Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
![]() |
Государственное образовательное бюджетное учреждение
Среднего профессионального образования Воронежской области
«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»
![]() |
ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»
МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Методические указания и контрольные задания
Для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (в промышленности)
II курса заочной формы обучения
|
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа
Составитель И.Ю. Чайковская
Практические основыбухгалтерского учета источников формирования имущества организации: метод. указания и контрол. задания: для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтер. учет» (в промышленности) II курса заоч. формы обучения / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. И.Ю.Чайковская]. – Воронеж: ВГПГК, 2013. – 16 с. Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой МДК.02.02. Приведены методические рекомендации по изучению курса, содержание обучения, порядок выполнения и оформления контрольной работы, задания для контрольной работы, рекомендуемая литература. |
© Чайковская И.Ю., 2015 |
© Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2015 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движений путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Его основными задачами являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имуществе, необходимой различного вида пользователям информации.
В соответствии с федеральным законом «о бухгалтерском учете», организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка.
«Инвентаризация»:
- с одной стороны, - процедура проверки,
- с другой - способ ведения бухгалтерского учета.
Поэтому, инвентаризация – это:
1) проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел;
2) периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо (учреждению, организации, предприятию и т.п.) Путем подсчета, описи.
3) способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
4) как элемент учетной политики.
Таким образом, под инвентаризацией следует понимать процедуру периодически проводимой проверки наличия, состояния и оценки обязательств и имущества организации, путем подсчета, описи, обмера, взвешивания в целях сопоставления данных бухгалтерского учета и результатов проверки.
Междисциплинарный курс «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» изучается студентами 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (в промышленности) заочной формы обучения на II курсе в рамках модуля ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации».
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля, должен иметь практический опыт:
• ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
Уметь:
- рассчитывать заработную плату сотрудников;
- определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
- определять финансовые результаты деятельности организации по прочим
- видам деятельности;
- проводить учет нераспределенной прибыли;
- проводить учет собственного капитала;
- проводить учет уставного капитала;
- проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
- проводить учет кредитов и займов;
- определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
- руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
- давать характеристику имущества организации;
- готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- составлять инвентаризационные описи;
- проводить физический подсчет имущества;
- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- составлять акт по результатам инвентаризации;
- проводить выверку финансовых обязательств;
- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- проводить инвентаризацию расчетов;
- определять реальное состояние расчетов;
- выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
Знать:
- учет труда и заработной платы;
- учет труда и его оплаты;
- учет удержаний из заработной платы работников;
- учет финансовых результатов и использования прибыли;
- учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
- учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
- учет нераспределенной прибыли;
- учет собственного капитала;
- учет уставного капитала;
- учет резервного капитала и целевого финансирования;
- учет кредитов и займов;
- нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
- основные понятия инвентаризации имущества;
- характеристику имущества организации;
- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
- задачи и состав инвентаризационной комиссии;
- процесс подготовки к инвентаризации;
- порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения
- имущества без указания количества и цены;
- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- приемы физического подсчета имущества;
- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в
- бухгалтерию;
- порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в
- бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- порядок инвентаризации расчетов;
- технологию определения реального состояния расчетов;
- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
- порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК 2.2 | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. |
ПК 2.3 | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
ПК 2.4 | Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
ПК 2.5 | Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Курс рассчитан на 16 часов.
Содержание обучения.
МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации | ||
Тема 2.1. Понятие и организация проведения инвентаризации. | Содержание | |
Понятие, цели и периодичность инвентаризации. Этапы проведения инвентаризации. Требования к проведению инвентаризации. Обязанности инвентаризационной комиссии. | ||
Тема 2.2 Инвентаризация основных средств. | Содержание | |
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации основных средств. | ||
Практические занятия | ||
Содержание | ||
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации основных средств. ИНВ-01. ИНВ-18 | ||
Отражение результатов инвентаризации основных средств в бухгалтерских проводках. | ||
Тема 2.3. Инвентаризация нематериальных активов. | Содержание | |
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации нематериальных активов. | ||
Тема 2.4. Инвентаризация материально-производственных запасов. Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов | Содержание | |
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации материально-производственных запасов. Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов | ||
Практические занятия | ||
Документальное оформление результатов инвентаризации материально-производственных запасов. | ||
Тема 2.5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей. | Содержание Порядок проведения и оформления результатов инвента-ризации товарно-материальных ценностей. | |
Практические занятия | ||
Ситуационные задания. | ||
Документальное оформление результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. | ||
Тема 2.7Инвентаризация обязательств организации. | Содержание | |
Нормативное регулирование проведения документального оформления инвентаризации расчетов. Порядок инвентаризации расчетов. Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете | ||
Практические занятия | ||
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и покупателями. | ||
Тема 2.8. Инвентаризация целевого финансирования, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов | Содержание | |
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации целевого финансирования. | ||
Практические занятия | ||
Отражение результатов инвентаризации денежных средств в бухгалтерских проводках. | ||
Зачет |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание к контрольной работе содержит два теоретических вопроса по вариантам и две задачи для всех вариантов. Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки (студенческого билета) и соответствует последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то выбирается десятый вариант.
Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки.
Контрольная работа выполняется в тетради с полями или на листах бумаги формата А4 (210 ´ 297 мм), пишется от руки или набирается на ПК в текстовом редакторе Word.
Контрольные работы должны быть сданы за две недели до начала сессии.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Ответить на теоретические вопросы (по вариантам):
1. Вариант
1. Что собой представляет инвентаризация имущества, ее назначение?
2. Инвентаризационная опись основных средств (ф. № ИНВ-1). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
2. Вариант
1. В каких случаях проведение инвентаризации является обязательным?
2. Сличительные ведомости (ф. № ИНВ-18, ИНВ-19).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
3. Вариант
1. Какие действия администрации организации предшествуют началу инвентаризации?
2. Инвентаризационная опись нематериальных активов (ф. № ИНВ-1а). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
4. Вариант
1. Кто определяет порядок и сроки проведения инвентаризации?
2. Инвентаризационный ярлык (ф. № ИНВ-2). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
5. Вариант
1.Какие документы материально ответственное лицо представляет в оправдание по поводу выявленной недостачи?
2. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-3). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
6. Вариант
1.Каково назначение журнала учета и контроля, за выполнением приказов о проведении инвентаризации, как его заполняют?
2. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ-5). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
7. Вариант
1. Каков порядок документального оформления результатов инвентаризации?
2. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (ф. № ИНВ-6). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
8. Вариант
1. Каков размер суммы, подлежащей к взысканию с материально ответственного лица?
2. Акты инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. № ИНВ-8, ИНВ-9).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
9. Вариант
1. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с инвентаризацией имущества?
2. Акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
10.Вариант
1. Каков порядок составления Акта инвентаризации расчетов?
2. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № ИНВ-17).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.
Решить задачи (для всех вариантов).
1.Составить и оформить инвентаризационную опись и сличительную ведомость по результатам инвентаризации материальных ценностей.
На основании приказа от 18.03.2015 № 54 в складе № 3 ООО «Луч» проведена плановая инвентаризация ТМЦ. Дата начала проведения инвентаризации - 18.09.2015, дата окончания инвентаризации - 19.09.2015. Комиссией проведена инвентаризация готовых изделий и составлена инвентаризационная опись, форма которой приводится ниже.
Материально-ответственным лицом является Дорофеев В.Д.
Председатель комиссии – зам. директора Осипов В.И., члены комиссии: гл. бухгалтер Боброва И.О., экономист Матвеева Е.В.
Данные и подсчёты в описи проверил бухгалтер Васнецов М.С.
№ п\п | Товарно-материальные ценности | Ед. изм-я. | Цена, руб. | Фактическое наличие | По данным бух.учёта. |
1. | Букле | м. | |||
2. | Велюр | м. | |||
3. | Драп | м. | |||
4. | Жаккард | м. | |||
5. | Иск.замша | м. | |||
6. | Иск.кожа | м. |
2.Составить и оформить инвентаризационную опись по результатам инвентаризации кассовых операций.
По приказу провести 20 июля 2015г. внезапную инвентаризацию кассы АО «Вперед» комиссией в следующем составе: главный бухгалтер Рогов Н. В., бухгалтер - Комов А. Н., зам, директора по маркетингу - Терехов И. В.
По данным первичных документов поступило в течение дня денежной наличности на сумму 320 000 руб., а выплачено (выдано) из кассы - 258500 руб.
Фактическое наличие денежных средств на момент проверки-4300 руб.
Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Астахов В.П. Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности: тесты и ситуации.: учеб. пособие / В.П. Астахов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.
Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Л. М. Бурмистрова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.: ил.
Бухгалтерский учет для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. – Саратов: Диполь, 2006. – 1 CD-ROM; 12 см. – Систем. требования: Pentium 266 MГц и выше; ОЗУ 64 Мб; 16x CD-ROM; Windows 9x/ME/NT 4.0/2000/XP.
Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]. – Саратов: Диполь, 2005. – 1 CD-ROM; 12 см. – Систем. требования: Pentium 266 MГц; ОЗУ 64 Мб; 16x CD-ROM; Windows 9x/MЕ/NT 4.0/2000/XP; 800´600 High Color или True Color.
Климова М.А. Бухгалтерский учет: самоучитель: учеб. пособие / М.А. Климова. – 2-е изд. – М.: РИОР, 2007. – 208 с.
Курсов В. Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке: новые типовые бухгалтерские проводки операций банка: учеб. пособие для вузов / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 278 с.
Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании / Л.К. Никандрова. – 2-е изд. – М.: РИОР, 2006. – 128 с.
Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учебник / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. – М.: Велби: Проспект, 2007. – 296 с.
Профессия бухгалтер [Электронный ресурс]: самоучитель. – М.: Мультисофт: БИЗНЕССОФТ: ИДДК, 2005. – 1 CD-диск; 12 см. – Систем. требования: ОЗУ 64 Мб; 1024х768; Windows 98/MЕ/2000/XP;
видео 2 Мб; x CD-ROM.
Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет: практикум: учеб. пособие / Ю.Н. Самохвалова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 240 с.
Усатова Л.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учеб. пособие / Л.В. Усатова. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 376 с.
Учебное издание