Методика выполнения работы. 1 Вывести на экран дисплея изображения прямоугольных геометрических моделей




 

1 Вывести на экран дисплея изображения прямоугольных геометрических моделей (приложение А). Выбрать масштаб изображения таким, чтобы видеть все прямоугольники. Допускается изменять взаимное положение прямоугольников на экране по усмотрению эксперта.

2 Оценить гармоническое совершенство пропорции (эстетическое воздействие, предпочтение пропорции) каждой модели методом ранжирования. Записать ранги прямоугольников в соответствующие столбцы первой строки таблицы 3.1. Эквивалентным (неразличимым по эстетическому воздействию), по мнению эксперта, пропорциям присвоить связанные ранги.

 

Таблица 3.1 — Результаты ранжирования прямоугольников по эстетическому воздействию пропорции

Фамилии экспертов, порядковые номера экспертов, i Номера прямоугольников, j
           
Ранги прямоугольников, rij
             
             
           
m            
Суммы рангов, rj = , j =1, 2, …, 6            
Средние ранги, = rj / m            

 

3 Обменяться результатами ранжирования с другими экспертами. Записать ранжировки экспертов в соответствующие столбцы строк «2», «3» и т. д. таблицы 3.1.

4 Сравнить попарно прямоугольники по критерию гармонического совершенства (эстетического воздействия, предпочтения) пропорции и оценить числами по варианту 1 шкалы порядка для парного сравнения (см. таблицу 2.4) в таблице 3.2. Каждый прямоугольник сравнивать со всеми остальными прямоугольниками и таблицу 3.2 заполнять построчно.

 

Таблица 3.2 — Результаты попарного сравнения прямоугольников по эстетическому воздействию пропорции экспертом (указать фамилию и инициалы эксперта)

Порядковый номер прямоугольника Порядковый номер прямоугольника
           
Числовые оценки, rij
             
             
             
             
             
             

 

Например, прямоугольник № 1 сравнить с прямоугольником № 2, затем с прямоугольником № 3 и так далее, заполняя каждый раз соответствующую ячейку первой строки таблицы 3.2. Затем сравнивать последовательно прямоугольник № 2 с прямоугольниками № 1, № 3 и так далее, заполняя каждый раз соответствующую ячейку второй строки таблицы 3.2. Аналогично заполняются ячейки остальных строк таблицы 3.2. В ячейках по диагонали из верхнего левого в правый нижний угол таблицы 3.2 указываются числовые оценки «0», соответствующие эквивалентным объектам.

5 Проверить, что в таблице 3.2 оценки в ячейках выше диагонали из левого верхнего угла в правый нижний угол не противоречат оценкам в ячейках ниже диагонали из левого верхнего угла в правый нижний угол. В противном случае повторить сравнение соответствующих прямоугольников и исправить оценки.

6 Экспортировать таблицу 3.1 с ранжировками в Excel, вычислить суммы рангов и средние ранги.

7 Вычислить коэффициент пропорции модели с минимальным средним рангом (наиболее гармонически совершенной пропорции по групповому мнению экспертов).

8 По значению вычисленного коэффициента пропорции определить в таблице 1.1 обозначение пропорции гармонически совершенной модели.

9 По результатам групповой оценки пропорций рекомендовать конструктору приборов наиболее гармонически совершенную пропорцию передней панели приборов.

10 Вычислить пропорции ковчега (см. эпиграф к лабораторной работе) и, основываясь на результатах проведённого экспертного исследования, предложить объяснение выбора таких пропорций.

11 Применить методику экспертного оценивания гармонического совершенства пропорций для обоснования выбора высоты каблука женских туфель.

Содержание отчета:

титульный лист;

краткое описание методики выполнения работы;

заполненные таблицы 3.1 и 3.2;

результаты обработки экспертных ранжировок в Excel с комментариями программы;

выводы по работе.

Выводы по работе должны содержать:

1) анализ достоинств и недостатков экспертных методов вообще и метода экспертного ранжирования и парного сравнения в частности;

2) предложения и примеры применения экспертных методов в медицине вообще и в медицинской диагностике в частности;

3) обоснование достоверности (безошибочности) экспертной оценки гармонического совершенства пропорций;

4) предложения по применению результатов экспертного анализа гармонического совершенства пропорций.

Отчёт в электронном виде представить преподавателю на очередной лабораторной работе, ответить на контрольные вопросы.

 

контрольные вопросы и задания

 

1 Дать классификацию методов сравнения.

2 Пояснить метод ранжирования.

3 В какой шкале проводится ранжирование объектов?

4 Что такое связанные ранги?

5 Пояснить матрицу рангов.

6 Пояснить метод парных сравнений.

7 Привести пример шкалы порядка для парных сравнений.

8 Пояснить метод непосредственного оценивания.

9 По какой шкале осуществляется непосредственное оценивание?

10 Пояснить метод последовательного сравнения.

11 Показать схемой алгоритм последовательного сравнения.

12 Привести пример матрицы парных сравнений.

13 Написать и пояснить формулу оценки математического ожидания случайной величины.

14 Написать и пояснить формулу коэффициента относительной важности объектов.

15 Показать схемой признаки и возможности обработки парных сравнений.

16 Дать определение корреляции.

17 Написать и пояснить формулу коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

18 Написать и пояснить формулу коэффициента ранговой корреляции Кендалла.

19 Представить графическое пояснение ранговой корреляции.

 

Профессор В. П. Фандеев

 


 

Приложение А

Объекты для экспертного оценивания

(прямоугольные геометрические модели передних панелей приборов)

 

                     
     
 
     
 
 
   
 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: