ПРИНЦИПЫОБУЧЕНИЯ
Дидактика стремиться открыть объективные законы, которые отражают существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Существуют единые нормы, указания по осуществлению обучения. Практические указания закреплены в принципах и правилах их реализации. Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им.
История дидактики характеризуется стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те требования, соблюдая которые, учителя могли бы достигать высоких результатов.
По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими. Разработкой системы дидактических принципов занимались педагоги: Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д.Ушинским:
· обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным;
· обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
· порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении. Школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
· обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, активность, инициативу;
· обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
|
· преподавание предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.
Количество и формулировки принципов обучения изменялись с течением времени и требований к образованию. В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают общественные потребности. Работа над ними продолжается и сегодня. М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин предпринимают попытки вывести единые принципы, отражающие закономерности обучения и воспитания.
В качестве основополагающих, общепризнанных принципов можно выделить следующие:
· сознательности и активности,
· наглядности,
· систематичности и последовательности,
· прочности,
· научности,
· доступности,
· связи теории с практикой,
· индивидуального подхода.
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система. Знание принципов дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.
Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
|
Принцип гуманизма
Это принцип социальной защиты растущего человека, принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда п.п. строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
Гуманизм — это признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, признающего ценность человека как личности (индивида), уважающего его достоинство, стремящегося к его благу как цели своего развития.
Принцип сознательности и активности
Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.
Принцип наглядности
Пользуясь наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.
|
Принцип систематичности и последовательности
Принцип придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.
Принцип прочности
Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
Принцип доступности
Принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.
Принцип научности
Принцип заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся.