Организация познавательных игр на уроках истории в основной школе как способ повышения мотивации обучающихся




Волошинова Анна Валериевна, учитель истории МОУ «УВК № 16 г. Донецка».

 

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усугубляться, когда используются однообразные приемы и методы, и наоборот, изучение предмета может стать увлекательным, и даже радостным, если в этот процесс привносятся игра, состязательность и другие нетрадиционные формы подачи и проверки знаний. Основная задача учителя – оживить процесс обучения, активизировать мотивационную деятельность учащихся, осуществить над ней и её результатами эффективный, и в то же время ненавязчивый контроль, научить школьника работать самостоятельно, помочь ему освоить основные умения и навыки. Практика показывает, что использование в процессе обучения исторических задач, кроссвордов, тестов, викторин, игровых моментов повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение.

Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном - эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности, обучающихся на занятии, проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии - мышление и действие, в дискуссии - мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре - все виды активности, на экскурсии - только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Дидактическая игра (один из методов активного обучения) - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Каждый учитель понимает, что материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. Много говорят о дифференцированном обучении, но, к сожалению, на практике очень непросто осуществить данный подход в условиях переполненных классов. Перед учителем стоит задача сделать урок таким, чтобы он был интересен и доступен всем, достигнув при этом своей образовательной цели.

Предлагаю рассмотреть классификации игр на уроках истории. Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности; выделяют имитационные, символические и исследовательские игры.

По форме деятельности и характеру отражения действительности выделяются несколько вариантов учебных занятий на основе игровой деятельности:

· игры–реконструкции;

· игры–обсуждения;

· игры–соревнования.

Многие исследователи выделяют несколько видов игр по способу воздействия на учащегося:

· интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ресурсы, кроссворды);

· интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

· неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания).

Сразу же нужно определить несколько видов этого процесса по числу участников:

· индивидуальная игра;

· игра в паре (учащийся – учащийся);

· игра в небольшой группе (3-4 учащихся);

· коллективная игра (участники – весь класс).

Существует также классификация, разделяющая игры на деловые и ретроспективные. Деловая игра моделирует ситуацию современную. Ученик получает в ней роль исследователя-историка (археолога, научного или музейного работника, писателя, журналиста). Существует два подвида таких игр: игра-обсуждение и игра-исследование. Ретроспективные игры ставят учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности.

Ретроспективные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые. Ролевые игры (театрализованные представления, спектакли, театрализованные игры с залом) имеют четко обозначенный сценарий и прочие атрибуты театральной постановки (актерскую игру, костюмы, декорации, музыку, свет). Это очень занимательный, но требующий тщательной подготовки, вид деятельности. И здесь очень важно за предпремьерной суетой не упустить главного: смысл такой игры не только в самом театрализованном действии, но и в совместной разработке сценария, созданного на основе глубокого изучения представляемой эпохи под руководством учителя с последующим обсуждением исторических сцен всем классом.

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация из исторического прошлого. Действие во время такой игры строится не по сценарию и предполагает спор участников. Учитель обозначает проблему, промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Участники игры решают проблему с позиции своих персонажей. Результат решения заранее известен (может быть принято и несколько решений), но здесь важен результат – участие каждого в разработке проблемы.

Примеры игр на уроках истории.

Игра «ТЕЛЕГРАММА».

Прочитав текст, учащиеся передают/записывают его содержание двумя-четырьмя простыми предложениями. Лучшие предложения с точным содержанием.

Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся к концу урока придумывают три разных по уровню сложности вопроса или задания на отдельных листочках. Листочки сдаются учителю. На следующем уроке листочки используются для проверки знаний.

Игра «Реставрация»

Есть текст/предложение по изучаемой теме записанный по отдельным предложениям (отдельных строках). Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово). Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст (предложение).

Игра «Архив»

Текст с потертыми буквами/словами, сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Учащимся необходимо восстановить текст и увеличить его.

Игра «Интервью»/ «Пресс-конференция»

Один учащийся герой, другой – журналист (ы). «Герой» заранее собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть. «Журналист(ы)» должны заранее готовит интересные вопросы.

Игра «Ассоциация»

Произносить в слух или записывать слова, которые ассоциируется с заданным термином. Побеждает с большим количеством слов.

Игра «Снежный ком»

Учащиеся по очереди произносят термины по заданной теме.Каждый следующий участник игры должен участник дополняет сказанное предыдущим учащимся.

Игра «Азбука»

Задается буква. Учащиеся должны по партам вспомнить за определенное время слова, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой.Побеждает команда с самым длинным списком.

Игра «Герой»

По заданному тексту одни учащиеся загадывают исторические личности, а другие отгадывают.Разрешается задавать друг другу вопросы, но ответы на них могут быть только: «да», «нет» или «возможно».

Игра «Продолжи»

Соседи по парте, по очереди должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.

Таким образом, игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием.

Мне бы хотелось остановиться на наиболее важных методологических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках истории:

Во-первых, игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.

Во -вторых, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В-третьих, умело направив игровой интерес и активность в нужное русло, учитель может извлечь из них немалую педагогическую пользу.

Список использованной литературы

1. Борзунова Л.П. Игры на уроках истории / Л.П. Борзунова. – М., 2004 г.

2. Короткова М.В. Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории/ М.В. Короткова. – М., 2003 г.

3. Субботина М.А. Игры и занимательные задачи по истории / М.А. Субботина. – Можайск, 2003 г.

4. Суркова Н.Б., Яровая О.А. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания / Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. – Волгоград, 2009 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: