Вотчина Колмова монастыря в Винницком погосте.




Колмовский или Колмов монастырь был основан боярским родом Мишичей-Онцифоровичей-Овиновых в Новгороде в 1392г. Монастырю принадлежали земли в трех новгородских пятинах: Вотской, Обонежской и Шелонской.

План боярских вотчин на территории Ильинского погоста в Веницах XV век. До присоединения Новгородских земель к Московскому княжеству эти земли принадлежали новгородским боярам и монастырям, в том числе и боярину Глухову Федору Остафьевичу, (на плане под № 5). После присоединения земли у этого боярина были конфискованы великим князем Иваном – III. Царь передал их Новгородскому Колмову монастырю. Земли находились в Винницком погосте, на левом берегу р. Оять, от Поганд Ручья, вниз по течению реки до границы с территорией Никольского погоста в Ярославичах, до Чур ручья. На этих землях в 1496г. стояли деревни в которых было 18 дворов. Поселения располагались на территории от Поганд Ручья до Лем Ручья. Крестьяне, которые в них проживали, считались монастырскими, а не государственными, как в других деревнях Винницкого погоста, находившихся на противоположном берегу Ояти. Чуть позже, на территории Винницкого погоста, недалеко от Винниц, учеником Александра Свирского, монахом Корнилием, в 1549г. на реке Паданка, был основан монастырь, названный позже Корнилиево-Паданской пустынью. Поэтому на территории Винницкого погоста находились и вотчины Колмова монастыря, и монастырь Корнилиево Паданская пустынь. План земель Колмова монастыря.
В писцовых книгах 1496г. о деревнях вотчины Колмова монастыря сказано следующее: «Ильинский погост в Веницах деревни Колмовского монастыря Федоровские Остафьева Глуховаи дал им те деревни князь великий.Деревня у погоста на Ояти: Еремейко Митрофанов да сосед его Васко, да сын его Онфалко, да зять Ивашко. Сеют ржи полторы коробьи, сена косят 15 копен, обжа, а доходу две коробьи ржи, пол коробьи ячменю, боран, ковш масла, 10 денег, а ключнику четвертка ржи, да овчина. Деревня на Ояти: Давыдко Родионов да сын его Якушко. Деревня на низу: Якушко Степанов да сын его Наумко. Доходу не было жил по льготе. Деревня на Ояти Мелешко Сенкин да сосед его Ивашко. Деревня на Ояти Дорофейко Володин да брат его Павлик. Деревня на Ояти Михалко Исачков да брат его Павлик, Данилко Патрекеев. Деревня на Ояти у погоста на торжище: АфонаскоКошелов, Ефимко Волосов, да сын его Трофимко, да пасынок его Гридка, Труфаник Ивашков. Сеют ржи две коробьи, сена косят 15 копен, обжа с третью, а доходу две коробьи ржи, коробья ячмени, боран, ковш масла, 10 денег, ключнику четвертка ржи да овчина. Деревня на Ояти Нестерик Фомин, да его дети Фомка да Офонка Деревня на Ояти Онтипко Фомин да сын его Куземка, да сосед его Олексейко, да брат его Сенка да Фомка. Деревня на Ояти на горе: Данилко Першин. Деревня на той же горе Пуминик Гриднев. Деревня на той же горе, поставлена после письма, Микифор Андреев, да Сергейко. Деревня у погоста: Оверкийко Климов. Деревня у погоста Офонаско Сидоров да брат его Федько. Деревня на Ояти Якушко староста, да брат его Михалка, Ортемко. Деревня на Ояти вдова Орина да сын ее Федько. В обеих деревнях сеют ржи пол 3 коробей, сена косят 30 копен, в обеих 2 обжи, а доходу 20 белок. Деревня в Ланд - озере Харитонко да Федько». В писцовых книгах 1563г об этих деревнях сказано: «Монастырские земли в Ильинском Погосте в Веницах пречистые Колмова монастыря, что бывали Федоровская Остафьева сына Глухова и дал им те деревни Князь Великий (24 двора, 50 человек). Деревня у погоста на Ояти Еремеевская: Сенка Иванов да сын его Васко, Мишук Иванов да сын его Федько, Куземка Иванов да сын его Ивашка. Обжа. сеют в поле две коробьи, сена косят 15 копен. Деревня на Ояти – Давыдовская Игнашко Сенюков да брат его Игнашко. Деревня на низу Якушевская: Самук Лукин да сосед его Пинтеж Сидоров, да брат его Кирилко, две трети обжи, сеют в поле ржи коробью, сена косят 15 копен. Деревня на Ояти Мелешкинская Михалка Сенюков, Позднячко Кочаков. Деревня на Ояти Дорофеевская Онтипко Дорофеев да сосед его Гридка Яковлев, Лаврец Савин. Деревня на Ояти Михалевская Максимко Карпов да брат его Фомка. Деревня у Ояти, у погосте на Торжеце – Офоносовская: Степанко Васильев Назарко Захаров, Панкратко Никитин да племянник его Данилко Константинов сеют в поле две коробьи, сена косят 15копен. Деревня у погоста Офоносовская Костя Микифоров да сосед его Якуш, да брат его Гаврилка Олферов, да сосед его Юшко Олферов сеют в поле ржи коробью, две обжи. Сена косят 10 копен. Деревня у погоста – Оверкиевская Микулка Олферов. Деревня на Ояти Нестеровская: Олферко Онтипов да его дети Еремка, да Тараско, да Фалко да сосед его Микулка Федоров да дети его Савка да Матфейко сеют в поле две коробьи. Сена косят 15 копен. Деревня на Ояти Онтиповская Куземка Васильев да сын его Онашко, да сосед его Степанко Олферов. Деревня на Ояти на горе Даниловская: Окулко Еремеев да брат его Иванко. Деревня на той же горе: Пуминовская - Лаврок Сергеев. Деревня на той же горе Микифоровская Кирилко Федоров да сосед его Захарко Савин, Иванко Максимов. Деревня на Ояти Якушевская Осипко Иванов да сын его Левошко, Гришка Михеев. Деревня на Ояти Федьковская Федько Ортемов да сын его Позднячко, да сосед его Якуш Иванов да сын его Трофимко. Деревня была Ландо – озеро. Харитоновская и та деревня запустела и лесом заросла. Стала деревня на Лем Ручью на Ояти, пашут ее наездом».

В записях платежных книг Колмовского монастыря 1555г. можно увидеть размеры заселенной и обрабатываемой крестьянами земли: «Ильинский погост в Веницах на Ояти земли монастырские, 4 сохи без трети обжи и в тех живущих три сохи с третью, да две трети обжи. Взято за пятно и за душегубство, и за татбу с поличным, что сходило Оштинскому волостелю 10 алтын и две московки. А пусто по обыску треть сохи». В писцовых книгах 1583г.: « В Ильинском погосте в Веницах монастырские вотчины Колмова монастыря. Деревня у погоста на Ояти Еремеевская, а в ней двор монастырский, двор Гриша Худяков. Деревня на Ояти Нестеровская: двор Тараско Олферова, да два двора пусты. Деревня у погоста Оверкиевская, да к той же деревне припущена в пашню пустошь, что была деревня у погоста Офонасьевская, а в ней двор Фомка Карпов, да три двора пусты. Деревня на Ояти Якушевская да кто й же деревне припущена в пашню пустошь, что была деревней на Ояти Фетковской, а в ней двор Кирилко Сидоров, да четыре двора пусты. Пустошь на Ояти Давыдовская. Пустоши: на Низу Якушевская, на Ояти Мелешкинская, Дорофеевская, Михалевская, на Торшице у погоста Офоносовская, на Ояти Онтиповская, пустошь на горе Даниловская, пустошь Пуминовская да пустошь Микифоровская, пустошь, что была на Ланд Озере Харитоновская». В 1627г. земельные владения монастыря были подтверждены жалованной грамотой царя Михаила Федоровича. Из писцовых книг 1628-1629г.: «Деревня у погоста на реке Оять Еремеевская, а Яковлевская Глухово то ж, а в ней двор митрской. Д. на Ояти Нестеровская, Онтиповскаято ж. у погоста Оверкиевская, да кто же деревне припущена в пашню, другая деревня, что была пустошь у погоста Офанасьевская. Д. на Ояти Якушевская, а Сидоровская то ж. да к ней же припущена в пашню пустошь Фетковская.Пустошь на Ояти Давыдовская, а Коряковская то ж. Д. на низу Якушевская, а Решетникова то ж.д. Мележковская и Максимовская пуста. Д. на Ояти Дорофеевская, Казачевская тож. Д. на Ояти на Торжище у погоста Офоносовская, а Сысоевская тож. Пустошь на р.Ояти Онтиповская, а Кузьминская тож. Пустошь на горе Даниловская, а Ивановская тож. Пуст. Пименовская (Пуминовская) да Микифоровская на Лем ручью пуста. Харитоновская пуста. А всего Колмова монастыря 6 деревень живущих и с припускными деревнями, да 11 пустошей, что были деревни, а в них двор монастырский да 4 двора крестьянских живущих, а людей в них то ж. да 9 дворов крестьянских пусты». Переписчик отмечает, что по сравнению с 1616г., в 1617г. количество деревень и проживающих в них людей увеличилось. Это видно на следующем примере: если в 1616г. было 10 крестьянских дворов и косили 190 копен сена, то в 1628г. стало 18 дворов и уже косили 360 копен сена. Количество обрабатываемой земли также возросло. На монастырском дворе жили монастырские служки и детеныши, которые обрабатывали 1.5га земли. В переписной книге 1646г. в вотчине Колмова монастыря Винницкого погоста значилось 6 деревень: Еремеевская, Нестеровская на Ояти реке у погоста, Оверкиевская, Фомы Карпова тож, Дорофеевская, Сысоевская тож, что была пустошь на Ояти реке Михайловская. На Ояти ж, что была пустошь Онтипинская, Казачевская тож.
Грамотой царя Алексея Михайловича от 18 октября 1644 года часть земель вотчины Колмова монастыря была передана в государственную собственность. В 1646г. (154) воевода Оштинского стана Иев Нащокин в своей грамоте потребовал, чтобы староста Винницкого погоста Черкаско Федоров принял меры к возвращению из вотчины Колмова монастыря скрывающихся там государственных крестьян: Левки Иванова с детьми, Степашки Иванова Дружинина с братьями, Якушки Матвеева. Эти крестьяне самовольно ушли из своих деревень на монастырские земли. В 1649-1666гг. крестьян из этих деревень в пашенные солдаты не записывали. В 1645г. старостой Винницкого погоста Черкаской Федоровым была подана челобитная новгородскому митрополиту Аффонию Веницкого погоста о том, что Колмова монастыря крестьянин Ивашко Семенов подал челобитную Веницкого погоста на попа Ивана Викулова, обвиняя его в бесчинстве. В 1678г. в этой вотчине находилось 4 двора и 13 человек мужского пола.

Из донесения сборщика налогов Фетки Онтипова, которое он подал на имя олонецкого воеводы Ивана Панина в 1684г., известно следующее: «Велено мне Виницкого погоста Колмова Монастыря на крестьян доправить на прошлые годы за доимочный городовой лес 2 рубля 18 алтын 5 денег, а они крестьяне отказали и тех денег не платили». В 1685 году монастырские власти просили великих государей - Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича «велеть из писцовых книг, жалованных грамот на вотчины, дать нам богомольцам выпись по чем нам теми вотчинами владеть». Объясняется это тем, что монастырь был ограблен и сожжен «немецкими людьми». Монастырю была пожалована грамота «великих государей». В 1686 году обитель по причине скудности была приписана к Архиерейскому дому.

В 1712г. Петр Первый велел приписать к Новгородскому архиерейскому дому половину монастырских вотчин в Олонецком уезде. Скорее всего, в их число были включены и вотчины Колмова монастыря Винницкого погоста. Вероятно, на этих землях к этому времени уже не осталось деревень, в которых жили прежние монастырские крестьяне - они покинули эти места или были переселены. В 1764г. При Екатерине II эти земли от Архиерейского дома были отписаны государству.

В 1791г. на картах генерального межевания Лодейнопольского уезда появляются деревни с новыми названиями: Симановщина (Чистякова), Михалова (Яхновская), Красильникова (Гапаева), Еремеевская, Тугаринова (Харина), Осипова (Харина), Безносова (Флягина), Романовская (Флягина), Пуганда (Пуганд ручей). В них трудно узнать старые названия деревень. В настоящее время на месторасположение бывших поселений могут указывать дома, находящиеся вдоль ул. Заречная от д.51 и вниз по течению р.Оять. У меня долго не получалось найти связь между современными, дошедшими до нас названиями деревень, и теми что упоминались столетия назад. Кстати, это пока единственный случай, так как у остальных деревень Винницкого погоста довольно легко прослеживалась историческая связь. Но все же, через несколько лет, благодаря собранной информации удалось найти эту связь. Расскажу немногооб этом, так как данный случай наглядно демонстрирует, что исторические открытия местного масштаба зачастую происходят благодаря помощи местных жителей, которые искренне делятся своими воспоминаниями. Долго найти правильный ответ мешало то, что в писцовых книгах расположение некоторых деревень было указано «у погоста», то есть рядом с церковью. Но рядом с известной нам Ильинской церковью в Ильинском погосте в Веницах были дворцовые земли, на которых уже стояли другие деревни и поэтому монастырские поселения никак не могли находиться там же. Надо было искать документальное подтверждение тому, что существовал и другой погост. Подсказка нашлась в газете ОГВ № 6 за 1849г. В публикации был приведен коротенький текст (вероятно, даже не полностью сохранившийся) из писцовых книг 1628-1629гг., где сказано: «Винницкий погост вотчина Колмова монастыря Юрьевская, а в ней церковь». Эта короткая запись дает основание считать, что в вотчине Колмова монастыря была своя церковь, возможно, часовня, и, конечно же, это место переписчик называл погостом. Этот факт подтверждают следующие записи в книгах 1496г.: «Деревня у погоста на Ояти: Еремейко Митрофанов да сосед его Васко, да сын его Онфалко, да зять Ивашко». 1563г.: «Деревня у погоста на Ояти Еремеевская». 1583г.: «Деревня у погоста на Ояти Еремеевская, а в ней двор монастырский, двор Гриша Худяков». 1628г.: «Деревня у погоста на реке Оять Еремеевская, а Яковлевская Глухово то ж, а в ней двор митрской (монастырский)». 1646г.: «Деревня Еремеевская». 1873г.: в описаниях населенных мест сказано: «Д. Еремеевская или Харина 1 двор, 4 мужчины, 3 женщины». В 1907г.: «Д. Еремеевская или Бурчинова - 3 двора, 8 мужчин, 8 женщин, 3 лошади, 2 коровы». Здесь уместно добавить, что с 1563г. рядом с погостом стояла еще одна деревняОфоносовская, в которой жили Костя Микифоров и Данилко Константинов. Неслучайно появились фамилии Костяков, Еремин. Данные фамилии сохранились до нашего времени. Сохранившиеся деревни имеют общее название Некрасова (Харина) и входят в состав Винницкого поселения. Поэтому можно утверждать, что погост, о котором упоминается в прежних писцовых книгах, был именно на этом месте. Д. Некрасова указывает на месторасположение бывшего погоста. Приведу другой интересный факт, как одна фраза помогла найти местоположение следующей деревни. Несколько лет тому назад, когда я только начинал заниматься сбором краеведческого материала, во время разговора с моим односельчанином Василием Гапаевым, с его стороны прозвучало, что его предки жили в д. Гапаева Горка. В официальных источниках такого названия я не встречал, было лишь название д. Гапаева или Красильникова. Когда же начал серьезно заниматься темой вотчины Колмова монастыря, возникла необходимость связать название деревень дошедшие до нас, с теми названиями, которые упоминались 400 лет назад. На тот момент явной связи не просматривалось и зацепиться, казалось, было не за что. Вот тут и пригодилась когда-то услышанное название «горка». Дело в том, что при описании места, где находились деревни, переписчик указывал, что они находились «на горе», это и послужило связующим звеном в цепи истории существования деревни.

1496г.: «Деревня на Ояти на горе: Данилко Першин. Деревня на той же гореПуминик Гриднев. Деревня на той же горе, поставлена после письма, Микифор Андреев, да Сергейко». 1563г.: «Деревня на Ояти на горе Даниловская: Окулко Еремеев да брат его Иванко. Деревня на той же горе: Пуминовская - Лаврок Сергеев Деревня на той же горе Микифоровская Кирилко Федоров да сосед его Захарко Савин, Иванко Максимов». 1583г: «Пустошь на горе Даниловская, пустошь Пуминовская да пустошь Микифоровская». 1628г.: «Пустошь на горе Даниловская, а Ивановская тож». В 1790г: д. Красильникова. В 1873г.: д. Красильникова, Некрасова, Гапова или Харина -2 двора, 8 мужчин, 4 женщины. В 1907г.: д. Красильникова или Гапоева - 2 двора, 8 мужчин, 4 женщины. 2 лошади, 2 коровы.

В 2014г.: на этом месте растут деревья и кустарники.

Д. Красильникова- Гапоева. Деревню Яхновскую-Михалову было найти легко если знать, что крестильное имя Иаков приобрело удобную для произношения форму Яков. В XIII-XIV веках появились и многие обиходные формы этого имени, такие как Якушко, Якушка, Яхно. В 1496г.: «Деревня на Ояти Якушко староста, да брат его Михалка, Ортемко». 1563г.: «Деревня на Ояти Якушевская Осипко Иванов да сын его Левошко, Гришка Михеев». 1583г.: «Деревня на Ояти Якушевская да кто й же деревне припущена в пашню пустошь, что была деревней на Ояти Фетковской, а в ней двор Кирилко Сидоров, да четыре двора пусты». 1628г.: «Деревня на Ояти Якушевская, а Сидоровская то ж. да к ней же припущена в пашню пустошь Фетковская». В 1791г: на картах генерального межевания пояивлось название Яхнова – 1 двор, 2 мужчины, 3 женщины. В 1873г.: Яхновская (Михалева). В 1905г.: Яхновская (Михалева). В 1933г.: Яхновская. В 1971г.: деревня Яхновская была объединена с д. Грибановской и стала называться Грибановской.

В 2017г. деревня существует.

Д. Михалова (Яхновская). Слова используемые в тексте: Лем Ручей

Лем - это частая топооснова, в карельском означает "топь" и ряд близких по смыслу значений. В современном вепсском ее нет, но она широко распространена как на карельской, так и на вепсской территории. lemi — «топь, топкое место на болоте, трясина», людиковское lemi, lemu — «ил, трясина, мох в болоте». 1563г.: «Стала деревня на Лем Ручью на Ояти, пашут ее наездом». 1628г.: «Пименовская (Пуминовская) да Микифоровская на Лем ручью пуста».

Ланд – озеро Landso, от собств.- карел. «lantto» - «понижение, ложбина; низменный, низинный, низкий; мелкий, неглубокий» или от саам. «landtD» - «пруд» Соболев Антон. 1496г.: «Деревня в Ланд - озере Харитонко да Федько». 1563г. «Деревня была Ландо – озеро. Харитоновская и та деревня запустела и лесом заросла».

1583г.: «Пустошь, что была на Ланд Озере Харитоновская».

1628г.: «Харитоновская пуста».

 

Перелог - участок земли, бывший прежде под пашней и заросший сорной растительностью и молодым лесом - кратковременная залежь. Его оставляли без обработки на 8—15 лет для восстановления плодородия почвы. Затем перелог снова распахивали под посев зерновых хлебов. У Винницких крестьян основной культурой была озимая рожь. Земледелие в виде трёхполья и лесного перелога. 1 копна - равнялась 1/10 десятины (т.е. считали, что с десятины снимали, в среднем, 10 копен сена). Копны могли быть трех размеров: «мерные двухсаженные», «волоковые», «мелкие копны», или «малые волоковые копны», которые сметывались сразу после просушки сена, а затем свозились волоком в одно место для сметывания более крупных «мерных» копен. Г. В. Абрамович считает, что вес «мерной» копны равен 240 кг, или 15 пудам. «Волоковая копна», равнялась 2 /3 «мерной» и весила, следовательно, 10 пудов. «Малая волоковая копна» весила 5 пудов. Эти мелкие копны и служили писцам, для определения сенокосной площади в описываемом ими хозяйстве.

 

Детеныши монастырские - Монастыри издавна выступали в роли приютов для бездомных детей, которые эксплуатировались в хозяйстве. В основном это были дети крестьян. В 16 в. они составляли многочисленнуцю группу монастырских работников. В нее входили Д., выросшие в монастыре, наемные работники, поставленные в сходные с ними условия. Д. не имели своей пашни; большинство их пахало землю монастыря, другие занимались ремеслами, получая жалованье.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: