Виды субъектов правоотношения




 

Современная юридическая литература выделяет следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные[20].

К индивидуальным относятся:

1. граждане Республики Беларусь;

2. иностранные граждане; [21]

3. лица без гражданства (апатриды);

Все физические лица обладают одинаковой правосубъектностью в смысле условий ее возникновения и способности осуществлять субъективные права и обязанности. Но это не значит, что различные категории физических лиц обладают одинаковым правовым статусом. Так, иностранные граждане и лица без гражданства во всех странах в разной степени обладают правосубъектностью, но вместе с тем ограничиваются в некоторых правах: иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах. Не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют всеобщей воинской обязанности и т.п.. В остальном, им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Вместе с тем Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» от 3 июня 1993 г., различает постоянно и временно проживающих на нашей территории иностранцев и лиц без гражданства. Правовой статус их различен.

Так, в ст. 10. обозначенного Закона постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы, занимающиеся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение.

Социально-экономические права для иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяются законами и международными договорами Республики Беларусь.

В ст.11 обозначенного Закона, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь предоставляется право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Для временно проживающих на территории Республики Беларусь, право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью – предоставляется только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

В ст.13 постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранцам предоставляется право пользоваться правами в области охраны здоровья наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцам, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, медицинская помощь оказывается на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.

Согласно ст.14 постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, или на основании договоров об обучении, заключенных с учреждениями образования или научными организациями Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Коллективные субъекты правоотношений имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

1. Республика Беларусь, как государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — с субъектами федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т. п.).

2. Иностранные государства.

3. Административно-территориальные единицы.

4. Органы местного управления и самоуправления.

5. Государственные органы и учреждения.

6. Юридические лица, включая иностранные и международные.

7. Хозяйственные группы, в том числе финансово-промышленные.

8. Организации не являющиеся юридическими лицами.

9. Общественные объединения. [22]

Государство в целом выступает в качестве субъекта международных, конституционных, финансовых, имущественных правоотношений. Речь идет об отношениях, основанных на международных договорах, в том числе связанных с формированием и функционированием федеративных, конфедеративных и иных государственных образований, на законодательстве о проведении выборов государственных органов и референдумов, о выпуске государственных займов, организации денежно-вещевых лотерей, о праве собственности на предусмотренные законом объекты, на бесхозное имущество, на клады и т.д.

Государственные организации как субъекты права подразделяются на две основные группы. Первая группа - это органы государства, выполняющие властные функции законотворчества, управления, правосудия, контроля и надзора. Такого рода функции предопределяют их специальную правосубъектность и соответствующий правовой статус. Органы государства как субъекты права являются участниками конституционных, административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных и иных правоотношений. Только прямо указанные в законе властные права и обязанности составляют их правовые статусы. Выход государственных органов при осуществлении ими своих функций за пределы соответствующих правовых статусов неправомерен. Должностные лица органов управления, депутаты законодательных органов, судьи также обладают определенными правовыми статусами и реализуют свою правосубъектность только в их пределах.

Вторая группа государственных организаций - это предприятия и учреждения, занимающиеся хозяйственной, финансовой, социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, финансовые, торговые, а также другие организации, объединения) строят свою деятельность на основе самоокупаемости и являются субъектами имущественных, финансовых, трудовых правоотношений. Учреждения (школы, институты, больницы, санатории, театры, музеи и т.п.) финансируются в основном из бюджета, чем и обусловлена специфика имущественных, финансовых, трудовых и иных правоотношений, в которые они вступают.

Субъектами права являются и общественные организации, т.е. различные общественные формирования - общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, другие органы общественности. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, которые они создают на основе общности интересов для совместной реализации экономических, политических, социальных, профессиональных и иных прав и свобод. Порядок образования и деятельности общественных объединений, их права и обязанности определяются специальными законами, в том числе законами о политических партиях, профессиональных союзах, религиозных организациях. Общественные объединения подлежат государственной регистрации. За соответствием их деятельности действующему законодательству осуществляется государственный контроль. Общественные объединения, их должностные лица и отдельные члены за нарушение законодательства несут юридическую ответственность в соответствии с законом.

Органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, уличные, поселковые, сельские комитеты и др.), органы общественной самодеятельности (товарищеские суды, добровольные народные дружины, общественные инспекции, группы контроля и т.п.) также действуют в пределах, установленных законодательством и, следовательно, в форме правоотношений.

Социальные общности (народ, нация, профессиональная группа, трудовой коллектив) являются субъектами правоотношений в особо предусмотренных законодательством случаях. Народ, нация реализуют свои права, в частности, путем выборов представительных органов, всенародного голосования (референдума). Профессиональные группы, трудовые коллективы участвуют в правоотношениях, связанных с обеспечением их социальных и трудовых прав, определяемых как соответствующим законодательством, так и нормативными соглашениями.

Государственные и общественные организации, организации физических лиц могут выступать в качестве особых субъектов права - юридических лиц. О возможности участия данных лиц в качестве субъектов правоотношений, указывалось ещё в дореволюционных произведениях учёных-правоведов. Так, Коркунов по этому поводу говорил следующее: «...Субъектами права могут быть признаны соединения людей, как, например, корпорации, ученые и благотворительные общества; наконец, субъектами права могут быть и создаваемые человеком идеальные лица, предназначенные служить каким-либо общественным целям, — учреждения. Возможность существования идеальных субъектов права обусловлена самой природой правоотношений. Юридические отношения есть вообще идеальные отношения между лицами. Право собственности, например, не есть физическое взаимодействие между лицом и вещью; оттого, что я стал собственником какой-либо вещи, в ней не произойдет никаких физических и химических изменений. И, наконец, могу быть собственником вещи, которой я никогда не видел и не осязал, с которой я никогда не приходил в физическое соприкосновение. Право собственности представляет мыслимое, идеальное отношение между мной и прочими лицами, которые должны уважать мое право. То же самое следует сказать и обо всех вообще правоотношениях. Все правоотношения есть идеальные, мыслимые отношения, а не физические: вот почему и субъектами правоотношений могут быть лица идеальные, мыслимые, которых нельзя видеть или осязать. Рядом с индивидуальными, физическими лицами существуют и лица собирательные, которых принято называть лицами юридическими...»[23]. Учёный-правовед Петражицкий, выражая своё мнение по данному вопросу, аналогично подчёркивал положительные стороны подобного признания: «...Нетрудно убедиться в полезности и необходимости существования коллективных лиц. Кроме потребностей, которые могут быть удовлетворены одинокими усилиями отдельных людей, существует много потребностей, личных и общественных, которые могут быть удовлетворены только путем кооперации, соединенными усилиями нескольких или многих лиц.

И вот для осуществления таких целей, превышающих силы отдельных индивидуумов, люди соединяются в союзы, образуют государства, создают акционерные компании, вообще коллективные и искусственные лица, предназначенные служить общим целям. Эти лица наделяются правами, без которых они не могут осуществлять свои цели, и потому приобретают значение юридических лиц...»[24].

На данном этапе законодателем признаки юридического лица сформулированы в статье 48 Гражданского кодекса. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Следует иметь в виду, что не всякий коллектив людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья или, скажем, учебные группы, курсы, кафедры, производственные бригады и другие общности не обладают этим качеством. Субъектами права являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией.

Правосубъектность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, которая производится в порядке, определяемом законодательством. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Ликвидация юридического лица производится в строгом соответствии с законом и считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 44-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Возможность выступления различных организаций в качестве юридических лиц, т.е. субъектов гражданско-правовых, имущественных правоотношений в условиях формирования цивилизованного рынка приобретает особое значение и предполагает необходимость постоянного совершенствования их правового статуса.

Таким образом, нами рассмотрены все вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.

 

заключение

 

Отметим, что в работе были освещены вопросы, связанные с определением субъектов правоотношения, их юридических свойств (качеств). Цель данной работы обозначенная, как получение четких представлений о процессе становления понятия «субъект правоотношений», его видов и юридических свойств в большей мере достигнута. Выполнение основных задач работы, позволило нам сформировать понятийную базу, навыки определения субъектов правоотношения, их прав и обязанностей. Позволило произвести отграничение таких понятий как правоспособность и дееспособность, осветить наиболее существенные их черты.

 

1. список использованных источников

 

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.- Мн.: «Амалфея», 2001.-562с

2. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» от 3 июня 1993г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 г. № 41-3)

3. Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» от 19 июля 2000г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 11.12.2005г. № 68-3)

4. Уголовный кодекс Республики Беларусь.- Мн.: «Амалфея», 2004. – 304с.

5. История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. –736 с.

6. История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 344 с.

7. Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В.Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. — 426 с.

8. Общая теория государства и права: Учебное пособие/Под ред. В.А. Кучинского. – Мн. Амалфея, 2002. -656 с.

9. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Венгеров А.Б.– 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с.

10. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие./ Комаров С. А., Малько А. В. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1999. — 448 с.

11. Теория государства и права: Хрестоматия / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – Т.2. –472 с.

12. Теория государства и права: Учебник для вузов / Лазарев В. В., Липень С. В.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. –511 с.

13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. — 672 с.

14. Теория государства и права: Учебник для вузов / Корельский В.М., Перевалов В.Д. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1999. — 570с.

15. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юрид. лит. 1984. – 472 с.

 

 


[1] История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С.126.

[2] История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. –С.327.

[3] Даже в начале XX века, ряд учёных, в том числе русских (Петражицкий Л.И.), допускали мысль, что в качестве участников правовых отношений могут выступать животные, например лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. На данный момент подобная полемика исключается, наличием правовых норм определяющих понятие субъекта права (см. ниже).– прим. автора.

[4] На данном этапе, по мнению многих ученых, эмбрион-зародыш, является субъектом не только наследственных но и иных правоотношений, в том числе связанных с обеспечением жизни (концепции, основанные на естественно-правовых идеях). – прим. автора.

[5] Теория государства и права: Хрестоматия / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – Т.2. – С.266

[6] См. там же.

[7] Например, признание в установленном порядке безвестно отсутствующего в течение определенного срока лица - умершим. – прим. автора

[8] Теория государства и права: Хрестоматия / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – Т.2. – С.267.

[9] Теория государства и права. Учебно-методическое пособие../ Комаров С. А., Малько А. В. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1999. — С.336.

[10] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. — С.481.

[11] Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В.Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. — С. 186.

[12] Теория государства и права: Учебник для вузов /Лазарев В. В., Липень С. В.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. – С.334.

[13] См. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. /Венгеров А.Б.– 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 1999. – С.402.

[14] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юрид. лит. 1984. – С.235.

[15] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. — С. 483.

[16] Теория государства и права: Хрестоматия / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – Т.2. – С.268.

[17] См. ст.16-28 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

[18] См. там же.

[19] См. ст.27-28 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

[20] Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. — С.485.

[21] Лица с двойным гражданством (бипатриды), согласно ст.1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства от 3 июня 1993 г., признаются гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь. – прим. автора.

[22] См. ст. 2 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» от 19 июля 2000 г.

[23] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. — С.486.

[24] Теория государства и права: Хрестоматия / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – Т.2. – С.268.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: