Школа и здоровье ребёнка




(представление педагогического опыта)

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Не случайно в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации основной целью выделено оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения и задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой школы является первостепенной в образовательном процессе. В своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 марта 2008 года Президент РФ Медведев Д.А. говорит о роли школы в формировании таких важнейших сфер жизни наших детей как здоровье и образование. В школьные годы должен закладываться фундамент здоровья на всю жизнь. К сожалению, как отметил Президент России, здоровье наших школьников оставляет желать лучшего. Очень важен тезис об индивидуальном подходе к каждому ребенку, об оптимизации учебного процесса с целью недопущения вредного воздействия на здоровье.

Как известно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальные факторы. Однако влияние школы, где ребенок проводит значительную часть своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Переход ребенка к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в его организме, причем у многих детей при этом страдает здоровье.

Факторы, влияющие на здоровье:

Ø Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного

Ø Экологические: солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.

Ø Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.

Ø Педагогические.
К педагогическим факторам следует отнести: организация учебного процесса, формы и методы обучения, мотивирующие познавательную активность, психологический фон занятий, санитарно-гигиенические условия, двигательный режим детей и др.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:

Ø Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.

Ø Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.

Ø Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.

Ø Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • В социальном плане – уравновеен, способен удивляться и восхищаться.

Начала я свою работу с изучения состояния ситуации в классе. Проведённое исследование состояния здоровья первоклассников показало, что ситуация совсем не утешительная. Большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Наиболее тревожные цифры касаются заболеваний опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие). Предрасположенность к этим заболеваниям усугубляется многочасовыми статическими положениями за партой, перед компьютером, перед телевизором. Эти же факторы влияют на зрение. Я понимала – если у детей есть проблемы со здоровьем, то у них могут возникнуть трудности в учении. Кроме того, специфика нашей школы состоит в том, что дети здесь получают и общее (по федеральным учебным программам), и дополнительное (по программам музыкальной и художественной школ) образование. Такая объёмная учебная нагрузка делает совершенно необходимым использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Именно данные факторы сыграли значимую роль при определении целимоей работе: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

Исходя из поставленной цели, определены задачи:

1. Повышение уровня информированности обучающихся, их родителей в вопросах сохранения здоровья путём использования различных форм и методов профилактической работы.

2. Формирование позитивного отношения к сохранению здоровья в каждом школьнике.

3. Создание условий для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека

4. Формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой.)

Таким образом, начиная работать над данной темой, я исходила из мысли: чтобы мотивировать детей на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, а также личный пример педагога и родителей.

На следующем этапе работы я изучала, анализировала литературу, знакомиться с опытом коллег школы и города. И в результате творческих поисков, практической деятельности у меня сложилась определённая система работы. В основе её лежит, конечно же, идея здоровьесбережения. Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. Но от правильной организации учебного процесса будет зависеть в дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников.

Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1-м классе перед началом учебного года мы совместно с родителями продумали и создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса, удобная мебель вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждой четверти я рассаживаю детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Значительную часть времени ребёнок проводит в школе, где основной формой учебного труда ученика является урок. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки будут сконструированы.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня и позволяет предупреждать преждевременное утомление.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков. Гимнастика помогает школьникам активно включаться в работу, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Физкультурные минутки и паузы во время урока проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:

Ø упражнения для снятия общего и локального утомления;

Ø упражнения для кистей рук;

Ø гимнастика для глаз;

Ø гимнастика для улучшения слуха;

Ø упражнения, корректирующие осанку;

Ø дыхательная гимнастика и др.1

Наиболее часто в уроки включаю такие физкультурные паузы как:

1) комплекс физических упражнений под музыкальное сопровождение;

2)комплекс физических упражнений под стихотворные строки);

3) дети очень любят упражнения с предметами (книга, ластик, карандаш, газета, стул и др.).

Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений.

На уроках письма и русского языка. особое внимание уделяю упражнениям для развития мелкой моторики. У детей младшего школьного возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В.М.Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса – от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н.Н.Куинджи). В 4-ом классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут. Кроме того, развивая моторику осуществляется воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга, центрами речи, т.е. идёт косвенное воздействие на общее интеллектуальное развитие ребенка. Кроме того, элементы пальчиковой гимнастики можно включать как до занятия с компьютером, так и после.

Гимнастика для органов зрения Для предупреждения зрительного переутомления (при работе с текстом, компьютером) использую гимнастику для глаз.

Бумажные тренажеры для глаз по системе В.Ф. Базарного. Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по периметру класса. На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см. Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке. Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.

Цветотерапия. Игра «Цветные сны»

В положении сидя после напряженной работы, учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 минута.

Желтый – стимулирует умственную деятельность;

зеленый – умиротворяет, успокаивает;

голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;

синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;

фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.

В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры, выполненные в программе Microsoft Power Point.

Упражнения для формирования правильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

– при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30–35 сантиметров;

– очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10–15°) наклоном букв.

Считаю обязательным включать специальные упражнения на осанку в содержание уроков, в гимнастику до занятий, давать соответствующие задания на дом.

«Держи осанку» Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20–30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

«Гора» Руки опустите вниз, выпрямите спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка говорит: «Сила во мне!» – и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» – и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они, – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе руки, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

«Пружина» Спина прямая, руки по швам, голову держим прямо и неподвижно. Поднимаем плечи до упора и в этот момент добавляем еще легкое усилие. Опуская плечи, в конце движения тянем руки вниз с небольшим усилием. Повторить 5–6 раз.

«Птица» Руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения вперед-назад.

«Осьминог» Круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

Массажный коврик

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек.

а) упражнения без предметов,

б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов),

 

Дыхательная гимнастика

От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

 

Упражнение на релаксацию.

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Для того, чтобы снять напряжение, возникшее в отдельных группах мышц я провожу упражнения на релаксацию. Данный вид упражнений вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяет работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах позволяет ребёнку найти наиболее комфортную для себя и для партнера позу, то есть общаться друг с другом, повернувшись к соседу, сидеть свободно, раскованно; передвинуть стул и расположить книги или тетради удобно для обоих и пр.

Таким образом, введение в структуру урока групповой, парной работы и организация физкультминуток, сочетающих различные упражнения, абсолютно необходимо для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.Физкультурные упражнения я подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Главное, чтобы упражнения не нарушали логику урока.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. «Самые здоровые и красивые люди – это те, которых ничего не раздражает», – говорил Г. Лихтенберг. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой. Отдельная, воспитательная сторона – оценка услышанных шуток на уроке. Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать психологические особенности детей, предусматривать такие приёмы работы, которые снимали бы усталость, эмоциональное напряжение. С целью создания у детей ощущения радости в процессе обучения (психологический климат урока) использую следующие приемы:

• поза учителя (открытая, без «замков», ладони повернуты в сторону детей, никаких «угрожающих поз» - руки в карманах, ручка в руках учителя направлена на ученика, опираясь на стол обеими руками, учитель смотрит важно на детей);

• психология сотрудничества с «платьем доброжелательности» на учителе с открытым, искренним лицом; учитель выступает в роли помощника и организатора учебного процесса, где ученик сам добывает новые знания;

 

 

Создав положительный эмоциональный настрой в начале урока, ставлю перед собой задачу: сохранить ситуацию успешности в ходе всего урока. Отмечаю любые, даже малейшие, продвижения ребёнка. Одного ребёнка хвалю за развёрнутое изложение своих мыслей, другого за неожиданный и интересный ответ или за то как замечательно проявил себя в групповой работе, а третьему будет за радость, если услышит похвалу за аккуратно оформленную работу.

Рефлексия.

Обязательным условием создания развивающей (здоровьесберегающей) среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Выбор цвета:

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

1.Самый простой вариант – показываем учащимся карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.

2. Интересен прием с различными цветовыми изображениями.

· У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

· Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, синий, желтый. В конце урока собрать цветы в корзинку.

 

· Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:

 

Красный - активное, восторженное настроение

Оранжевый-радостное, тёплое

Желтый -светлое приятное

Зелёный-спокойное, ровное

Синий-грустное, печальное

Фиолетовый-тревожное, тоскливое

Черный- состояние крайней неудовлетворённости, уныние

 

3. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант – эмоционально - художественную рефлексию.

· Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

· Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

· Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

4. Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагается опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

 

Какие эмоции вы испытываете?

 

Положительные Отрицательные

Удовлетворение неудовлетворение

счастье скуку

радость печаль

успех колебания

гордость страх

Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно)

был активным, эмоциональным

полностью выполнил задание

получил хорошую отметку.

 

Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

 

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например прием «лестницы успеха».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
« | » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

“Метод пяти пальцев”. Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой. Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?
У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Только комплексное использование на уроке оздоровительных моментов, создание психологического фона занятий, благоприятного эмоционального настроя, а также соблюдение санитарных норм и гигиенических требований (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.)позволяет сохранить у детей высокую работоспособность на протяжении всего урока.

Внеучебная деятельность

Работу по формированию у детей осознанного отношения к здоровью я продолжаю и во внеучебное время. Несколько лет назад пришла к необходимости создания клуба «Школа Здоровья» в рамках общешкольной программы «Здоровье». Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье. Содержание занятий старалась наполнить познавательным материалом, соответствующим возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, физкультурные и оздоровительные минутки, упражнения для осанки, для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж пальцев рук и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Для организации работы использую как традиционные формы занятий: беседа, лекция, дискуссия, экскурсия, так и нетрадиционные: сказки, путешествия, конкурсы, игры.
Практика показала, что такие встречи побуждают детей к познанию себя, окружающего мира, вызывают у детей желание заботиться о своём здоровье. Дети меньше болеют, успешнее учатся, происходят изменения и в интеллектуальной и личностной сфере.

Главная цель: сохранить, укрепить здоровье в сложной окружающей среде, научить ребенка здоровому образу жизни

Задачи курса:
- формировать умение по сохранению и укреплению здоровья собственными силами; обучать приемам самонаблюдений, самоконтроля и самооздоровления;
_ сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через повышение валеологической грамотности и двигательной активности, обучение коррекционным и оздоровительным упражнениям;
- способствовать развитию у детей процессов саморегуляции и самосовершенствования, в гармонии с собой, с окружающей средой и социумом;
- воспитывать у детей положительную мотивацию здорового образа жизни; отказа от вредных для здоровья привычек; активную жизненную позицию в направлении здоровьесбережения.

Разделы

Дорожная безопасность

Поведение в экстремальных ситуациях

Философия питания

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Закалка и здоровье

Работа с семьёй

Формирование у младших школьников здорового образа жизни предполагает объединение и взаимодействие педагогов и родителей.

Моё сотрудничество с родителями включает 2 основных направления:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

родительские встречи

· индивидуальные консультации с родителями

Я отказалась от понятия «Собрание», которое предполагает выступление в основном одного докладчика. На слайде вам представлена тематика родительских встреч по классам

Для более осознанного отношения уже на первых встречах проводила тестирование, анкетирование, беседы, пропагандировала здоровый образ жизни, приглашала к сотрудничеству специалистов школы: психолог, логопед, врач, социальный педагог.

На родительских встречах происходит обмен мнениями по определённому вопросу, родители делятся опытом, знаниями, помогают друг другу советом. На каждой такой встрече рассматриваются вопросы по здоровому образу жизни: проводится тестирование, анкетирование, беседы, пропагандируется здоровый образ жизни, приглашаются к сотрудничеству специалисты школы: психолог, логопед, врач, социальный педагог.

Тематика родительских встреч

 

Класс Темы
Для будущих первоклассников
  • В каком возрасте отдавать ребёнка в школу?
  • Подготовка ребёнка в школу.
  • Важные покупки.
1 класс
  • Особенности адаптационного периода.
  • Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании детей
  • Режим дня
  • Профилактика близорукости
  • Осторожно: сколиоз!
2 класс
  • Формирование навыков личной гигиены в семье
  • Гигиенические требования к организации учебной работы школьников в домашних условиях
  • От чего зависит работоспособность младших школьников
  • Физическое здоровье ребёнка – залог успешности учебной деятельности
3 класс
  • Поощрение и наказание в семье
  • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  • Здоровые и вредные привычки
  • Роль семьи в формировании двигательной активности школьников
4 класс
  • Режим просмотра телепередач для младших школьников
  • Гигиена питания
  • Об утомляемости младших школьников
  • Профилактика уличного травматизма

 

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Для родителей каждую четверть организую открытые уроки, после которых провожу рефлексивный круг. Родители участвуют в организации спортивно – оздоровительных встреч, праздников, экскурсий, походов, оказывают помощь детям в создании презентаций, информационных буклетов, школьных газет, участвуют в проектной деятельности.

Проекты, создаваемые самими детьми, активизируют их стремление к исследовательской деятельности и способствуют формированию у обучающихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

 

Мониторинг

Одним из условий, позволяющих реализовать цель и задачи моей работы, является систематическое проведение и анали



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: