МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»




Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

 
 


Государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования Воронежской области

«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»

 
 


ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

Методические указания и контрольные задания

Для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (в промышленности)

II курса заочной формы обучения

ВОРОНЕЖ

 

 

Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа

 

 

Составитель И.Ю. Чайковская

 

 

    Практические основыбухгалтерского учета источников формирования имущества организации: метод. указания и контрол. задания: для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтер. учет» (в промышленности) II курса заоч. формы обучения / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [сост. И.Ю.Чайковская]. – Воронеж: ВГПГК, 2013. – 16 с. Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой МДК.02.02. Приведены методические рекомендации по изучению курса, содержание обучения, порядок выполнения и оформления контрольной работы, задания для контрольной работы, рекомендуемая литература.

 

© Чайковская И.Ю., 2015
© Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движений путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Его основными задачами являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имуществе, необходимой различного вида пользователям информации.

В соответствии с федеральным законом «о бухгалтерском учете», организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка.

«Инвентаризация»:

- с одной стороны, - процедура проверки,

- с другой - способ ведения бухгалтерского учета.

Поэтому, инвентаризация – это:

1) проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел;

2) периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо (учреждению, организации, предприятию и т.п.) Путем подсчета, описи.

3) способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

4) как элемент учетной политики.

Таким образом, под инвентаризацией следует понимать процедуру периодически проводимой проверки наличия, состояния и оценки обязательств и имущества организации, путем подсчета, описи, обмера, взвешивания в целях сопоставления данных бухгалтерского учета и результатов проверки.

Междисциплинарный курс «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» изучается студентами 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (в промышленности) заочной формы обучения на II курсе в рамках модуля ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации».

Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля, должен иметь практический опыт:

• ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

Уметь:

- рассчитывать заработную плату сотрудников;

- определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;

- определять финансовые результаты деятельности организации по прочим

- видам деятельности;

- проводить учет нераспределенной прибыли;

- проводить учет собственного капитала;

- проводить учет уставного капитала;

- проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;

- проводить учет кредитов и займов;

- определять цели и периодичность проведения инвентаризации;

- руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;

- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;

- давать характеристику имущества организации;

- готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

- составлять инвентаризационные описи;

- проводить физический подсчет имущества;

- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

- выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

- выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

- выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

- составлять акт по результатам инвентаризации;

- проводить выверку финансовых обязательств;

- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

- проводить инвентаризацию расчетов;

- определять реальное состояние расчетов;

- выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);

Знать:

- учет труда и заработной платы;

- учет труда и его оплаты;

- учет удержаний из заработной платы работников;

- учет финансовых результатов и использования прибыли;

- учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;

- учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;

- учет нераспределенной прибыли;

- учет собственного капитала;

- учет уставного капитала;

- учет резервного капитала и целевого финансирования;

- учет кредитов и займов;

- нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;

- основные понятия инвентаризации имущества;

- характеристику имущества организации;

- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;

- задачи и состав инвентаризационной комиссии;

- процесс подготовки к инвентаризации;

- порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения

- имущества без указания количества и цены;

- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

- приемы физического подсчета имущества;

- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в

- бухгалтерию;

- порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

- порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в

- бухгалтерских проводках;

- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

- порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;

- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

- порядок инвентаризации расчетов;

- технологию определения реального состояния расчетов;

- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

- порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3 Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.5 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Курс рассчитан на 16 часов.

Содержание обучения.

 

МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации    
Тема 2.1. Понятие и организация проведения инвентаризации. Содержание  
Понятие, цели и периодичность инвентаризации. Этапы проведения инвентаризации. Требования к проведению инвентаризации. Обязанности инвентаризационной комиссии.
Тема 2.2 Инвентаризация основных средств. Содержание  
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации основных средств.  
Практические занятия  
Содержание  
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации основных средств. ИНВ-01. ИНВ-18
Отражение результатов инвентаризации основных средств в бухгалтерских проводках.
Тема 2.3. Инвентаризация нематериальных активов. Содержание  
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации нематериальных активов.
Тема 2.4. Инвентаризация материально-производственных запасов. Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов Содержание  
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации материально-производственных запасов. Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов
Практические занятия  
Документальное оформление результатов инвентаризации материально-производственных запасов.
Тема 2.5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей. Содержание Порядок проведения и оформления результатов инвента-ризации товарно-материальных ценностей.  
Практические занятия  
Ситуационные задания.  
Документальное оформление результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Тема 2.7Инвентаризация обязательств организации. Содержание  
Нормативное регулирование проведения документального оформления инвентаризации расчетов. Порядок инвентаризации расчетов. Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете  
Практические занятия  
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и покупателями.  
Тема 2.8. Инвентаризация целевого финансирования, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов Содержание  
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации целевого финансирования.  
Практические занятия  
Отражение результатов инвентаризации денежных средств в бухгалтерских проводках.
Зачет    

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание к контрольной работе содержит два теоретических вопроса по вариантам и две задачи для всех вариантов. Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки (студенческого билета) и соответствует последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то выбирается десятый вариант.

Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки.

Контрольная работа выполняется в тетради с полями или на листах бумаги формата А4 (210 ´ 297 мм), пишется от руки или набирается на ПК в текстовом редакторе Word.

Контрольные работы должны быть сданы за две недели до начала сессии.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Ответить на теоретические вопросы (по вариантам):

1. Вариант

1. Что собой представляет инвентаризация имущества, ее назначение?

2. Инвентаризационная опись основных средств (ф. № ИНВ-1). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

2. Вариант

1. В каких случаях проведение инвентаризации является обязательным?

2. Сличительные ведомости (ф. № ИНВ-18, ИНВ-19).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

3. Вариант

1. Какие действия администрации организации предшествуют началу инвентаризации?

2. Инвентаризационная опись нематериальных активов (ф. № ИНВ-1а). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

4. Вариант

1. Кто определяет порядок и сроки проведения инвентаризации?

2. Инвентаризационный ярлык (ф. № ИНВ-2). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

5. Вариант

1.Какие документы материально ответственное лицо представляет в оправдание по поводу выявленной недостачи?

2. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-3). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

6. Вариант

1.Каково назначение журнала учета и контроля, за выполнением приказов о проведении инвентаризации, как его заполняют?

2. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ-5). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

7. Вариант

1. Каков порядок документального оформления результатов инвентаризации?

2. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (ф. № ИНВ-6). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

8. Вариант

1. Каков размер суммы, подлежащей к взысканию с материально ответственного лица?

2. Акты инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. № ИНВ-8, ИНВ-9).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

9. Вариант

1. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с инвентаризацией имущества?

2. Акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

10.Вариант

1. Каков порядок составления Акта инвентаризации расчетов?

2. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № ИНВ-17).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

 

Решить задачи (для всех вариантов).

1.Составить и оформить инвентаризационную опись и сличительную ведомость по результатам инвентаризации материальных ценностей.

На основании приказа от 18.03.2015 № 54 в складе № 3 ООО «Луч» проведена плановая инвентаризация ТМЦ. Дата начала проведения инвентаризации - 18.09.2015, дата окончания инвентаризации - 19.09.2015. Комиссией проведена инвентаризация готовых изделий и составлена инвентаризационная опись, форма которой приводится ниже.

Материально-ответственным лицом является Дорофеев В.Д.

Председатель комиссии – зам. директора Осипов В.И., члены комиссии: гл. бухгалтер Боброва И.О., экономист Матвеева Е.В.

Данные и подсчёты в описи проверил бухгалтер Васнецов М.С.

 

№ п\п Товарно-материальные ценности Ед. изм-я. Цена, руб. Фактическое наличие По данным бух.учёта.
1. Букле м.      
2. Велюр м.      
3. Драп м.      
4. Жаккард м.      
5. Иск.замша м.      
6. Иск.кожа м.      

 

2.Составить и оформить инвентаризационную опись по результатам инвентаризации кассовых операций.

По приказу провести 20 июля 2015г. внезапную инвентаризацию кассы АО «Вперед» комиссией в следующем составе: главный бухгалтер Рогов Н. В., бухгалтер - Комов А. Н., зам, директора по маркетингу - Терехов И. В.

По данным первичных документов поступило в течение дня денежной наличности на сумму 320 000 руб., а выплачено (выдано) из кассы - 258500 руб.

Фактическое наличие денежных средств на момент проверки-4300 руб.

 

Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА

 

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Астахов В.П. Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности: тесты и ситуации.: учеб. пособие / В.П. Астахов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.

Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Л. М. Бурмистрова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.: ил.

Бухгалтерский учет для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. – Саратов: Диполь, 2006. – 1 CD-ROM; 12 см. – Систем. требования: Pentium 266 MГц и выше; ОЗУ 64 Мб; 16x CD-ROM; Windows 9x/ME/NT 4.0/2000/XP.

Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]. – Саратов: Диполь, 2005. – 1 CD-ROM; 12 см. – Систем. требования: Pentium 266 MГц; ОЗУ 64 Мб; 16x CD-ROM; Windows 9x/MЕ/NT 4.0/2000/XP; 800´600 High Color или True Color.

Климова М.А. Бухгалтерский учет: самоучитель: учеб. пособие / М.А. Климова. – 2-е изд. – М.: РИОР, 2007. – 208 с.

Курсов В. Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке: новые типовые бухгалтерские проводки операций банка: учеб. пособие для вузов / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 278 с.

Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании / Л.К. Никандрова. – 2-е изд. – М.: РИОР, 2006. – 128 с.

Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учебник / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. – М.: Велби: Проспект, 2007. – 296 с.

Профессия бухгалтер [Электронный ресурс]: самоучитель. – М.: Мультисофт: БИЗНЕССОФТ: ИДДК, 2005. – 1 CD-диск; 12 см. – Систем. требования: ОЗУ 64 Мб; 1024х768; Windows 98/MЕ/2000/XP;
видео 2 Мб; x CD-ROM.

Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет: практикум: учеб. пособие / Ю.Н. Самохвалова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 240 с.

Усатова Л.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учеб. пособие / Л.В. Усатова. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 376 с.


 

Учебное издание

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: