На сегодняшний день проблема инвестиционного климата в России и ее регионах является актуальной.
Пермский край обладает значительным потенциалом в различных направлениях: природными ресурсами, производственными мощностями, квалифицированной рабочей силой. Но значительный потенциал сам по себе не является гарантией социально-экономического развития. Для трансформации потенциала в развитие необходимо эффективно вовлечь все составляющие потенциала в хозяйственный оборот, сформировать среду, в которой бизнес, преследуя собственные цели, работает на общество. И здесь невозможно обойтись без инвестиций – того инструмента, который превращает потенциал - природные богатства, достижения науки, интеллектуальные ресурсы - в добавленную стоимость, в новые рабочие места, в рост валового регионального продукта и в достойный уровень жизни граждан. Необходима политика властей по привлечению инвестиций в регион, по созданию рабочих мест и налогового потенциала региона. И такая политика проводится в Пермской области. Она направлена на создание общих благоприятных условий для ведения бизнеса, на привлечение в регион крупных инвесторов и реализацию значительных инвестиционных проектов.
Основным приоритетом экономической политики Администрации Пермского края является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционного процесса в регионе. Пермский край, являясь одним из крупнейших субъектов Российской Федерации по экономическому, научно-техническому и кадровому потенциалу, использует все доступные инструменты стимулирования инвестиционного роста. На протяжении ряда последних лет Администрацией пермского края была проведена большая работа по созданию системы поддержки инвестиционной деятельности и формированию инвестиционного климата, а также разработаны инструменты и механизмы государственной поддержки инвестиций.
|
В Пермском крае создана система взаимосвязанных нормативно-законодательных документов, стимулирующих инвестиционную активность, что помогает инвесторам строить долгосрочные финансовые планы. Прежде всего - это Законы Пермской области «Об иностранных инвестициях в Пермском крае», «О налогообложении в Пермской области», «О бюджете содействия инвестициям в Пермской области».
Действующим законодательством предусмотрены следующие формы государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов: финансирование капитальных расходов; участие в уставных (складочных) капиталах и имуществе юридических лиц; предоставление инвесторам бюджетных кредитов; предоставление инвесторам гарантий Пермской области.
Основным критерием предоставления государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов является социальная, экономическая и бюджетная эффективность инвестиционного проекта.
В целях государственной поддержки инвестиционных проектов в Пермском крае созданы организации инвестиционной инфраструктуры:
- Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Пермской области - обеспечивает развитие на территории Пермского края системы венчурного инвестирования путем совместного с частными инвесторами финансирования инновационных проектов;
|
- ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края» - обеспечивает поддержку крупных инвестиционных проектов;
- ОАО «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» - обеспечивает стимулирование жилищного строительства путем реализации ипотечного кредитования;
- ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» - обеспечивает поддержку и развитие малого предпринимательства.
Основным направлением деятельности Правительства Пермского края является целенаправленная политика по улучшению инвестиционного климата и привлечению новых инвесторов в регион.
Также на повышение инвестиционной привлекательности региона, привлечение инвестиций в экономику края, снижение издержек бизнеса направлен ключевой проект с рабочим названием «24-20», в рамках которого, начиная с 2006 года, в крае снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20% для налогоплательщиков. Снижение в Пермском крае налога на прибыль является единственным примером в Российской Федерации, когда налоговая нагрузка на бизнес снижена за счет регионального бюджета.
Для предприятий, инвестирующих в основные фонды, в крае установлена льгота по налогу на имущество. Одни из самых низких в России ставки выкупа земли являются еще одним существенным конкурентным преимуществом Пермского края. В рамках тарифной политики ликвидировано перекрестное субсидирование в теплоэнергетике, последовательно снижается в электроэнергетике, в услугах водоснабжения и водоотведения, введены тарифы на подключение к электрическим сетям.
|
На фоне активной политики краевых властей по стимулированию инвестиций на территории Пермского края реализуются крупные инвестиционные проекты.
30 августа 2008 года в Пермском крае прошел финал I Регионального конкурса инвестиционных проектов. Победитель выбирался из 8 проектов, для реализации которых необходимо не менее 100 млн. рублей инвестиций.
