КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По учебному предмету «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО.01.УП.02.
Дополнительной предпрофессиональной программы
В области изобразительного искусства
«ЖИВОПИСЬ»
(уровень реализации полного курса – 8 лет,для учащихся возраста 8 - 16 лет)
Класс 3 «Б»
Отделение «Живопись»
На 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Бурлак Валентина Васильевна
преподаватель ДХШ
МЕГИОН 2021
№ занятия | Дата | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Тема занятия | Цели и задачи занятия | Содержание занятия | Вид /тип учебного занятия | Материалы, формат | Оборудование, методическое обеспечение | |||
План | Фактич. | Всего часов | Теория | Практич. | ||||||||
1 четверть | ||||||||||||
02.09 | 0.5 | 1.5 | Способы создания фактуры на бумаге | Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли. | Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в других заданиях, а также при изготовлении упаковки. Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома. | Урок изучения нового материала | бумага, акварель, пищевая пленка. | Дидактический материал. Технологические карты. Репродукции | ||||
09.09 | - | Монотипия или мраморирование «Северное сияние» | Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка». | Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование – оттиск с поверхности воды, монотипия – с любой гладкой плоскости. выполнить отпечатки и аппликативным способом создать коллективную композицию «Северное сияние ». Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков. | Урок формирования знаний, умений, навыков | бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования. | Дидактический материал. Репродукции. Образцы работ. | |||||
16.09 23.09 | 0.5 | 3.5 | Конструирование объемной формы «Волнистый шар» | Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр). | Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части. Техника изготовления «Волнистого шара». Сбор шара из 12 и 18 частей. Самостоятельная работа: повторить способы деления окружности на равные части, отработать навыки аккуратного резанья бумаги ножницами и ее сгибания. | Комбинированный урок | бумага, циркуль, клей ПВА. | Дидактический материал. Технологические карты. Репродукции | ||||
30.09 07.10 14.10 | 0.5 | 5.5 | Елка объемная | Используя шаблон и правила симметричного вырезания подготовить детали елки. Согласно схеме соединить части в общую форму. | Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл задания сохраняется. Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта елки. | Урок формирования умений, навыков‚ применения знаний‚ умений и навыков. | плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА. | Дидактический материал. Технологические карты. Репродукции | ||||
28.10 | - | Контрольный урок | Закрепление и обобщения знаний через работы учащихся. | Проводится в виде творческого просмотра работ. Самостоятельная работа: подготовка работ к выставке | Контрольный урок | Работы учащихся | Фонд оценочных средств | |||||
2 четверть | ||||||||||||
21.10 11.11 | 0.5 | 3.5 | Бумажная бижутерия | Освоить способы скручивания бумаги в трубочки. | Такой эксперимент в работе с бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Форма бусины зависит от способа нарезки бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в снизке могут стать гофрированные элементы. Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома собрать снизку из бусин.. | Комбинированный урок. | цветная полиграфия (страницы из глянцевых журналов), ножницы, линейка, зубочистка, клей. | Дидактический материал. Технологические карты. Репродукции | ||||
18.11 | 0.5 | 1.5 | Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими особенностями | Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и орнаментальные мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их выполнения. | Беседа о видах росписи, художественно-стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Краски, применяемые для росписи. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на бумаге. Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме. | Комбинированный урок | гуашь, формат А4. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | ||||
12-13 | 25.11 02.12 | 0.5 | 3.5 | Копирование образца | Научиться работать по образцу. Изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. | Выполнение копии с подлинника. Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией. | Комбинированный урок | деревянная заготовка, гуашь. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | |||
14-15 | 09.12 16.12 | 0.5 | 3.5 | Эскиз разделочной доски по мотивам городецкой росписи | Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. | Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз, выполнить роспись на доске Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома. | Комбинированный урок | деревянная заготовка, гуашь. | Методические таблицы. Репродукции | |||
23.12 | - | Контрольный урок | Выявить знания умения и навыки по учебному предмету | Проводится в виде творческого просмотра работ. Самостоятельная работа: подготовка работ к выставке | Контрольный урок | Работы учащихся | Фонд оценочных средств | |||||
3 четверть | ||||||||||||
13.01 20.01 | 0.5 | 3.5 | Эскиз прялки по мотивам мезенской росписи | Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. | Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома. | Комбинированный урок | деревянная заготовка, гуашь. | Методические таблицы. Технологические карты. | ||||
19-20 | 27.01 03.02 | 0.5 | 3.5 | Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора Печать на ткани геометрического орнамента | Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки). Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. | Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм – простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению. Самостоятельная работа: придумать раппорты геометрического орнамента, приготовить штампы, выполнить отпечатки на ткани согласно схемам, изучить литературу по теме. | Урок формирования умений, навыков‚ применения знаний‚ умений и навыков. | Материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | |||
10.02 | 0.5 | 1.5 | Печать на ткани растительного орнамента | Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). | При печатании, дети пользуются предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат). Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома. | Комбинированный урок | ткань, г уашь, штампы из природного материала. | Дидактический материал. Репродукции | ||||
17.02 24.02 03.03 | 0.5 | 5.5 | Батик. Свободная техника росписи | Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Декорирование выполненной композиции контурами. | Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать композицию «Цветы», работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать иллюстративный материал. | Комбинированный урок | краски для батика, ткань, декоративные контуры. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | ||||
10.03 | 0.5 | Холодный батик «Северная фантазия» | Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Формирование навыков работы кистью на ткани. Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). | Работа над эскизом панно «Птица-пава». Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на ткани. | Комбинированный урок | ткань, краски для батика, резерв, стеклянная трубочка. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | |||||
24.03 | - | Контрольный урок | Выявить знания умения и навыки по учебному предмету | Проводится в виде творческого просмотра работ. Самостоятельная работа: подготовка работ к выставке | Контрольный урок | Работы учащихся | Фонд оценочных средств | |||||
4 четверть | ||||||||||||
17.03 07.04 14.04 | 0.5 | 5.5 | Холодный батик «Северная фантазия» | Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Формирование навыков работы кистью на ткани. Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). | Работа над эскизом панно «Птица-пава». Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на ткани. | Комбинированный урок | ткань, краски для батика, резерв, стеклянная трубочка. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | ||||
21.04 | 0.5 | 1.5 | Знакомство с миром тряпичной куклы. Кукла-закрутка | Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол-закруток. | Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство исполнения, за их неприхотливым обликом дети должны увидеть целый мир, полный чудес и творческих поисков. Выполнение куклы осуществляется одновременно с учителем, отрабатываются приемы закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке. | Урок формирования умений, навыков‚ применения знаний‚ умений и навыков. | ткань, нитки, синтепон, ножницы. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | ||||
28.04 | 0.5 | 1.5 | Кукла «Мартиничка» | Познакомиться с традицией выполнения куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток разных цветов. | Выполнить пару кукол (девочка и мальчик) и соединить их крученым шнурочком. Освоить технику работы с нитками при стягивания нитей в нужных местах для получения заданной формы. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобные куклы. | Урок формирования умений, навыков‚ применения знаний‚ умений и навыков. | нитки двух цветов. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | ||||
05.05 | 0.5 | 1.5 | Кукла «Колокольчик» | Познакомить с символичностью данной куклы. Развивать аккуратность и усидчивость в процессе выполнения заданий. | Рассказать о порядке работы создания данной куклы. Колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких свойств. Отработать навыки и умения работы с тканями. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобную куклу. | Комбинированный урок | ткань и синтепон. | Дидактический материал. Методические таблицы. Технологические карты. Репродукции | ||||
12.05 | - | Зачет. | Выявить знания умения и навыки по учебному предмету | Проводится в виде творческого просмотра работ. Самостоятельная работа: подготовка работ к выставке | Итоговое занятие | Работы учащихся | Фонд Оценочных средств | |||||
Всего: 66 учебных часов. Из них: теоретических - 8; практических - 58 часов; самостоятельная работа - 31.5 часа |
|
|
|
Преподаватель ________________ Бурлак Валентина Васильевна