Тема: «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Задачи на сплавы, растворы, смеси».
Цели урока (для ученика): научиться решать задачи на сплавы, части при помощи дробно- рациональных уравнений
Этап урока | Вид деятельности учащихся | Тип учебного контента (цифровые ресурсы, учебник) | Время работы с контентом | Планируемые результаты (Ученик получит возможность:) | |||||||||||||
Ориентировочная часть (ученик знакомится с темой и целями урока) | Запиши: 25.04.2020. Тема урока « Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Задачи на сплавы, растворы, смеси » | 2 мин. | 1) Подготовиться к восприятию темы урока. | ||||||||||||||
Актуализация знаний | Продолжите фразу:
1. Сотая часть числа называется … 2. Частное двух чисел называют …
3. Верное равенство двух отношений называют …
4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами, называется… Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.
5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …
Соотнести проценты и соответствующие им дроби:
| Маршрутный лист | 4 мин | Продолжение фраз записать в тетрадь и прислать учителю | |||||||||||||
Информационная часть (ученик работает с информацией по теме урока) | Решение задач на растворы, смеси, сплавы связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание». В условиях таких задач речь идет, чаще всего, о сплавлении каких-либо металлов, растворении друг в друге различных веществ или переливании жидкостей, состоящих из нескольких компонентов. Эти задачи входят в различные сборники заданий по подготовке к ОГЭ по математике за курс основной школы и включаются в варианты ГИА.
Запишите:
Долей (концентрацией, процентным содержанием) α (альфа) основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:
m –масса основного вещества в смеси,
М – общая масса смеси.
Эта величина может быть выражена либо в долях единицы, либо в процентах.
В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, рисунки, таблицы.
Рассмотрим решения задач с применением таблицы (общая таблица расположена в конце маршрутного листа).
Задача 1.
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Способ решения задач с помощью таблиц:
Пусть х граммов воды нужно добавить к сиропу. Масса сиропа станет равной (180+х) граммов. 180*0,25=45 (г) сахара было в сиропе, (180+х) *0,2=36+0,2х (г) сахара в новом сиропе. Т.к. масса сахара в сиропе не изменилась, то составим уравнение 36 + 0,2х=45 0,2х = 45-36 х=45 |
Граммов воды нужно добавить к сиропу.
Ответ: 45 г.
Способ решения задач с помощью рисунков:
Задача 2:
Сколько литров воды надо добавить к 20 литрам 5% раствора соли, чтобы получить 4% раствор?
Задача 3:
Имеются два сплава серебра с медью. В первом содержится 10% серебра, во втором 25%. Сколько килограммов второго сплава нужно добавить к 10 килограммам первого, чтобы получить сплав с 20% содержанием серебра.