Финалистами конкурса стали лучшие инвестиционные проекты в сфере строительства, девелопмента, логистики и производства:
- строительство коттеджного поселка бизнес-класса Green Hill;
- программа развития территории ЗАТО "Звездный" (управляющая компания "Император");
- девелопмент и строительство - "Авиатор", "Альпийская горка", "Боровик" (строительная компания "Камская долина");
- строительство завода по производству стальных конструкций, производственное предприятие в Гремячинске (компания "РК-Логистика")4
- строительство логистического центра и инвестиционный проект в развитие действующего бизнеса ЗАО "Пермрыба" (логистический центр "Гигант", ЗАО "Пермрыба");
- строительство логистического центра широкого профиля применения (ООО "Линия 7").
Общая стоимость этих инвестпроектов - 23 млрд. рублей.
Конкурс был организован правительством Пермского края, НП "Клуб финансовых директоров" и корпорацией "Стратум" с целью привлечь ведущие финансовые институты и фонды прямых инвестиций к сотрудничеству с динамично развивающимися предприятиями региона. В состав экспертного совета вошли такие ведущие российские и международные финансовые институты, как Alur Investments, Ernst & Young, Eagle Venture Partners, Бейкер Тили Русаудит.
На сегодняшний день в Пермском крае реализуется инвестиционная программа по увеличению энергомощностей.
Общий объем финансирования Инвестпрограммы энергохолдинга до 2011 г. составит 3,1 трлн. рублей.
ОАО «Пермэнерго» планирует до 2015 гг. привлечь в развитие электросетевого хозяйства Пермского края более 14 млрд.рублей. Только в Пермско-Закамском узле планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. В Березниковско-Соликамском узле предусматривается строительство и реконструкция 8 подстанций, 60 трансформаторных и распределительных пунктов, 150 км воздушных и кабельных линий электропередач. Большой объем работ будет осуществлен и в других «точках роста» Пермского края.
Техническим проектом Пермской ГРЭС предусматривается возможность размещения в существующей ячейке двух парогазовых энергоблоков общей мощностью 1600 МВт.
На 2008-2012 гг. намечено строительство новых энергоблоков на Яйвинской ГРЭС – рассматривается возможность установки двух парогазовых установок мощностью по 400 МВт. Стоимость проекта реконструкции Яйвинской ГРЭС оценивается примерно в 29 млрд. рублей.
В рамках программы развития и повышения инвестиционной привлекательности края реализуются и другие проекты.
Проект «Авиакрай» нацелен на содействие в получении государственного финансирования на разработку и производство на Пермском моторостроительном комплексе гражданского двигателя пятого поколения для перспективного самолета МС-21. Проект подразумевает создание в Пермском крае научно-исследовательского университета на базе образовательных учреждений, готовящих специалистов в сфере авиаракетодвигателестроения при поддержке и участии инженерных центров и предприятий ОПК «Оборонпром» для воспроизводства инженерной культуры в стране и обеспечения деятельности по созданию прорывных продуктов в сфере авиаракетодвигателестроения.
В строительной отрасли, благодаря наличию на территории Пермского края необходимых запасов полезных ископаемых, реализуются проекты по обеспечению отрасли строительными материалами. Компания «Millhaus Capital» инвестирует в строительство нового цементного производства в Горнозаводском районе Пермского края, а еще один инвестор ООО «Юнис» - в строительство завода по производству сухих строительных смесей в Ординском районе.
Проект «Торговые площадки. Развитие логистического кластера и качественных торговых площадей в Пермском крае» по задумке властей должен обеспечить регион качественными торговыми площадями. Они, в свою очередь, создадут все условия для удовлетворения покупательского спроса жителей и гостей Пермского края, развития рынка розничной торговли и сферы услуг, создания условий для формирования конкурентной среды, увеличения инвестиций в торговлю и смежные отрасли. Также этот проект поможет приблизить торговую и логистическую инфраструктуру края к европейского уровню. Уже в июле 2008 г. при содействии Министерства развития предпринимательства и торговли был открыт первый в Перми логистический терминал класса «А» компании «Линия 7».
Успешным примером является проект «Пермская картошка», который реализуется в крае с 2008 г. В 2009 году сельхозпредприятия края получили самую высокую урожайность картофеля за всю историю выращивания этой культуры в регионе. С 1 га собрано в среднем 228 ц, что на 30% больше, чем в 2008 году. Валовой сбор составил 70 тыс. т, что на 60% превышает итоги 2008 г. Примечательно, что продукт под этим брендом впервые вышел в другие регионы: Краснодарский край, Екатеринбург, Московскую область.
Проект «Молочный бизнес в Пермском крае» направлен на повышение конкурентоспособности молочной продукции и увеличение доли производства высокоэффективной продукции в общем объеме производимого молока путем строительства, реконструкции и переоборудования животноводческих комплексов. Производство молока в Пермском крае в 2009 г. по сравнению с прошлым увеличилось на 5%.
Еще один проект - «Прикамское село». Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» прежде всего, ориентировано на «точки роста» - территории, где реализуются инвестиционные проекты в области сельского хозяйства. Реализация инвестиционных проектов предполагает создание новых рабочих мест, а обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами возможно, только если создана комфортная среда обитания. Именно поэтому важно проводить газ и строить водопроводы в «точках роста». Там, где есть стабильная работа для населения, растет уровень жизни населения, улучшается демографическая ситуация и, значит, существует необходимость в объектах социальной инфраструктуры. В 2008 г. в сельских территориях края построено 45,4 км газопроводов, 39,4 км водопроводов, свидетельства на приобретение и строительство жилья получили более 100 семей, проживающих в сельской местности.
Проект по развитию малых форм хозяйствования на селе в рамках программы развития АПК на 2009-2012 гг. осуществляется по таким направлениям, как субсидирование процентной ставки по кредитам, тиражирование технологий мелкотоварного сельскохозяйственного производства (агрофраншиз), субсидирование затрат в рамках инвестиционных проектов, текущая поддержка в рамках Программы.
Большое значение в Пермском крае придается развитию туристической отрасли в регионе, поскольку наличие разнообразного ландшафта на территории Прикамья позволяет удовлетворить самые изысканные потребности туристов. Осуществляется сбор и сведение в единый реестр информации об инвестиционных площадках Пермского края под строительство объектов туристического и гостиничного бизнеса. Обеспечивается сопровождение инвестиционных проектов по организационным и административным вопросам.
Туристский поток в регионе по прогнозам возрастет с 427 тыс. человек в 2007 году до 600 тыс. человек к 2012 году (за счет мероприятий по расширению существующих и созданию новых турпотоков). В результате реализации планируемых мероприятий значительно улучшится инфраструктура гостеприимства в Пермском крае (будет создана краевая туристская информационная система, построен информационно-туристский центр, уже появились указатели о месторасположении основных достопримечательностей региона, совместно с туроператорами будет разработана система сертификации экскурсоводов, гидов-проводников). Численность занятых в отрасли «Туризм» возрастет на 2 529 человек и к концу 2011 года составит 14 259 чел. Средняя зарплата в отрасли «Туризм» вырастет на 2 093 рубля и составит 8 827 руб./мес.
Правительством края ведется работа по повышению доступности информации для представителей бизнеса. С этой целью планируется:
· модернизировать сайт www.g2b.perm.ru для оперативного взаимодействия власти и бизнеса;
· создать электронную торговую площадку с целью стимулирования сбыта продукции краевых производителей;
· открыть региональное представительство Европейского Информационного Корреспондентского центра для оказания содействия малым и средним предприятиям (МСП) России в реализации их экспортного потенциала и успешном развитии внешнеэкономической деятельности.
На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.
Выставочно-ярмарочная деятельность является важным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики, обеспечивает мобильность рынка, создает необходимое информационное поле, формирует значительные финансовые потоки, а также приносит дополнительный доход в бюджеты всех уровней и создает новые рабочие места.
В Пермском крае выставочно-ярмарочная деятельность осуществляется в соответствии с указом губернатора Пермского края от 25.10.2007 № 81 «О расходах на финансирование выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий».
Результатом участия Пермского края в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности за пределами края будет являться содействие:
· увеличению объема инвестиций в региональную экономику;
· расширению рынков сбыта товаров и услуг, производимых и оказываемых на территории региона;
· развитию малого и среднего бизнеса Пермского края;
· повышению имиджа региона;
· обмену инновационным опытом с российскими регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья;
· создание единого информационного пространства в целях развития региона.
Выставочно-ярмарочная деятельность будет способствовать реализации краевых проектов «24-20» («Снижения налога на прибыль предприятий края с 01.01.2006 с 24 до 20%»), «Продвижение продукции пермских производителей», «Развитие внутреннего и въездного туризма в Пермском крае в 2008-2012 гг.», «Развитие приоритетных отраслей растениеводства в Пермском крае») продвижению на федеральный и международный уровни и способствовать достижению целевых показателей по данным проектам.
Для дальнейшего развития выставочной деятельности на федеральном и международном уровне на территории края необходимо содействовать развитию выставочно-конгрессной инфраструктуры, а также инфраструктуры гостеприимства Пермского края.
Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности, осуществляемой на территории края, является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест на территории края.
Развитие малого и среднего предпринимательства сегодня является одним из приоритетов деятельности как Правительства Российской Федерации, так и Правительства Пермского края.
Анализ развития малых предприятий за последние три года в Пермском крае указывает на поступательное расширение данного сектора экономики. Число малых предприятий за указанный период (к уровню 2005 года) возросло на 18,9%. Объемы оборота малых предприятий увеличились за последние три года в 2,4 раза.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился более чем в 1,5 раза. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП края в 2007 году составила 8,6%. Фонд начисленной заработной платы работников организаций малого бизнеса в 2006 году составил 5,6 млрд. рублей, в 2007 году – 12 млрд. рублей, увеличившись в 2 раза по сравнению с 2006 годом.
В Пермском крае запущена целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы» её целью является увеличение численности занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства и повышение конкурентоспособности данного сектора в экономическом потенциале Пермского края.
В результате реализации программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы» численность работающих на малых предприятиях, по предварительным расчетам, увеличится с 129 100 до 145 300 чел.; доля продукции, производимой малыми предприятиями, в общем объеме ВРП изменится с 8,6 до 12,6%; средняя заработная плата в субъектах малого и среднего предпринимательства повысится с 8120,0 до 11900,0 руб.; доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности всех предприятий вырастет с 13,6 до 15,9%.
Программа развития предпринимательства, представляющая собой комплекс системных мероприятий общекраевого уровня и мероприятий для муниципальных образований края, будет реализовываться при непосредственном участии муниципалитетов. При этом муниципалитеты будут ориентировать предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на их территориях, как на участие в общекраевых мероприятиях, так и на реализацию собственных муниципальных программ развития предпринимательства.
Заключение
В результате проделанной работы нами: изучена предмет, сущность, роль и структура инвестиций, источники их финансирования, охарактеризован инвестиционный климат Пермского края, выделены отраслевые приоритеты региональной инвестиционной политики, проанализирован инвестиционный паспорт Пермского края и сделаны соответствующие выводы:
Конкурентные позиции города Перми по созданию привлекательных условий для развития экономической и инвестиционной деятельности могут быть улучшены посредством организации взаимодействия с бизнесом в рамках реализации совместных проектов. При этом одной из приоритетных задач местной администрации должно быть обеспечение безопасности и национальной стабильности.
Расширение практики частно-государственного партнерства, в рамках которой администрация города осуществляет административное сопровождение проекта, а частные компании – инвестирование, может стать мощным стимулом к росту внебюджетных инвестиций в экономику и инфраструктуру города.
Среди муниципальных образований город Пермь занимает ведущие позиции в рейтинговых оценках инвестиционного климата, при этом своим традиционным конкурентам Пермь уступает по условиям безопасности инвестиционного климата.
Создание благоприятных условий для ведения бизнеса – необходимое условие для привлечения инвестиций. Для привлечения инвесторов в Пермский регион, особенно крупных, требуется создать систему прямой поддержки крупных инвестиционных проектов. Это система, равно как и создание общих условий, также должна ориентироваться на результат – создание новых производств на территории области, увеличение рабочих мест и налогового потенциала.