Октябрь
«Пальчик о пальчик»
Дидактическая задача. Развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Аи!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.
Материал: стулья.
Руководство: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.
Заплясали ручки, заплясали!
Заплясали ручки, заплясали
(прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)
Аи!
После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Аи!»
«Кто ласкает малыша?»
Дидактическая задача. Совершенствовать речевой слух: различать тембры голосов членов семьи; называть их.
Материал: записи голосов и фотографии всей семьи.
Руководство: прочтите потешку, поглаживая ребенка:
Ванечка хороший, Ванечка пригожий, Все его ласкают, Цветочком называют.
Включите запись голоса мамы: «Ой ты мой сыночек, лазоревый цветочек».
Это мама!
(покажите фотографию мамы)
Включите другую запись - голос папы. Папа читает ту же потешку:
Это папа ласкает Ванечку.
(поставьте фотографию папы)
Умные ушки, угадайте: Кто ласкает Ванечку.
Звучит одна из записей. Ребенок слушает, показывает соответствующую фотографию и называет того, чей голос прозвучал.
Вариант вступительного стихотворения для девочки:
Танечка хорошая, Танечка пригожая, Все ее ласкают, Конфеткой называют.
Члены семьи (в записи) произносят слова:
Ах ты моя деточка, сладкая конфеточка.
Усложнение: если ребенок справляется с заданием, предложите ему третью и четвертую записи голосов - бабушки и дедушки.
|
Ноябрь
«Умный пальчик»
Дидактическая задача. Развивать слухозрительное восприятие; соотносить слова с игрушками и их изображением.
Материал: 3-4 игрушки, картинки с их изображением.
Руководство: показывая игрушки, поочередно назовите их: «Это мяч. Это машинка. Это мишка. Раз, два, три! Где мячик? Посмотри!» Ребенок показывает пальчиком, по возможности называя игрушку: «Вот мячик!»
Усложнение: на столе располагаются не сами игрушки, а картинки с их изображением. Игра начинается с трех картинок, а затем их количество увеличивается до пяти-шести.
«Соберем овощи (фрукты)»
Дидактическая задача. Совершенствовать слухозрительное восприятие: узнавать названные овощи (фрукты) по муляжам и картинкам; понимать и употреблять существительные, обозначающие овощи (фрукты); понимать значение предлога «в», предложную конструкцию «в корзинку».
Материал: 3-4 муляжа, изображающих овощи (фрукты), картинки с их изображением, корзинка.
Руководство: скажите: «Это огурец, это помидор, это капуста»:
Раз, два, три, Где капуста? Посмотри!
Ребенок показывает пальчиком на капусту, по возможности произнося: «Вот капуста!» Попросите ребенка: «Положи капусту в корзинку». Ребенок кладет муляж в корзинку. Затем ребенок находит и остальные предложенные овощи и складывает их в корзинку. Скажите: «Собрали овощи в корзинку».
Усложнение: в игре используются не муляжи овощей, а картинки с их изображением. Количество картинок увеличивается от трех до пяти-шести. Найденные изображения складываются в коробочку. Обязательно произнесите: «Собрали овощи!» По этой же схеме проводится игра с муляжами или картинками, изображающими фрукты.
|
Декабрь
«Теремок»
Дидактическая задача. Развивать слухозрительное узнавание со зрительной опорой; соотносить звукоподражания с соответствующими животными.
Материал: игрушки - домашние животные, наборное полотно с их изображением.
Руководство: прочтите стихотворение, складывая поднятые над головой ладони домиком:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Крепко заперты ворота,
Но стучит в ворота кто-то.
Кто стучится, не пойму?
— Му-му-му!
(ребенок повторяет движения руками и звукоподражание)
Кто постучал в теремок?
(ребенок находит игрушку (корову), затем соответствующее изображение, по возможности называя животное)
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Крепко заперты ворота,
Но стучит в ворота кто-то!
Открывайте двери мне
Ме-ме-ме!
(ребенок определяет, кто стучал в дверь, находит соответствующую игрушку и изображение)
Стоит в поле теремок,
Он не низок не высок!
Крепко заперты ворота,
Но стучит в ворота кто-то!
У меня веселый нрав,
Гав-гав-гав!
(действия ребенка повторяются)
Стоит в поле теремок,
Он не низок не высок!
Крепко заперты ворота,
Но стучит в ворота кто-то!
Буду верно вам служить,
Буду я мышей ловить!
Их немало я поймаю,
Мяу-мяу-мяу!
Стоит в поле теремок,
Он не низок не высок!
Крепко заперты ворота,
Но стучит в ворота кто-то!
Я скачу легко-легко,
Иго-го-го-го
Усложнение: вначале произнесите звукоподражания так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, а в дальнейшем закрывайте рот экраном.
|
«Наряжаем елочку»
Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание; понимать и употреблять существительные, обозначающие елочные игрушки.
Материал: искусственная елочка и корзиночка с елочными игрушками.
Руководство: прочтите ребенку стихотворение:
Елочка-красавица выросла в лесу. И на каждой веточке шишки на весу. Елочку-красавицу привезли домой. Елочку-красавицу нарядим с тобой.
Вынимайте игрушки из корзиночки, поочередно показывая и называя их: «Это шарик. Это звездочка», и т. д. Попросите ребенка: «Повесь на елочку шарик, звездочку...» Сначала говорите так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, а затем называйте елочные игрушки из-за экрана.
Январь
«Дорожки»
Дидактическая задача. Р азвивать речевой слух: различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом; понимать и употреблять прилагательные «длинная », «короткая ».
Материал: картинка с изображением детей, бегущих к маме по длинной и короткой дорожкам.
Руководство: прочтите ребенку стихотворение:
Снег, снег кружится,
Замело всю улицу!
Мы метелочки возьмем
И дорожку разметем.
Побежали по дорожке,
Ох, устали наши ножки.
Вот какая длинная дорожка
А-а-а-а-а.
(произносите звук «а» долго и проводите пальцем по длинной дорожке)
При повторении ребенок присоединяется к долгому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением длинной дорожки. Спросите ребенка:
Какая дорожка? - Длинная!
(ребенок повторяет: «Длинная»)
Побежали по дорожке,
Не устали наши ножки.
Короткая дорожка. А-а
(произносите звук «а» коротко и одновременно проводите пальцем по короткой дорожке)
При повторении ребенок присоединяется к короткому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением короткой дорожки. Спросите:
Какая дорожка? - Короткая! (ребенок повторяет: «Короткая»)
Игра повторяется 2-3 раза, малыш определяет по длине звука длину дорожки и соответственно на вопрос: «Какая дорожка?» отвечает: «Длинная» или «Короткая».
Усложнение: произносите гласные за экраном. Ребенок показывает соответствующую.
«Одеваем куклу на прогулку»
Дидактическая задача. Развивать речевой слух; понимать и употреблять слова, обозначающие зимнюю одежду.
Материал: кукла и набор зимней одежды по ее размеру.
Руководство: прочтите ребенку стихотворение:
На дворе большой мороз.
Отморозит кукла нос.
Теплый шарфик нужен ей,
(наденьте на куклу свитер, штаны, шубку и т. д.)
Чтоб укрыться потеплей.
(ребенок одевает куклу)
Кукле будет тепло!
Теплая одежда.
(найдите на картинках свитер, штаны, шубку и т. д.)
Это одежда.
Усложнение: при назывании предметов одежды находитесь за экраном.
Февраль
«Поющие горки»
Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание, слышать понижение и повышение голоса; понимать предложные конструкции «с горы», «на гору», понимать и употреблять наречия «вверх», «вниз», дифференцировать гласные звуки: «и-о-у».
Материал: сюжетная картинка.
Руководство: дайте ребенку карточки, одну оставьте себе:
Мы катаемся с горы,
(звук «и» произносится протяжно и с постепенным понижением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем сверху вниз. Слова повторяются, и на звук «и» ребенок проводит пальчиками по картинке сверху вниз)
И-и-и-и.
Поехали вниз!
Заберемся высоко
(звук «о» произносите протяжно и с постепенным повышением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем снизу вверх. Слова повторяются, и на звук «о» ребенок проводит пальчиками по сутажу снизу вверх)
О-о-о!
Поехали вверх!
Усложнение:
Вот веселая игра!
(звук «а» произносите протяжно и с постепенным понижением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем сверху вниз. При повторении слов
ребенок присоединяется к показу движения)
А-а-а!
Поехали вниз!
И опять мы на гору!
(звук «у» произносите протяжно и с постепенным повышением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем снизу вверх. При повторении слов ребенок
присоединяется к показу движения)
У-у-у!
Поехали вверх!
При повторении игры находитесь за экраном, ребенок должен произвести действие
самостоятельно.
«Кто на лесной тропинке?»
Дидактическая задача. Учить различать высоту голоса при произнесении звукоподражания; соотносить звукоподражание «топ-топ» определенной высоты с образом дикого животного; понимать и употреблять существительные, обозначающие диких животных.
Материал: картинки с изображением волка и зайца.
Руководство: покажите ребенку картинки с изображением волка и зайца. Произнесите низким голосом:
Топ-топ-топ. Кто идет?
- Это волчище,
Серый хвостище,
Острые зубищи!
(выставляйте на тропинке фигурку волка)
Волк ушел.
(убирайте фигурку волка)
Далее произнесите высоким голосом:
Топ-топ, топ-топ, топ-топ!
Кто проскакал?
Это зайчик.
Зайчик убежал.
(убирайте фигурку зайчика)
Угадайте, кто на дорожке?
(произнесите звукоподражание «топ-топ» высоким или низким голосом, и ребенок выставляет на «дорожку» ту или иную фигурку)
При повторении игры измените ритм шагов зверей.
Март
«Мама»
Дидактическая задача. Развивать речевой слух: различать интонацию, с которой произнесено слово; соотносить интонацию с условным графическим изображением соответствующей эмоции (радость, гнев и т. п.); понимать и использовать глагольные формы «сердится», «радуется», наречия «хорошо», «плохо».
Материал: картинки с изображением разбросанных игрушек и расставленных по своим местам, картинки-символы.
Руководство: прочтите ребенку стихотворение:
Разбросали мы игрушки,
Раскрошили мы ватрушки,
Разорвали с братом книжку,
Оторвали лапу мишке.
Хорошо? - Плохо!
Мама сердится: «Дети!»
(произнесите слово «дети» с интонацией осуждения и покажите соответствующую картинку-символ)
Далее покажите картинку, на которой изображены игрушки, расставлены по своим местам.
Прочтите другое стихотворение:
Мы убрали все игрушки,
Съели за столом ватрушки,
И заклеили мы книжку,
И пришили лапу мишке.
Хорошо? - Хорошо!
Мама радуется: «Дети!»
(произнесите слово «дети» с интонацией одобрения и покажите соответствующую картинку-символ)
Далее произнесите слово «дети» с разными интонациями, и ребенок показывает соответствующие картинки-символы, по возможности произнося: «Сердится», «Радуется» или «Мама сердится», «Мама радуется».
«Машины гудят»
Дидактическая задача. Различать высоту сигнала машины, соотносить звукоподражания с соответствующими изображениями; понимать и употреблять прилагательные «легковая», «грузовая».
Материал: фланелеграф, картинки с изображением грузовых и легковых машин.
Руководство: выложите на фланелеграфе из полосок прямую линию и скажите «Это дорога».
Прочтите рифмовку:
Едут машины по мостовой,
Едут машины одна за другой,
Вот легковая, в ней - карапуз,
(поставьте изображение легковой машины)
Вот грузовая, в кузове - груз.
(поставьте изображение грузовой машины)
Мчатся машины, шины шуршат, «Эй осторожней!» - громко гудят.
Легковая машина гудит тоненько: би-би.
(произнесите звукоподражание «би-би» высоким голосом)
Грузовая машина гудит низко: би-би!
(произнесите звукоподражание «би-би» низким голосом)
Уехали машины.
(снимите изображения машин с фланелеграфа)
Угадайте, какая машина гудит?
(произнесите звукоподражание «би-би» высоким или низким голосом)
Ребенок слушает варианты гудка и выставляет соответствующее изображение на фланелеграф. По возможности называет машины: «Это легковая машина», «Это грузовая машина».
Апрель
«Птички поют»
Дидактическая задача. Слышать и различать высокое и низкое звучание голоса; понимать и употреблять в речи наречия «высоко», «низко».
Материал: фланелеграф с изображением куста и птиц.
Руководство: прочтите ребенку стихотворение:
Вот расселись птички
Тут и там, тут и там.
Вот расселись птички
По кустам, по кустам.
Эта птичка сидит высоко,
(поместите изображение птички на верхнюю ветку, произнесите высоким голосом: «Чив-чив- чив»)
Поет высоким голосом.
Эту нам достать легко.
(поместите изображение птички на нижнюю ветку, произнесите низким голосом: «Чив-чивчив»)
Поет низким голосом.
Улетели птички.
(снимите изображения птичек с фланелеграфа)
Отгадайте, где сидит птичка?
(выполните звукоподражание высоким или низким голосом, ребенок слушает и выкладывает изображения птичек на соответствующие веточки)
«Большие ноги - маленькие ножки»
Дидактическая задача. Различать темп и ритм звукоподражаний, соотносить их с соответствующим образом; понимать и употреблять прилагательные «большие», «маленькие»; понимать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: набор кирпичиков для игры на столах.
Руководство: предложите ребенку: «Построим дорожки из кирпичиков». Когда он построит дорожки из кирпичиков, продолжайте:
По дороге, по дорожке
Побежали ноги-ножки.
Идут большие ноги:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП
(произнесите звукоподражание медленно)
Бегут маленькие ножки:
Топ-топ, топ-топ.
(произнесите звукоподражание быстро)
Ребенок изображает пальчиками ноги, передвигая их по дорожке из кирпичиков в ритме произносимого звукоподражания. В случае затруднения помогите малышу передвигать пальчики по дорожке.
Слушайте внимательно:
Ноги или ножки
Идут по дорожке?
(воспроизведите один из вариантов звукоподражания)
Ребенок слушает, отображает ритм соответствующим движением пальцев, по возможности называя: «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Большие ноги идут по дороге».
Май
«Чаепитие матрешек»
Дидактическая задача. Развивать речевое восприятие, понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравнительные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Наташе».
Материал: матрешка (из трех кукол) и набор посуды из трех чашечек, блюдечек и ложечек разного размера.
Руководство: достаньте из большой матрешки две маленьких, расположите их по величине, называя: «Это Маша, это Даша, это Наташа». Прочтите рифмовку:
Маша, Даша и Наташа
Пили чай на кухне нашей.
Затем обратитесь к ребенку: «Ваня, дай большую чашку Маше. Даше дай чашку поменьше. Наташе дай самую маленькую чашку». Ребенок соответственно указаниям расставляет чашки рядом с матрешками. Спросите: «У кого самая большая чашка?» Ребенок отвечает: «У Маши».- «У кого чашка поменьше?» Ребенок отвечает: «У Даши».- «У кого самая маленькая чашечка?» Отвечает: «У Наташи». Спросите: «Что поставим под чашки?» - «Блюдца».- «Кому дадим самое большое блюдце?» Ребенок отвечает: «Маше».- «Кому дадим блюдце поменьше?» Отвечает: «Даше». «Кому дадим самое маленькое блюдечко?» Отвечает: «Наташе». Аналогичным образом игру повторите с ложечками.
«Зернышки»
Дидактическая задача. Совершенствовать речевой слух, понимать глагольные формы множественного числа настоящего времени: «сажаем», «засыпаем», «поливаем»; выполнять соответствующие имитационные движения; выполнять трехступенчатую инструкцию и совершать по ней последовательные действия.
Руководство: прочтите ребенку стихотворение. Одновременно производите соответствующие имитационные движения вместе с ребенком и называйте их:
Светит-светит солнышко, Мы сажаем зернышки, Засыпаем их землей, Поливаем их водой.
Продолжайте игру, называя действия: «Сажаем зернышки!» Ребенок выполняет соответствующие имитационные движения.
Далее вместе с ребенком произведите действия и спросите: «Что мы делаем?» Ребенок должен ответить: «Сажаем», «Поливаем», «Засыпаем».