Игры на развитие слухового восприятия




 

Октябрь

«Пальчик о пальчик»

Дидактическая задача. Развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Аи!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.

Материал: стулья.

Руководство: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали

(прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)

Аи!

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Аи!»

«Кто ласкает малыша?»

Дидактическая задача. Совершенствовать речевой слух: различать тембры го­лосов членов семьи; называть их.

Материал: записи голосов и фотографии всей семьи.

Руководство: прочтите потешку, поглаживая ребенка:

Ванечка хороший, Ванечка пригожий, Все его ласкают, Цветочком называют.

Включите запись голоса мамы: «Ой ты мой сыночек, лазоревый цветочек».

Это мама!

(покажите фотографию мамы)

Включите другую запись - голос папы. Папа читает ту же потешку:

Это папа ласкает Ванечку.

(поставьте фотографию папы)

Умные ушки, угадайте: Кто ласкает Ванечку.

Звучит одна из записей. Ребенок слушает, показывает соответствующую фо­тографию и называет того, чей голос прозвучал.

Вариант вступительного стихотворения для девочки:

Танечка хорошая, Танечка пригожая, Все ее ласкают, Конфеткой называют.

Члены семьи (в записи) произносят слова:

Ах ты моя деточка, сладкая конфеточка.

Усложнение: если ребенок справляется с заданием, предложите ему третью и четвертую записи голосов - бабушки и дедушки.

 

Ноябрь

«Умный пальчик»

Дидактическая задача. Развивать слухозрительное восприятие; соотносить слова с игрушками и их изображением.

Материал: 3-4 игрушки, картинки с их изображением.

Руководство: показывая игрушки, поочередно назовите их: «Это мяч. Это ма­шинка. Это мишка. Раз, два, три! Где мячик? Посмотри!» Ребенок показывает пальчиком, по возможности называя игрушку: «Вот мячик!»

Усложнение: на столе располагаются не сами игрушки, а картинки с их изо­бражением. Игра начинается с трех картинок, а затем их количество увеличива­ется до пяти-шести.

«Соберем овощи (фрукты)»

Дидактическая задача. Совершенствовать слухозрительное восприятие: узна­вать названные овощи (фрукты) по муляжам и картинкам; понимать и употреблять существительные, обозначающие овощи (фрукты); понимать значение предлога «в», предложную конструкцию «в корзинку».

Материал: 3-4 муляжа, изображающих овощи (фрукты), картинки с их изображением, корзинка.

Руководство: скажите: «Это огурец, это помидор, это капуста»:

Раз, два, три, Где капуста? Посмотри!

Ребенок показывает пальчиком на капусту, по возможности произнося: «Вот капуста!» Попросите ребенка: «Положи капусту в корзинку». Ребенок кладет муляж в корзинку. Затем ребенок находит и остальные предложенные овощи и складывает их в корзинку. Скажите: «Собрали овощи в корзинку».

Усложнение: в игре используются не муляжи овощей, а картинки с их изо­бражением. Количество картинок увеличивается от трех до пяти-шести. Найденные изображения складываются в коробочку. Обязательно произнесите: «Собрали овощи!» По этой же схеме проводится игра с муляжами или картинками, изображающими фрукты.

 

Декабрь

«Теремок»

Дидактическая задача. Развивать слухозрительное узнавание со зрительной опорой; соотносить звукоподражания с соответствующими животными.

Материал: игрушки - домашние животные, наборное полотно с их изображением.

Руководство: прочтите стихотворение, складывая поднятые над головой ладони домиком:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то.

Кто стучится, не пойму?

— Му-му-му!

(ребенок повторяет движения руками и звукоподражание)

Кто постучал в теремок?

(ребенок находит игрушку (корову), затем соответствующее изображение, по возможности называя животное)

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то!

Открывайте двери мне

Ме-ме-ме!

(ребенок определяет, кто стучал в дверь, находит соответствующую игрушку и изображение)

Стоит в поле теремок,

Он не низок не высок!

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то!

У меня веселый нрав,

Гав-гав-гав!

(действия ребенка повторяются)

Стоит в поле теремок,

Он не низок не высок!

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то!

Буду верно вам служить,

Буду я мышей ловить!

Их немало я поймаю,

Мяу-мяу-мяу!

Стоит в поле теремок,

Он не низок не высок!

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то!

Я скачу легко-легко,

Иго-го-го-го

Усложнение: вначале произнесите звукоподражания так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, а в дальнейшем закрывайте рот экраном.

«Наряжаем елочку»

Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание; понимать и употреблять существительные, обозначающие елочные игрушки.

Материал: искусственная елочка и корзиночка с елочными игрушками.

Руководство: прочтите ребенку стихотворение:

Елочка-красавица выросла в лесу. И на каждой веточке шишки на весу. Елочку-красавицу привезли домой. Елочку-красавицу нарядим с тобой.

Вынимайте игрушки из корзиночки, поочередно показывая и называя их: «Это шарик. Это звездочка», и т. д. Попросите ребенка: «Повесь на елочку шарик, звездочку...» Сначала говорите так, чтобы ребенок хорошо видел ваше ли­цо, а затем называйте елочные игрушки из-за экрана.

 

Январь

«Дорожки»

Дидактическая задача. Р азвивать речевой слух: различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом; понимать и употреблять прилагательные «длинная », «короткая ».

Материал: картинка с изображением детей, бегущих к маме по длинной и короткой дорожкам.

Руководство: прочтите ребенку стихотворение:

Снег, снег кружится,

Замело всю улицу!

Мы метелочки возьмем

И дорожку разметем.

Побежали по дорожке,

Ох, устали наши ножки.

Вот какая длинная дорожка

А-а-а-а-а.

(произносите звук «а» долго и проводите пальцем по длинной дорожке)

При повторении ребенок присоединяется к долгому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением длинной дорожки. Спросите ребенка:

Какая дорожка? - Длинная!

(ребенок повторяет: «Длинная»)

Побежали по дорожке,

Не устали наши ножки.

Короткая дорожка. А-а

(произносите звук «а» коротко и одновременно проводите пальцем по короткой дорожке)

При повторении ребенок присоединяется к короткому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением короткой дорожки. Спросите:

Какая дорожка? - Короткая! (ребенок повторяет: «Короткая»)

Игра повторяется 2-3 раза, малыш определяет по длине звука длину дорожки и соответственно на вопрос: «Какая дорожка?» отвечает: «Длинная» или «Короткая».

Усложнение: произносите гласные за экраном. Ребенок показывает соответствующую.

«Одеваем куклу на прогулку»

Дидактическая задача. Развивать речевой слух; понимать и употреблять слова, обозначающие зимнюю одежду.

Материал: кукла и набор зимней одежды по ее размеру.

Руководство: прочтите ребенку стихотворение:

На дворе большой мороз.

Отморозит кукла нос.

Теплый шарфик нужен ей,

(наденьте на куклу свитер, штаны, шубку и т. д.)

Чтоб укрыться потеплей.

(ребенок одевает куклу)

Кукле будет тепло!

Теплая одежда.

(найдите на картинках свитер, штаны, шубку и т. д.)

Это одежда.

Усложнение: при назывании предметов одежды находитесь за экраном.

 

Февраль

«Поющие горки»

Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание, слышать понижение и повышение голоса; понимать предложные конструкции «с горы», «на гору», понимать и употреблять наречия «вверх», «вниз», дифференцировать гласные звуки: «и-о-у».

Материал: сюжетная картинка.

Руководство: дайте ребенку карточки, одну оставьте себе:

Мы катаемся с горы,

(звук «и» произносится протяжно и с постепенным понижением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем сверху вниз. Слова повторяются, и на звук «и» ребенок проводит пальчиками по картинке сверху вниз)

И-и-и-и.

Поехали вниз!

Заберемся высоко

(звук «о» произносите протяжно и с постепенным повышением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем снизу вверх. Слова повторяются, и на звук «о» ребенок проводит пальчиками по сутажу снизу вверх)

О-о-о!

Поехали вверх!

Усложнение:

Вот веселая игра!

(звук «а» произносите протяжно и с постепенным понижением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем сверху вниз. При повторении слов

ребенок присоединяется к показу движения)

А-а-а!

Поехали вниз!

И опять мы на гору!

(звук «у» произносите протяжно и с постепенным повышением голоса. Одновременно проводите по картинке пальцем снизу вверх. При повторении слов ребенок

присоединяется к показу движения)

У-у-у!

Поехали вверх!

При повторении игры находитесь за экраном, ребенок должен произвести действие

самостоятельно.

«Кто на лесной тропинке?»

Дидактическая задача. Учить различать высоту голоса при произнесении звукоподражания; соотносить звукоподражание «топ-топ» определенной высоты с образом дикого животного; понимать и употреблять существительные, обозначающие диких животных.

Материал: картинки с изображением волка и зайца.

Руководство: покажите ребенку картинки с изображением волка и зайца. Произ­несите низким голосом:

Топ-топ-топ. Кто идет?

- Это волчище,

Серый хвостище,

Острые зубищи!

(выставляйте на тропинке фигурку волка)

Волк ушел.

(убирайте фигурку волка)

Далее произнесите высоким голосом:

Топ-топ, топ-топ, топ-топ!

Кто проскакал?

Это зайчик.

Зайчик убежал.

(убирайте фигурку зайчика)

Угадайте, кто на дорожке?

(произнесите звукоподражание «топ-топ» высоким или низким голосом, и ребенок выставляет на «дорожку» ту или иную фигурку)

При повторении игры измените ритм шагов зверей.

 

Март

«Мама»

Дидактическая задача. Развивать речевой слух: различать интонацию, с которой произнесено слово; соотносить интонацию с условным графическим изображением соответствующей эмоции (радость, гнев и т. п.); понимать и ис­пользовать глагольные формы «сердится», «радуется», наречия «хорошо», «плохо».

Материал: картинки с изображением разбросанных игрушек и расставлен­ных по своим местам, картинки-символы.

Руководство: прочтите ребенку стихотворение:

Разбросали мы игрушки,

Раскрошили мы ватрушки,

Разорвали с братом книжку,

Оторвали лапу мишке.

Хорошо? - Плохо!

Мама сердится: «Дети!»

(произнесите слово «дети» с интонацией осуждения и покажите соответствующую картинку-символ)

Далее покажите картинку, на которой изображены игрушки, расставлены по своим местам.

Прочтите другое стихотворение:

Мы убрали все игрушки,

Съели за столом ватрушки,

И заклеили мы книжку,

И пришили лапу мишке.

Хорошо? - Хорошо!

Мама радуется: «Дети!»

(произнесите слово «дети» с интонацией одобрения и покажите соответствующую картинку-символ)

Далее произнесите слово «дети» с разными интонациями, и ребенок показывает соответствующие картинки-символы, по возможности произнося: «Сердится», «Радуется» или «Мама сердится», «Мама радуется».

«Машины гудят»

Дидактическая задача. Различать высоту сигнала машины, соотносить звукоподражания с соответствующими изображениями; понимать и употреблять прилагательные «легковая», «грузовая».

Материал: фланелеграф, картинки с изображением грузовых и легковых машин.

Руководство: выложите на фланелеграфе из полосок прямую линию и скажите «Это дорога».

Прочтите рифмовку:

Едут машины по мостовой,

Едут машины одна за другой,

Вот легковая, в ней - карапуз,

(поставьте изображение легковой машины)

Вот грузовая, в кузове - груз.

(поставьте изображение грузовой машины)

Мчатся машины, шины шуршат, «Эй осторожней!» - громко гудят.

Легковая машина гудит тоненько: би-би.

(произнесите звукоподражание «би-би» высоким голосом)

Грузовая машина гудит низко: би-би!

(произнесите звукоподражание «би-би» низким голосом)

Уехали машины.

(снимите изображения машин с фланелеграфа)

Угадайте, какая машина гудит?

(произнесите звукоподражание «би-би» высоким или низким голосом)

Ребенок слушает варианты гудка и выставляет соответствующее изображение на фланелеграф. По возможности называет машины: «Это легковая машина», «Это грузовая машина».

 

Апрель

«Птички поют»

Дидактическая задача. Слышать и различать высокое и низкое звучание голоса; понимать и употреблять в речи наречия «высоко», «низко».

Материал: фланелеграф с изображением куста и птиц.

Руководство: прочтите ребенку стихотворение:

Вот расселись птички

Тут и там, тут и там.

Вот расселись птички

По кустам, по кустам.

Эта птичка сидит высоко,

(поместите изображение птички на верхнюю ветку, произнесите высоким голосом: «Чив-чив- чив»)

Поет высоким голосом.

Эту нам достать легко.

(поместите изображение птички на нижнюю ветку, произнесите низким голосом: «Чив-чивчив»)

Поет низким голосом.

Улетели птички.

(снимите изображения птичек с фланелеграфа)

Отгадайте, где сидит птичка?

(выполните звукоподражание высоким или низким голосом, ребенок слушает и выкладывает изображения птичек на соответствующие веточки)

«Большие ноги - маленькие ножки»

Дидактическая задача. Различать темп и ритм звукоподражаний, соотносить их с соответствующим образом; понимать и употреблять прилагательные «большие», «маленькие»; понимать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Материал: набор кирпичиков для игры на столах.

Руководство: предложите ребенку: «Построим дорожки из кирпичиков». Когда он построит дорожки из кирпичиков, продолжайте:

По дороге, по дорожке

Побежали ноги-ножки.

Идут большие ноги:

ТОП-ТОП, ТОП-ТОП

(произнесите звукоподражание медленно)

Бегут маленькие ножки:

Топ-топ, топ-топ.

(произнесите звукоподражание быстро)

Ребенок изображает пальчиками ноги, передвигая их по дорожке из кирпичиков в ритме произносимого звукоподражания. В случае затруднения помогите малышу передвигать пальчики по дорожке.

Слушайте внимательно:

Ноги или ножки

Идут по дорожке?

(воспроизведите один из вариантов звукоподражания)

Ребенок слушает, отображает ритм соответствующим движением пальцев, по возможности называя: «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Большие ноги идут по дороге».

 

Май

«Чаепитие матрешек»

Дидактическая задача. Развивать речевое восприятие, понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравнительные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Наташе».

Материал: матрешка (из трех кукол) и набор посуды из трех чашечек, блюдечек и ложечек разного размера.

Руководство: достаньте из большой матрешки две маленьких, расположите их по величине, называя: «Это Маша, это Даша, это Наташа». Прочтите рифмовку:

Маша, Даша и Наташа

Пили чай на кухне нашей.

Затем обратитесь к ребенку: «Ваня, дай большую чашку Маше. Даше дай чашку поменьше. Наташе дай самую маленькую чашку». Ребенок соответственно указаниям расставляет чашки рядом с матрешками. Спросите: «У кого самая большая чашка?» Ребенок отвечает: «У Маши».- «У кого чашка поменьше?» Ребенок отвечает: «У Даши».- «У кого самая маленькая чашечка?» Отвечает: «У Наташи». Спросите: «Что поставим под чашки?» - «Блюдца».- «Кому да­дим самое большое блюдце?» Ребенок отвечает: «Маше».- «Кому дадим блюдце поменьше?» Отвечает: «Даше». «Кому дадим самое маленькое блюдечко?» Отве­чает: «Наташе». Аналогичным образом игру повторите с ложечками.

«Зернышки»

Дидактическая задача. Совершенствовать речевой слух, понимать глагольные формы множественного числа настоящего времени: «сажаем», «засыпаем», «поливаем»; выполнять соответствующие имитационные движения; выполнять трехступенчатую инструкцию и совершать по ней последовательные действия.

Руководство: прочтите ребенку стихотворение. Одновременно производите соот­ветствующие имитационные движения вместе с ребенком и называйте их:

Светит-светит солнышко, Мы сажаем зернышки, Засыпаем их землей, Поливаем их водой.

Продолжайте игру, называя действия: «Сажаем зернышки!» Ребенок выполняет соответствующие имитационные движения.

Далее вместе с ребенком произведите действия и спросите: «Что мы делаем?» Ребенок должен ответить: «Сажаем», «Поливаем», «Засы­паем».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: