В соответствие с пунктом 6 ПБУ 1/2008 [8] в бухгалтерском учете учетная политика организации должна обеспечивать следующие требования:
а) требование полноты: полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
б) требование своевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности
в) требование осмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов
г) требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования
д) требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца
е) требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.
Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов – «продукты» труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования.
Двойная запись – способ ведения бухучёта, при котором каждое изменение состояния средств отражается, по крайней мере, на двух счетах, обеспечивая общий баланс [24].
Каждый учетный счет (регистр) состоит из: дебета (левая сторона) счета и кредита (правая сторона). Основным принципом учета является выполнение равенства (уравнения баланса):
|
Активы = Пассивы
Активы – отражают информацию (состав и стоимость) имущества и имущественных прав организации на определенную дату. Пассивы – указывают на источники возникновения активов.
Для этого каждая двойная запись-проводка изменяют обе его части, обязательно сохраняя баланс. Увеличение активов отражается в дебете счетов, увеличение пассивов в их кредите. Действует закон сохранения: сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме их кредитов (обеспечивая нулевое общее сальдо). Это позволяет легко контролировать правильность: если нет баланса, то где-то в учете была ошибка.
Главное то, что метод двойной записи позволяет отследить источники получения и направления расходования средств, при этом основанием для формирования бухгалтерской записи являются первичные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: например, расходование денежных средств (отражаемое по кредиту счета «Денежные средства») сопровождается сокращением кредиторской задолженности (в дебете счета «Кредиторская задолженность») или увеличением сумм выданных авансов (в дебете счета «Авансы выданные»). Также это позволяет через Бухгалтерский баланс показать сводное финансовое положение организации [24].
Документы бухгалтерского учета можно разделить на три уровня: первичная учетная документация; регистры бухгалтерского учета и отчетная бухгалтерская документация. Такая градация полностью отвечает последовательности и логике документирования хозяйственной деятельности организации.
|
По составу принято разделять документы на входящие (поступившие в организацию), исходящие (официальные документы, предоставляемые организацией внешним пользователям) и внутренние (не выходящие за пределы подготовившей их организации).
Документ получает статус официального, если он создан юридическим или физическим лицом, оформлен и удостоверен в установленном порядке.
Общие принципы составления бухгалтерской отчетности установлены одноименным ПБУ 4/99.
Формы бухгалтерской отчетности организаций утверждены приказом Минфина РФ от 2 июля 2010г. № 66н.
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или другим собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом [3].
Внутренняя отчетность представляет собой специализированные отчеты, которые содержат полную информацию только по одному актуальному для пользователя направлению - сведения о выручке по одному виду продукции за отчетный период, информацию о налоговых платежах за месяц, о дивидендных выплатах за ряд лет и т. д. Содержание такой отчетности представляет из себя коммерческую тайну организации [3].
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат РФ статистическую информацию.