МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики
Факультет педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
зав. кафедрой педагогики
________________В.И. Козел
«28» августа 2012г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика»
Для студентов 2-го курса
Факультета «Славянских и германских языков»
Групп АН-21, 22, 23; АИ-21. 22; НИ-21, АТ-21, АБ-21
Барановичи 2012г.
Составитель: Калач Т.В., ст. преподаватель, Микула О.М., преподаватель
Методические материалы рекомендованы к утверждению на заседании кафедры педагогики,
протокол № от «28» августа 2012г.
Заведующий кафедрой____________ В.И. Козел
Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория и практика социальной педагогики» / Сост. Калач Т.В., Микула О.М., Барановичи: УО «БарГУ», 2012.
В данных методических рекомендациях по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов даны темы лекций, выносимые на КСР, контрольные вопросы по раскрытию содержания тем лекций, список рекомендуемой литературы, указаны формы контроля.
Цели и задачи:
Дать студентам ясное представление об общем ходе развития теории и практики воспитания и обучения (которое обусловлено социально-экономической структурой общества и уровнем научного знания в каждую историческую эпоху);
― проанализировать качественные изменения в развитии педагогической мысли;
― при освещении педагогических взглядов ученых максимально четко выделить новое, способствовавшее продвижению педагогической науки.
Контролируемая самостоятельная работа студентов – это важнейший компенент педагогического процесса, объединяющий различные виды индивидуальной (или коллективной) учебной деятельности, которая осуществляется во время аудиторных и внеаудиторных занятий, или дома по заданиям, которые не требуют постоянного взаимодействия с преподавателем.
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) студентов – это самостоятельная учебная деятельность студентов, позволяющая представить знания как результат этой деятельности и превратить их в достояние личности.
Формы представления КСР: конспект, сообщение, тезисы, резюме, реферат, сочинение, эссе, схемы, таблицы и т.д.
Указания по выполнению контролируемых самостоятельных работ
Контролируемая самостоятельная работа (далее КСР) выполняется в отдельных тетрадях объемом не менее 24 листов с полями либо в печатном варианте. Каждая последующая КСР должна начинаться с новой страницы тетради.
КСР выполняется студентом самостоятельно во внеаудиторное время в рамках обязательных часов, выделенных на самостоятельную работу по дисциплине.
В процессе подготовки студент на кафедре (каб.309\1) или на сайте кафедры знакомится с содержанием предстоящей работы, записывает в тетрадь номер и тему работы.
Если формой выполнения КСР являются разноуровневые задания, то студент самостоятельно выбирает уровень заданий, учитывая, что:
- на I уровне выполняются все 4 задания и максимальный балл, на который может претендовать студент, не выше «6»;
- на II уровне выполняются любые 2 задания из 4-х, балл, соответственно, не выше «8»;
- на III уровне студент выполняет 1 задание и может претендовать на баллы «9» и «10».
Все виды работ: результаты анализа литературы, сопоставления, определения, аргументация, выводы записываются в тетрадь аккуратно!, с выделением номера задания, отдельными абзацами.
Никакие сокращения слов в текстах КСР не допускаются!
Преподаватель проверяет выполнение работы и выставляет полученные отметки в журнал.
Защита КСР представляет собой ответы на вопросы преподавателя по теме работы. В процессе защиты студент должен продемонстрировать следующие качества знаний: осознанность, прочность, полноту и глубину. Студент должен понимать содержание выполненных работ (знать определения понятий, уметь разъяснить значение и смысл терминов, используемых в работе).
Работа, оцененная менее чем 4 баллами, не может быть зачтена, требует исправлений и повторной проверки.
В процессе выполнения КСР студент может пользоваться консультациями преподавателя, материалами сайта кафедры.
Сроки сдачи КСР указаны в каждой работе после указания темы. Последний срок сдачи КСР – последний день семинарских занятий по дисциплине в семестре. Если студент несвоевременно подготовил и защитил КСР, то он не допускается к зачету в рамках зачетной недели. Прием задолженностей по КСР осуществляется преподавателями вне рамок экзаменационной сессии.
При оценивании работ будут учитываться следующие показатели:
- использование различных источников педагогической информации;
- умение выбирать основное;
- наличие собственных оценочных аргументированных, развернутых суждений;
- владение теоретическим материалом по рассматриваемому вопросу;
- умение ответить на дополнительные вопросы по теме.
Рекомендации по оформлению и написанию реферата
Реферат (от лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде содержания первоисточника (научных трудов, литературы по теме).
Кроме мыслей, изложенных в литературе, реферат предполагает включение и собственных мыслей студента, его оценочные суждения и личное мнение.
Структура реферата:
1. Титульный лист, на котором указаны:
в верхней части листа – название учебного предмета, название кафедры;
в средней части листа – тема реферата, дисциплина, по которой выполнен реферат, Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа;
в нижней части листа – город, год
2. План (содержание) реферата, расписанный по пунктам (введение, степень разработанности проблемы, название глав, заключение (выводы), список используемой литературы).
3. Введение, где отражена актуальность темы исследования, цели и задачи, методы (анализ и обобщение литературных источников), применяемые в ходе подготовки реферата (до 2-х страниц).
4. Основное содержание реферата (7-10 страниц), которое структурировано по главам с названиями, соответствующими логике изложения.
В этой части должны быть представлены: основные этапы педагогической деятельности; основные положения педагогической теории и их применение на практике, а так же анализ одной из работ (статьи, главы, методических разработок и т.д.) педагога.
Важно! При использовании цитат (дословная запись текста первоисточника) обязательно указывается ссылка на литературу (номер источника в списке литературы, номер страницы).
5. Заключение, в котором формулируются общие выводы о значении деятельности конкретного педагога, ученого (1 страница)
6.Список используемых литературных источников в алфавитном порядке (не менее 3-х источников, в том числе и работы педагога).
7. Приложение (если есть необходимость), которые могут включать графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.д.