая роль отводилась привлечению населения, земской общественности к выполнению задач медицины, особенно санитарно-профилактических мероприятий. Этот принцип в дальнейшем стал одним из основных в здравоохранении. Для земской медицины характерными были бесплатность, общедоступность, единство науки и практики. До появления земской медицины сельское население (более 90% населения страны) не имело организованной медицинской помощи. Земская медицина представляла огромный шаг вперед в процессе рационализации охраны здоровья, в создании системы медицинского обслуживания населения. И.И.Моллесон писал: “Нам, русским, впервые предстоит сделать крупный шаг вперед и указать путь другим, так как, сколько известно, нигде за границей не было даже и попытки к такой организации народной медицины”. Следует подчеркнуть и международное признание земской медицины. Основные её принципы были рекомендованы резолюцией Всемирной организации здравоохранения 1970 г. “Об основных принципах национального здравоохранения”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: