Вопрос 1. Формальные структуры в системе социально-экономической организации.




Лекция № 17

 

Тема :

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы лекции:

1. Формальные структуры в системе социально-экономической организации.

2. Неформальные структуры в системе социально-экономической организации.

3. Управление функционированием неформальных структур организаций.

 


Вопрос 1. Формальные структуры в системе социально-экономической организации.

Формальные структуры - это организационные компоненты подразделения, имеющие юридический статус, создаваемые руководством для закрепления разделения труда между подразделениями и улучшения организации труда. Роль, место в организации, функции, права, ответственность таких групп определены в Нормативных документах типа «Положения о подразделении», в инструкциях, распоряжениях руководства.

По признаку выполнения формальной группой общественно значимой работы выделяют понятие трудовой коллектив.

Рабочие группы, советы директоров, матричные подразделения, департаменты, отделы, отделения, филиалы, проектные группы, команды разного вида и предназначения и т. п. - все это разновидности формальных групп, трудовых коллективов. В организационно-правовом отношении они оформляются на базе соответствующих организационно-штатных документов, регламентирующих функционирование персонала в организации (на предприятии).

Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства). Он обладает определенными количественными и качественными характеристиками (структура, опыт, стаж и пр.) и выполняет различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в ее штате, называется кадрами.

Обычно персонал формируется целенаправленно. Это позволяет установить его оптимальную структуру, обеспечить рациональное распределение трудовых функций и загрузку работников.

Основными характеристиками персонала являются численность и структура.

Численность определяется содержанием, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить.

Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, то есть количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

В списочный состав работников на каждый календарный день включаются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам. Не вклю­чаются совместители, работники для разовых и специальных работ, привлекаемые на основе договоров, направленные на учебу с отрывом от производства и получающие стипендию за счет предприятия и некоторые другие.

В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться от нормативной, поэтому соотношение этих показателей постоянно контролируется, чтобы не допускать значительного расхождения между ними.

Списочная численность на определенную календарную дату включает всех сотрудников, в том числе принятых с данной даты, и исключает всех уволенных, начиная с нее. В ее составе выделяют три категории работников:

1) постоянные (принятые в организацию бессрочно либо на срок более одного года по контракту);

2) временные (принятые на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего лица - до 4 месяцев);

3) сезонные (принятые на работу, носящую сезонный характер, на срок до6 месяцев).

Списочная численность ежедневно учитывается табельными записями, в которых отмечаются как присутствующие на работе, так и отсутствующие по тем или иным причинам.

Списочная численность персонала может рассматриваться и как средняя величина за некоторый период - месяц, квартал, год. Так, среднесписочная численность за месяц равна сумме явок и неявок по дням, отнесенная к календарному числу дней. Показатели за выходные и праздничные дни приравниваются к предшествующим рабочим.

Поскольку не все по тем или иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность.

Помимо численности персонал характеризуется определенной структурой, которая может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура отражает распределение и движение персонала в разрезе категорий и групп должностей.

Выделяется:

- персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или обслуживанием этих процессов);

- персонал не основных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы).

Аналитическая структура персонала определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на:

· общую,

· частную.

В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как 1) возраст, 2) стаж работы, 3) образование, 4) профессия.

1) Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При изучении возрастного состава применяются следующие группировки: 16,17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

2) Структура по стажу может рассматриваться двояко в плане 1)общего стажа и 2)стажа работы в организации.

· Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20,21-25, 26-30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40 лет и более.

· Стаж: работы в организации характеризует закрепляемость кадров. Выделяются следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1-4,5-9,10-14, 15-19, 20-24, 25-29,30 и более лет.

3) Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более полсрока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное.

4) Профессиональная структура персонала предполагает выделение лиц по видам профессий (механики, экономисты, электрики, технологи и т.д.)

Частная структура отражает соотношение отдельных категорий работников, например «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них»; «выполняющие работу вручную, не при машинах»; «выполняющие ручную работу по об­служиванию машин и механизмов» и пр.

Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, свойственным каждой должностной группе, выраженным в затратах времени.

Категории персонала. С точки зрения выполняемых функций (решаемых задач) персонал подразделяется на две основные группы (категории) –

· рабочие:

· служащие.

Рабочие непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера.

Основные рабочие заняты в технологических процессах, изменяющих форму, структуру, свойства, пространственное положение предмета труда, в результате чего создаются материальные продукты или услуги.

Вспомогательные рабочие связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест во вспомогательных подразделениях - ремонтных, инструментальных, транспортных, складских.

Различают следующие категории рабочих:

· работающие при помощи автоматов;

· выполняющие работу при помощи машин, механизмов, приборов, установок;

· обслуживающие машины, станки, установки, приборы;

· выполняющие работы вручную;

· выполняющие работы без применения машин и механизмов;

· выполняющие работы по ремонту и наладке машин и механизмов.

Рабочие классифицируются также по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.

К рабочим близок младший обслуживающий персонал, занятый оказанием не связанных с основной деятельностью услуг - дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, перевозящих сотрудников.

Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и другие функции.

Они относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом, и объединяются в несколько подгрупп.

1) Руководители. Условно их подразделяют на три уровня: высший (организации в целом); средний (основных структурных подразделений); низовой (работающие с исполнителями). К руко­водителям относят также их заместителей, главных специалистов, государственных инспекторов.

В совокупности они образуют администрацию, в состав которой также включают отдельных лиц, не относящихся к руководству, но выполняющих вспомогательные управленческие функ­ции, например сотрудников кадровых служб.

2) Специалисты заняты разработкой вариантов решения отдельных производственных и управленческих проблем, выбор и принятие которых входит в компетенцию руководителей. Это - экономисты, юристы, инженерно-технические работники и их помощники.

3) Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание, например делопроизводители, архивариусы, коменданты, кассиры.

В рамках перечисленных категорий работников выделяются отдельные профессии.

Под профессией можно понимать комплекс теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Например, можно говорить о профессии юриста, экономиста, врача.

Профессии рабочих включаются в Общий классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а должности управленческого персонала - в соответствии с Единой номенклатурой должностей служащих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Единство опыта, навыков, знаний и умения формирует квалификацию, то есть степень профессиональной подготовки, необхо­димую для выполнения данных трудовых функций.

Различается квалификация работы и квалификация работника.

· Квалификация работы представлена совокупностью требований к тем, кто ее исполняет.

· Квалификация работника представлена совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств.

Квалификация работника обусловлена стажем работы в данной или аналогичной должности, необходимым для освоения профессии; уровнем общих и специальных знаний, а также организационных навыков (для руководителей).

Она определяется специальной комиссией на основе всесторонней проверки знаний и опыта данного лица и юридически закрепляется в документах - дипломах, свидетельствах и пр.

Рабочих по степени квалификации принято разделять на следующие группы:

1) высококвалифицированные рабочие, окончившие средние специальные учебные заведения со сроком обучения 2-4 года;

2) квалифицированные рабочие, окончившие средние ПТУ, технические училища, обычные ПТУ или прошедшие производственное обучение на предприятиях в течение 6-24 месяцев;

3) малоквалифицированные рабочие, прошедшие производственную подготовку в течение 2-5 месяцев;

4) неквалифицированные рабочие, прошедшие практическое обучение или инструктаж на рабочих местах в течение нескольких недель.

Различия в степени квалификации рабочих отражаются в тарифном разряде - более высокий разряд соответствует более высокой квалификации. Иногда, например на транспорте, квалификация характеризуется классностью, но в отличие от первого разряда первый класс считается самым высоким.

Специалисты (в зависимости от уровня подготовки) бывают высшей и средней квалификации.

1. Специалисты высшей квалификации осуществляют руководство производственно-техническими и творческими процессами;

2. Специалисты средней квалификации являются исполнителями работ.

Специалисты могут быть главными, ведущими, старшими или иметь категорию, характеризуемую номером.

Старший специалист наряду с исполнением своих обычных обязанностей специалиста может руководить группой коллег - рядовых исполнителей, не выделенной в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера, а сводится преимущественно к координации и консультированию. Он может быть также единоличным ответственным исполнителем какой-то работы, не имеющим подчиненных.

Ведущий специалист выполняет те же обязанности, что и старший, но осуществляет еще и методическое руководство.

Главныйспециалист координирует работу ведущих и старших специалистов.

Степень квалификации работников называется компетентно стью.

Выделяют следующие ее виды:

· функциональная (наличие профессиональных знаний и умения их реализовывать);

· интеллектуальная (способность к аналитическому мышлению);

· ситуативная (умение действовать в соответствии с

· обстоятельствами);

· социальная (наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения, добиваться своего, вести беседы и пр.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: