Предложение на разгосударствление и приватизацию объекта государственной собственности подается в соответствующий орган приватизации. Форму предложения на разгосударствление и приватизацию, перечень документов и порядок их представления определяет республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.
Инициатива о проведении разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности может исходить от Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов и субъектов приватизации.
Предложение трудового коллектива о создании открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности подается на основе решения высшего органа самоуправления трудового коллектива (общего собрания или конференции) лицами, уполномоченными на то этим решением.
В соответствии с нормой подп. 1.1 Декрета № 3 преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов их работников, согласованных: по объектам, находящимся в республиканской собственности,
- с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, Администрацией Президента Республики Беларусь, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, а также с областными (Минским городским) исполнительными комитетами; по объектам, находящимся в коммунальной собственности,
|
- с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Приватизация государственной собственности осуществляется в соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми по объектам, находящимся: в республиканской собственности,
- Советом Министров; в коммунальной собственности,
- соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. План приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом по имуществу по предложениям органов государственного управления и иных государственных организаций, а объектов, находящихся в коммунальной собственности,
- в порядке, установленном местными Советами депутатов.
Решение о подаче предложений по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и об образовании организации со статусом юридического лица принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством голосов. Организация проведения собрания (конференции) возлагается на руководителя предприятия и на орган, уполномоченный представлять интересы работников предприятия. Если предприятие нуждается в финансовом оздоровлении и коллектив работников не ходатайствует о его преобразовании в ОАО, то инициатором такого преобразования может выступить Совет Министров - в отношении предприятий, находящихся в республиканской собственности, и соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган - в отношении предприятий, находящихся в коммунальной собственности.
|
Разногласия между коллективами работников предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации, органами государственного управления и иными государственными организациями, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов рассматриваются: по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек - Президентом Республики Беларусь;
по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек - Советом Министров;
по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек - Государственным комитетом по имуществу.
В случае разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов.
Учредителями ОАО, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Государственный комитет по имуществу или областные, Минский городской территориальные фонды государственного имущества, объектов, находящихся в коммунальной собственности,
|
- местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов.
Кроме указанных органов учредителями таких акционерных обществ могут быть организации и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей открытых акционерных обществ осуществляется на этапе проведения подготовительных работ по объектам республиканской собственности Государственным комитетом по имуществу совместно с органами государственного управления и иными государственными организациями, а по объектам коммунальной собственности
- соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается органом приватизации в течение одного месяца со дня его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение. Если принято положительное решение, в нем указываются сроки и условия проведения приватизации. Если же принимается решение об отказе в проведении приватизации, в нем должны быть указаны причины отказа. Ими могут быть только установленные нормами права ограничения или запрет на приватизацию.
Порядок проведения работ по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО, порядок разработки, оформления и примерная форма проекта создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности утверждены специальными нормативными правовыми актами. Согласно норме п. 3 Положения о порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, проведение работ по созданию ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляется комиссией по преобразованию предприятия в ОАО, отраслевой комиссией и комиссией по приватизации, создаваемыми органом приватизации. Каждая из указанных комиссий имеет свою компетенцию и круг полномочий для ее реализации, закрепленных в стст. 15(1), 15(2), 16 Закона о приватизации.
Комиссия по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество (в дальнейшем - комиссия по преобразованию) создается на предприятии для разработки проекта создания открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности. Порядок разработки проектов создания открытых акционерных обществ определяется республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.
Комиссия по преобразованию проводит проверку полноты и правильности инвентаризации и переоценки государственного имущества, готовит предложения об условиях использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия, определяет стоимость государственного имущества и величину уставного фонда создаваемого открытого акционерного общества.
Комиссия по преобразованию несет ответственность за полноту инвентаризации, правильность оценки стоимости имущества и определения величины уставного фонда открытого акционерного общества и вправе на договорной основе привлекать экспертов, аудиторов и специализированные организации по отдельным направлениям работ.
Отраслевая комиссия по преобразованию предприятий в открытые акционерные общества (в дальнейшем - отраслевая комиссия) создается для координации работ по преобразованию предприятий в открытые акционерные общества и контроля за их ходом:
- по объектам, находящимся в республиканской собственности, - республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь;
- по объектам, находящимся в коммунальной собственности, - местными исполнительными и распорядительными органами.
Отраслевая комиссия организует проведение ревизии, контролирует полноту инвентаризации, правильность определения стоимости государственного имущества и величины уставного фонда создаваемого открытого акционерного общества, принимает решения по условиям использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия, согласовывает проект создания открытого акционерного общества, согласовывает договоры о совместной деятельности по созданию открытого акционерного общества с участием иных учредителей.
При положительном решении о приватизации соответствующий орган приватизации создает комиссию по приватизации, которая организует выполнение работ, связанных с приватизацией, устанавливает срок подготовки заключения о возможности приватизации данного объекта. Этот срок не может превышать шести месяцев с момента подачи предложения.
В состав комиссии входят представители органов приватизации, налоговых органов, администрации, полномочные представители трудового коллектива.
Комиссия по приватизации: определяет стоимость объекта; выявляет при приватизации предприятия его дебиторов и кредиторов; принимает решение об условиях включения в состав приватизируемого имущества объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия; делает заключение о возможности приватизации объекта; знакомится с любыми документами, касающимися деятельности объекта; при необходимости требует письменные объяснения от должностных лиц и специалистов; организует проведение ревизии и инвентаризации при приватизации предприятия; проводит ревизию и инвентаризацию.
С момента создания комиссия имеет право отменять любые решения органов управления приватизируемого объекта, влекущие изменения состава и оценку его имущества. Предписания комиссии обязательны для выполнения органами управления объекта. Спорные вопросы, вытекающие из этих действий, решаются в суде.
Комиссия вправе привлекать к деятельности специалистов, экспертов, другие организации.
Председателем комиссии назначается представитель органов приватизации. Комиссия дает заключение по приватизации объекта. Члены комиссии несут персональную ответственность за объективность материалов, подготовленных для принятия решения о приватизации объекта.
При приватизации акций предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество в процессе приватизации государственной собственности, комиссия по приватизации создается после согласования отраслевой комиссией проекта создания акционерного общества. В этом случае комиссия по приватизации осуществляет следующие функции: готовит заключение о возможности создания открытого акционерного общества на базе государственного имущества; разрабатывает предложения по приватизации акций открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации государственной собственности.
Комиссия по приватизации прекращает работу:
- после государственной регистрации акций в республиканском органе государственного управления рынком ценных бумаг - при создании открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности;
- при продаже объекта приватизации на аукционе, по конкурсу, при выкупе арендованного имущества арендным предприятием - после принятия органом приватизации решения о способе и об условиях продажи объекта.
Окончательное решение о приватизации объекта государственной собственности принимается органом приватизации на основании заключения комиссии по приватизации. Одним из принципов приватизации является обеспечение широкой гласности приватизации. Поэтому в соответствии с правилом ст. 18 Закона о приватизации не позднее чем за один месяц до продажи объекта или приватизации предприятия в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение о приватизируемом объекте. Сообщение должно содержать сведения об объекте и условия его продажи. Лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации в сроки, указанные в информационном сообщении.
Процесс разгосударствления предприятия считается завершенным в момент государственной регистрации ОАО, созданного в его результате.
Порядок проведения аукционов и конкурсов, права и обязанности их участников регулируются специальными нормативными правовыми актами. Продажа объектов государственной собственности на аукционе представляет собой приобретение такого объекта физическим лицом или организацией в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации. При продаже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест, выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Предъявление иных требований не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.
Продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим лицом или организацией со статусом юридического лица в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.
Законодательство о разгосударствлении и приватизации, в частности Государственная программа, а также Декрет № 3 содержат правило, согласно которому при продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий как имущественных комплексов с наличием до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность объекта и выполнить другие условия договора его продажи.
Предприятия как имущественные комплексы убыточных государственных организаций (к таковым относятся республиканские и коммунальные унитарные предприятия, которые являются устойчиво неплатежеспособными и финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности которых характеризуются тем, что в течение последних трех и более лет имеется отрицательный финансовый результат от реализации продукции или образуется чистый убыток) в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций» могут быть проданы по конкурсу организациям.
Принятие решения об отчуждении предприятия, находящегося в республиканской собственности, относится к компетенции Президента Республики Беларусь. Подготовка соответствующего проекта решения Президента осуществляется Госкомимуществом, он же организует работу по определению оценочной стоимости имущественного комплекса, условий и сроков его продажи по конкурсу. Предмет аукциона составляют предприятие как имущественный комплекс и право заключения договора аренды земельного участка. Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.
Продажа акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, осуществляется Госкомимуществом, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов: работникам организации и приравненным к ним лицам - в течение пяти месяцев с даты государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании ОАО, по цене на 20 % ниже номинальной стоимости и на сумму не превышающую 100 базовых величин на одного покупателя. Количество акций первой эмиссии, выделенных для этой цели, определяется на основании заявлений членов коллектива работников и приравненных к ним лиц; организациям и физическим лицам - на аукционах; организациям и физическим лицам, представившим инвестиционные проекты по развитию ОАО, - на конкурсах; иными способами, предусмотренными нормами права.
Продажа принадлежащих Республике Беларусь акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, за денежные средства на конкурсах и аукционах осуществляется Госкомимуществом в соответствии с утверждаемым Советом Министров перечнем таких АО, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже. Решение о продаже принадлежащих Республике Беларусь акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, включенных в данный перечень, принимается Президентом Республики Беларусь.
Сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником. В течение десяти дней после подписания этот договор должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации, после чего к новому собственнику переходят права владения и пользования приватизированным объектом. Право распоряжения им появляется с момента выдачи свидетельства тем же органом приватизации. Приватизированное предприятие регистрируется как вновь созданное и относится к негосударственной форме собственности.
разгосударствление приватизация государственный имущество
Заключение
Основными регламентирующими документами приватизацию и разгосударствление является Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями и Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями. На основании этих нормативно правовых актах можно сделать выводы по приватизации и разгосударствлению.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности.
Отличие между разгосударствлением и приватизацией состоит в том, что в результате разгосударствления смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим лицам и организациям право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В Результате приватизации собственниками объектов, принадлежащих государству, становятся физические лица и негосударственные организации.
Приватизация государственной собственности осуществляется в соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми по объектам, находящимся: в республиканской собственности, - Советом Министров; в коммунальной собственности, - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Принятие решения об отчуждении предприятия, находящегося в республиканской собственности, относится к компетенции Президента Республики Беларусь. Подготовка соответствующего проекта решения Президента осуществляется Госкомимуществом, он же организует работу по определению оценочной стоимости имущественного комплекса, условий и сроков его продажи по конкурсу. Предмет аукциона составляют предприятие как имущественный комплекс и право заключения договора аренды земельного участка. Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.
Таким образом, ликвидации доминирующего положения государственной собственности на опыте других стран является неизбежной и одновременно эффективной, такие преобразования могут быть реализованы в процессе разгосударствления и приватизации.
Список используемых источников:
1. Хозяйственное право: по состоянию на 1 января 2010г. с учетом изменений и дополнений, внесенных в Гражданский кодекс РБ Законом РБ от 28.12.09г./ С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. –Изд. 3-е, измененное и дополненное.- Минск: Молодежное, 2010. -303с.
2. Хозяйственное право/ Н.А. Чернецкая. –Минск: Тетра Систем, 2009.-159с.
3. Хозяйственное право: курс лекций для студентов специальности «Правоведенье»/ Д.И. Михайлов; Министерство образования РБ – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009 -188с.
4. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями.
5. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями.