О развивающих упражнениях




Упражнения для занятий с детьми в возрасте от одного дня разработаны давно и названы «динамическим тренингом новорожденных»; часть этих упражнений выделяют иногда в отдельный свод с экзотическим названием «беби-йога». Можно приводить в книгах чертежи и рекомендации по их применению, но я изберу другой путь.

 

Я предлагаю интересующимся этим вопросом родителям разработать такой комплекс самостоятельно. В принципе это вполне по силам любому молодому человеку с независимым мышлением. Основа — максимально разнообразная, интенсивная и динамичная нагрузка на вестибулярный и опорно-двигательный аппараты. А дальше — не бойтесь, что что-нибудь оторвете своему чаду, и освободите свою фантазию. Творите на ходу, и у вас получится. Я вообще сомневаюсь, что человек с нормальной психикой может причинить физическое увечье своему ребенку. Поэтому не бойтесь экспериментировать, пробовать новые варианты. Те упражнения, что сами собой запомнились, вполне можно считать прошедшими отбор.

 

Расскажу историю из жизни.

 

В начале девяностых сознательное, или, как его еще называли, осознанное, родительство было весьма популярно. Нас, в то время группу молодых энтузиастов, достаточно часто показывали по Ленинградскому и Российскому телевидению. Занятия с беременными, прямо скажем, показывать неинтересно, а вот водный, и в особенности динамический, тренинг — это кадры что надо.

Так вот, один из моих одноклассников, Паша Филин, ставший недавно молодым отцом, увидел небольшой отрывок одной из передач телеканала РТР с моим участием. Узнав от тех, кто смотрел всю передачу, что подобные упражнения укрепляют здоровье ребенка и ускоряют его развитие во всех направлениях, он сам придумал комплекс для своего сына. Через полгода Паша с упоением демонстрировал его мне, когда я приехал погостить к матери в Рязань, где проучился 10 лет в школе № 53. Это были упражнения, очень похожие на те, что давали и мы тем родителям, которые, родив дома, хотели сохранить здоровье ребенка и не хотели «работать на аптеку». Юный Пал Палыч был рожден в родильном доме, но выглядел великолепно и выгодно отличался от сверстников отсутствием лишнего веса и наличием осмысленного взгляда и приличной мускулатуры. Я бы сказал, что он ничем не отличался от «домашних» детей.

 

Для всех остальных, не желающих брать ответственность на себя, существуют инструкторы, специально обученные для этого. В частности, духовные акушеры на практических занятиях получают исчерпывающий набор знаний и навыков по этому вопросу. А вот описывать конкретные упражнения в книге, даже если есть картинки, по моему глубокому убеждению, неправильно. Мало ли кто и как все это воспримет. Можно нанести вред. Единственный вариант — это описания и зарисовки, которые делают сами родители во время обучения их инструктором, или духовным акушером. Некоторые ленивые даже записывают упражнения на видео.

 

О развитии

Каждого родителя после щадящих родов и сохранения здоровья ребенка, естественно, беспокоит, как развивается маленький человек: правильно или нет, быстро или медленно, отстает от сверстников или опережает их.

 

Самое насущное в первый год жизни — физическое развитие.

 

Под физическим развитием мы привыкли понимать развитие скелета и мускулатуры. Я бы так не сужал тему. Сюда же легко можно отнести и развитие нервной системы, других систем организма, короче говоря, под физическим развитием нужно понимать развитие всех физических тел, в том числе и тел тонких.

 

Немного отвлекусь, для того чтобы объяснить таем читателям, которые не попадут по разным причинам на практические занятия, что имеется в виду под тонкими телами.

 

Теперь, наверное, уже не осталось в нашей стране людей, незнакомых с терминами «ментальный план», «ментальное тело», «астральное тело» и тому подобными. Каждый, конечно же, считает, что кое-что в этом понимает и разбирается. Каждый второй будет спорить с вами до хрипоты, доказывая вам, что именно его понимание наиболее верное.

 

Сразу разочарую всех. Хорошо в этом вопросе разбираются единицы на планете. И вы, уж поверьте мне, не из их числа… И ты тоже.

 

В общем-то, не станете вы в этом разбираться лучше и прочтя эту книгу. И слава богу! Но кое-какие пояснения все же необходимы. Так вот, то тело, которое мы привыкли щупать и гладить, брить и мыть, называют «физическое тело», или «физический двойник», или «тело ощущения». Проще не бывает. Вдумайтесь, что вам подсказывает, что то, что вы ощущаете своим телом, действительно им является и что то, что вы ощущаете, является именно вашим телом? Догадались? Правильно, ощущения. Это тело мы условно назовем «плотным», хотя это всего лишь частное мнение. Для тех существ, которые проходят сквозь наше «плотное» тело беспрепятственно, оно вовсе даже и бесплотное.

 

Остальные тела автоматически попадают в разряд условно «тонких», то есть бесплотных. Эти тела известны под именами «эфирное», «астральное» и «ментальное». В действительности по-русски можно обозвать телами желания, эмоций и мышления. Конечно же, такие названия менее привычны, зато более просты для понимания большинством, а главное, снимают завесу таинственности с обсуждаемого предмета. Именно развитием этих тел и обусловлены наши возможности проявить себя в этом мире как деятельную, реально существующую единицу. А вот насколько это проявление возможно, зависит от степени развития.

 

У медиков все просто. Понаблюдали, посчитали, выяснили и решили, что уже все знают. «Назначены» конкретные сроки, когда и как ребенок начинает видеть и слышать, когда следить за предметами, когда фиксировать взгляд, а значит, и внимание, когда ползать, а когда улыбаться, то есть эмоционально реагировать на внешние раздражители.

 

Повторять этот бред не имеет смысла — прочитаете в любой книжке для начинающих родителей. На мой взгляд, это не так уж важно, поскольку написано это для тех, кому знать хочется, а понаблюдать лень.

 

Я просто частично изложу свои собственные наблюдения за этими процессами.

 

Итак, новорожденный появился на свет.

 

Первые несколько часов после родов ребенок видит все, как и мы с вами. Это происходит потому, что видит он не через глаза, а всем телом. Слышали о кожном зрении? У новорожденных как раз такое. Эта способность быстро угасает, поскольку является атрибутом внутриутробной жизни, но по идее этого должно хватить, для того чтобы запечатлеть образ матери и места рождения, чтобы потом не перепутать. Смекаете, что запечатлеет ребенок после родов в родильном доме? И еще вопрос на засыпку: не было ли у вас мимолетного сомнения насчет того, является ли ваша мать в действительности вашей матерью? Поверьте на слово, очень многие мучаются этим вопросом.

 

На вторые сутки после рождения ребенок пытается смотреть через глаза, и в принципе суток должно хватить на освоение этого нового инструмента в первом приближении. После роддомовских родов оглушенность начинает проходить лишь на третью неделю. Поэтому и зрение так долго не дает себя знать в полной мере.

Вообще об этой пресловутой оглушенности следует поговорить отдельно. Есть такое понятие у психиатров — реактивный психоз. Это состояние, возникающее у нормальных и психически здоровых людей как реакция на очень тяжелое в психологическом плане событие. Выглядит это так: все реакции и рефлексы заторможены, адекватное восприятие раздражителей отсутствует, могут даже понизиться зрение и слух, также отмечается определенная «эмоциональная тупость» и общее оцепенение. Это очень похоже на состояние младенца после родов. В бытность свою курсантом ВМА имени Кирова, я все свое свободное время посвящал дежурствам в родильных домах, так что опыт наблюдений в этом плане солидный.

 

Наблюдая за детьми, родившимися вне больничных стен, я не мог не заметить, что практически все перечисленные выше «медицинские» сроки обусловлены именно тяжестью родового стресса. Дело в том, что о развитии речь пока не идет. Способности, появляющиеся у новорожденных в первые месяцы жизни, развивались еще во время внутриутробного существования. А скорость их появления обусловлена скоростью воссоединения тонких тел ребенка, «разлетевшихся» в результате родовой травмы. Если травма невелика или отсутствует, ребенок с первого дня видит вполне сносно, понимает, что видит, живо на это реагирует и при этом страшно возмущен саботажем со стороны тела, которое никак не хочет начинать слушаться. Улыбаться он начинает сразу, ползать на животе назад — день на седьмой, а вперед — к концу первого месяца, переворачиваться на спинку — на второй неделе а обратно — на пару недель позже. Ко второму месяцу такой ребенок вполне сносно стоит на четвереньках, а к четвертому начинает ползать или бегать на ладошках и ступнях, это уж от темперамента зависит.

 

Все эти достижения появляются не сами. В периоды бодрствования, когда младенец не занят едой, он находится в постоянном движении. Причем со стороны это похоже на то, как бы себя вел взрослый человек, пытаясь вновь заставить слушаться свое тело после выхода из комы или подобного состояния, нарушающего двигательные связи. Движения повторяются до момента достижения цели, после этого начинается освоение нового движения. Неудачи огорчают, но не надолго, и занятие продолжается. Цель их как можно скорее наладить связи тонких тел с «физическим двойником». Конечно, динамические упражнения ускоряют этот процесс и делают его более успешным, но, по моим наблюдениям, для домашних детей это ускорение несущественно. А вот для ребенка, рожденного в родильном доме, это шанс к окончанию первого года жизни догнать своих более удачливых сверстников.

 

По сути дела, весь первый год своей жизни человек посвящает не развитию, а восстановлению утраченных навыков и адаптации к новым условиям существования. В определенной степени это удается практически всем детям, поэтому к первому дню рождения видимые различия между «свободно рожденными» и «больничными» практически стираются. В дальнейшем они будут появляться лишь в экстремальных условиях.

 

Интеллектуальное развитие идет следом за физическим. Это и понятно. Если не умеешь ходить, то зачем знать, куда нельзя ходить, а куда можно? А поскольку необходимость развивать способности к рациональному мышлению нарастает в зависимости от расширения возможностей перемещаться в пространстве, то и «завязано» оно на вестибулярный аппарат.

 

Желающим стимулировать развитие умственных способностей у своего ребенка могу посоветовать приобрести разнообразные качели-карусели или просто «крутить» свое дитя под руководством инструктора по динамическому тренингу.

 

Чтобы как-то закончить разговор о развитии, подытожу. Необходимое для выживания и продолжения жизни развитие обусловлено огромным количеством факторов, большинство из которых заложено изначально в структуре первичной психической матрицы. Все, что мы можем сделать для развития наших детей, — это не мешать ему, вовремя снабжая их для этого достоверной информацией об окружающем мире. Родовые травмы, прививки, стрессы и ограничители движения — все это и многое другое заставляет развитие остановиться до момента преодоления или устранения этих препятствий. Все бы ничего, но вот беда: потенциал развития самый высокий в первые минуты и часы нашей жизни. Потом этот поток начинает угасать. График угасания потенциала развития — гипербола. Следовательно, задержка развития в первые дни жизни может быть компенсирована интенсивным развитием в течение всего первого года. Если потерян первый месяц, то к семи годам титаническими усилиями можно это отставание ликвидировать. Если потеряно для развития три месяца, потеряно все. Вы можете быть со мной не согласны. А можете поверить мне на слово и хотя бы попытаться обеспечить своему ребенку условия для нормального развития.

 

Глава пятая.

Первый год жизни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: