На рубеже XIX-XX веков выявился целый ряд проблем и противоречий в обучении и воспитании войск русской армии. Появление новой военной техники, введение всеобщей воинской повинности, сокращение срока службы подняли вопрос об уровне грамотности в русской армии. Передовые военные руководители хорошо понимали, что только грамотная армия может основательно и серьёзно овладеть новыми приёмами обучения. Значительно возросла в этой связи роль офицера.
Ряд талантливых педагогов старой армии, в том числе генерал от кавалерии Алексей Алексеевич Брусилов (1853—1926), генерал-лейтенант Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич (1870—1956), генерал-лейтенант Дмитрий Павлович Парский (1866—1921), полковник генерального штаба Пехливанов, не только перешли на службу в Красную Армию, но и внесли свой вклад в развитие военной педагогической мысли. Они стали основателями советской военно-педагогической школы.
Генерал-лейтенант Дмитрий Павлович Парский в 1893 г. окончил академию Генерального штаба, в Первую мировую войну командовал армией. Он добровольно в 1918 г. вступил в ряды Красной Армии — Руководил Нарвским оборонительным районом, позже был командующим Северным фронтом. В декабре 1921 г. умер от тифа. Еще в 1908 г. Д.П. Парский издал теоретический труд «Что нужно нашей армии?». В нем он помимо других идей выдвинул 14 направлений реформирования армии.
Наиболее важными среди них он считал:
- нравственное возрождение армии, стремление к возможной справедливости и к уничтожению произвола; меры к поднятию воинского духа;
- более прочную постановку воспитания офицера и солдата;
- поднятие их образовательного уровня;
- утверждение в армии дисциплины, чувства долга и патриотизма в лучшем значении этих слов.
Приступить к реализации этих замыслов ему удалось только на службе в Красной Армии.
Особое место в истории развития советской военной педагогики занимает Алексей Алексеевич Брусилов. Это был непререкаемый авторитет в армейской среде, среди командного состава. Он учил офицеров при любых обстоятельствах не скрывать правды.
Брусилов отмечал, что офицер должен быть отважен, но отвага эта состоит не только в его личной храбрости: нерешительность, пассивность подчиненных в боевой обстановке, считал он, означают отсутствие у офицера командирской отваги, как бы храбр он лично ни был.
Брусилов считал необходимым воспитывать у офицеров:
- наступательный дух;
- активность;
- частный почин;
- умение быстро оценивать обстановку;
- умение принять решение и провести его в жизнь, ломая все преграды.
Генерал-лейтенант М.Д. Бонч-Бруевич, окончив академию Генерального штаба, был оставлен в ней на преподавательской работе. Вместе с генералом М.И. Драгомировым разрабатывал Устав русской армии 1900 г. Во время Первой мировой войны был начальником штаба и главнокомандующим Северным фронтом. С ноября 1917 г. был участником строительства Красной Армии. Занимал в ней ряд высоких должностей, внес огромный личный вклад в защиту Петрограда в 1918 г. от германских войск.
Сохранилось несколько научных статей, в которых Михаил Дмитриевич излагал свои взгляды на вопросы воспитания военнослужащих, особенно офицеров.
По его мнению, необходимо подготовить офицера:
- к боевому делу в соответствии с природой современного боя, дабы офицер на войне оказался толковым и полезным начальником»;
- и «в военно-педагогическом отношении, дабы он мог выработаться в умелого воспитателя и учителя солдата».
Военный педагог отмечал, что офицер лишь тогда станет хорошим воспитателем солдат, если у него самого будут достойные командиры-воспитатели.
К числу первых военных педагогов Красной Армии следует отнести бывшего полковника Генерального штаба болгарина Йордана Пехливанова, руководившего в начале 1918 г. красногвардейскими Псковскими отрядами, отличившимися в боях против кайзеровских войск. Именно тогда, в феврале 1918 г., Й. Пехливанов написал свои педагогические заметки, в которых обосновал необходимость идейной убежденности воинов, воспитания в них сознательного отношения к выполнению воинского долга.
"...Делавшееся прежде годами теперь нужно поспевать делать месяцами, иногда днями", - констатировал генерал М.И. Драгомиров. - "если офицер не сделает, то и никто не сделает". На плечи офицерского состава легла тяжелейшая ноша. С одной стороны, задачи общеобразовательного, общекультурного характера, с другой - задачи повышения качества боевой подготовки войск.
Надо заметить, что в реализации офицерским корпусом этой сложной программы отчётливо обозначились две тенденции.
Первая из них, исторически традиционная для русской армии, заключалась в исключительном самопожертвовании, когда все силы отдавались благородному делу воспитания и обучения, когда именно офицеры своим самоотверженным трудом превращали армию в школу нации, в школу грамотности, возвращая из своих рядов в общество грамотных, образованных граждан, наделённых такими высокими понятиями, как честь и достоинство, дух воинского товарищества и уважения друг к другу. "Побольше сердца, господа, в отношениях, особенно к молодому солдату, если хотите, чтобы и его сердце открылось вам навстречу. В бою ведь на одной казёнщине далеко не уедете. Кто не бережет солдата, не достоин чести им командовать", - говорилось в одном из приказов командующего Киевским военным округом.
Противоположной тенденцией, обозначившейся в среде офицеров в этот период, было проявление невежества, косности, духа казёнщины в вопросах обучения и воспитания войск. Многие передовые офицеры и генералы отмечали эти негативные процессы и пытались разобраться в них. "С течением времени формирование офицерского корпуса всё более затрудняется", - доносил военный министр Куропаткин. - "С открытием большого числа новых путей для деятельности лиц энергичных, образованных и знающих, в армию наряду с людьми, имеющими призвание к военной службе, идут также неудачники, которым не повезло на других дорогах, люди, не имевшие возможность окончить даже 6 классов гимназического курса".
Здесь надо заметить, что изменение системы военного образования после проведения военных реформ, с одной стороны, сделало поступление в офицерский корпус более доступным для разных слоев общества, с другой стороны, привнесло в офицерскую среду многие болезненные проблемы, характерные для развития русского общества на данном этапе. "Пехотные и кавалерийские полки получают офицеров преимущественно с юнкерских училищ", - с грустью отмечал один из современников. -"В юнкерские училища поступают в большинстве кое-как окончившие 4 класса гимназии и выдержавшие очень немудрый экзамен. Эти молодые люди - слабохарактерные, не способные к работе и недостаточно развитые; в военную службу они идут потому, что всякая другая деятельность, обеспечивающая им существование, для них закрыта. Таким взрослым неудачникам не место в армии".
Немаловажным моментов в этой связи было и явно недостаточное материальное обеспечение среднего офицерства. Такое положение, безусловно, оказывало влияние на нравственный климат в офицерской среде и сказывалось на отношении к службе.
Эта противоречивая картина сложилась в армии к началу XX века, незадолго до начала русско-японской войны. Кроме того, имели распространение плац-парадные настроения и показуха, разлагавшие воинский коллектив и подрывавшие честь русского человека и воина. Однако история развития русской мысли свидетельствует, что передовые представители русской армии продолжали на практике отстаивать положение о решающей роли нравственной силы на войне. "Там, где человек любит свою родину, любит свою часть", - подчёркивал Драгомиров, - "там он не задумывается жертвовать собою для их блага".
Генерал Михневич считал, что "духовное начало на войне имеет даже преобладающее значение". Крупный военный теоретик А.А. Незнамов большое внимание уделял нравственному фактору в подготовке к войне. Воинский дух, способность к самопожертвованию ценились им чрезвычайно высоко.
Русско-японская война поставила новые проблемы перед военной теорией и практикой, потребовала пересмотра взглядов на вопросы воинского долга, чести, взаимоотношений между солдатами и офицерами. Бюрократизм и протекционизм, присущие государственному строю самодержавной России, накладывали отпечаток на деятельность высшего командного состава. Отсутствовала система переподготовки, большие изъяны были в практике назначения на командные должности и в порядке прохождения службы офицерами и генералами. Незадолго до войны Драгомиров пророчески указывал в своем докладе царю, что между старшими войсковыми начальниками. начиная с бригадных командиров, всё ещё много таких, которые в мирное время бесполезны, а в военное время будут вредны".
Вскрывая недостатки в обучении и воспитании войск, передовые офицеры того времени призывали учить армию тому, что необходимо на воине. "Обучение действиям войск в бою - вот цель, к которой должно всё стремиться и с которою всё должно сообразовываться", - писал А.А. Незнамов. - "Мы большую часть времени губим на тонкости уставных учений, на выбивание высоких процентов, на гарнизонную службу, на смотры и подготовку к ним".
Русско-японская война обнажила все противоречия государственного и военного механизма России. Вместе с тем исторический материал свидетельствует об исключительном мужестве, проявленном на полях сражений русскими офицерами и солдатами, об их самоотверженности и верности своему воинскому долгу. Согласно официальной статистике, с ноября 1904 года по сентябрь 1905 года процент убитых, раненых и пропавших без вести составил среди офицеров 30%, а среди солдат – 20%, при этом процент убитых среди офицеров доходил до 4.1% и до 2.5% среди солдат. "Наши офицеры, за некоторым исключением, вели себя доблестно", - констатировал генерал Куропаткин, - "они теряли большой процент убитыми и ранеными, значительно больший, чем нижние чины“.
Стремление передовой части русских генералов и офицеров противопоставить что-то казёнщине и бездуховности, царившей в период русско-японской войны, величие долга и воинской чести свидетельствуют о том, что при проявлении любых пороков самодержавия армия всегда оставалась носителем высокой чести, нравственности и долга.