Беседа, методика Дембо-Рубенштейна.




Экспериментатор: Мачульская Елизавета СО 2.2

Респондент: Жернова Мария, 19 лет, средне-специальное образование

 

Цель исследования: Изучить особенности личности.

Гипотеза: Испытуемый обладает заниженной самооценкой, стремится к развитию. Эмоциональное и функциональное состояние соответствует норме.

Задачи:

  1. изучить уровень общительности
  2. изучить уровень тревожности
  3. изучить уровень агрессии
  4. изучить эмоциональное состояние
  5. изучить самооценку

 

Результат:

С помощью методики Дембо-Рубенштейна состовляем «график» и определяем все интересующие нас задачи.

 

Протокол:

Экспериментатор: Итак, поставь 1ую точку.

Респондент: (Перед началом исследования тревожно рисует на салфетке карандашом) Ставить где угодно? Или тут есть какой то подвох?

Э: Точка находится где то на этой прямой, только ты должна сама решить и выбрать где и что отметить, подвоха никакого нет.

Р.: Хорошо, я поняла. (отмечает все 3 точки)

Э.: Это шкала здоровья, 3ую точку ты поставила почти в самом низу, почему?

Р.: Потому что мое здоровье может любой момент ухудшиться и на это может повлиять что угодно, и я сама.

Э.: А 2ую точку «где ты хочешь быть» ты отметила почти на самой вершине, почему эти точки не рядом?

Р.: Это все потому что мне хотелось бы больше отдыхать, заниматься спортом, больше проводить времени на свежем воздухе, но из-за моей работы и учебы совсем нет времени, так как я работаю в «Сбербанке» я даже света белого не вижу – там стекла затонированы… (заметна нотка грусти в словах)

Э.: Я поняла тебя… так, а теперь можешь объяснить мне кто находится на концах отрезка «здоровье», например, если вверху самые здоровые, то кто это может быть, и тоже самое про самых нездоровых. Ты можешь говорить и писать все что хочешь, правильных и неправильных ответов нет, это только твоем мнение, и об этом никто не узнает.

Р.: (слегка затрудняется в ответе, потом быстро и незадумываясь пишет наверху отрезка имя Дима, а внизу – Мама, где-то чуть выше средины – Сестра)

Э.: ты можешь писать не только знакомых тебе людей, это могут быть кто угодно, даже вымышленные герои или актеры. Но теперь объясни мне свои ответы. Почему мама внизу?

Р.: Моя мама очень много работает, все время стоит и у нее очень болит спина, ноги, часто болит голова, у нее даже времени нет сходить ко врачу! Я очень переживаю за нее, и, мне кажется, а этой прямой она должна находиться именно здесь.

Э.: А вверху Дима? Кто это?

Р.: Это мой хороший друг, он сейчас в армии, я по нему очень скучаю. У него никогда не было вредных привычек, он всегда в спортивной подготовке, очень редко болеет. Я хочу на этом отрезке отметить его, именно его, как самого здорового.

Э.: я поняла ход твоих мыслей. Тперь ко 2му отрезку, он называется «ум».

Р.: (немного удивлена) Это будет сложнее!

Э.: ну почему же, просто представь себя, желаемую себя и возможную. И так же расскажи мне, кто находится на концах этого отрезка.

Р.: Ну так с концами отрезка и будут сложности… (отмечает все точки, 3ая снова оказывается ниже предыдущих, пишет сверху – Мама, снизу – Кристина)

Э.: И тут мама, но имя поменялось, расскажешь?

Р.: Ну я считаю свою маму очень мудрой и пусть не всегда слушаю ее, она старается для меня. Она находится почти на самом верху, где я поставила 2ую точку, я бы хотела там оказаться, стать такой же, примером для своих детей. А Кристина, ну мне не хотелось бы об этом говорить, но я считаю этого человека «не далеким», хотя может это личная неприязнь, или просто мне так кажется, но тут я ее поставлю почти в самый низ, но конечно есть и еще глупее, я оставила место до конца отрезка. (смеется)

Э.: 3ая точка снова ниже, что такое?

Р.: Мне кажется со временем я смогу забывать что-то, потому что я буду работать и зацикливаться больше на каких-то банковских вещах, не думая о литературе и музеях.

Э.: Шкала «характер» - следующая. Все тоже самое. Ты уже знаешь что делать.

Р.: (отмечает точки) Ну на верху – душевность, забота, доброта, терпение, внимательность. Внизу – эгоисты и злые люди.

Э.: Твои отметки на отрезке кажутся мне интересными, что ты можешь о них сказать?

Р.: Ну я считаю что я уж очень хорошая и добрая, поэтому 1ая точка стоит наверху. Многие не ценят мои качества, и мне хотелось бы спуститься ниже, где то на серединку. Так было бы лучше и для меня и для окружающих. Но я считаю что смогу оказаться только там, где цифра 3 – чуть ниже.

Э.: Это интересно. Ну давай переходить дальше. Следующая шкала – «счастье», те же самые 3 точки, и концы отрезков.

Р.: (расставляет точки осторожно, думает над каждой, оказывается 1ая точка почтив самом низу) Самый счастливый человек – это тот, кто знает для чего живет, у кого сбываются мечты и все получается, который добивается цели и ищет новую. Это такой человек, у которого просто все хорошо! А самый несчастный – это одинокий человек, у которого ничего и никого нет, ни интересов к жизни, ни поддержки со стороны. А вообще я не знаю как сказать. Но наверное так.

Э.: расскажи о твоих мыслях когда ты ставила 1ую точку.

Р.: ну я не такая уж счастлива сейчас, хотя многие люди живут хуже меня. Но пока я не нашла еще того счатья которое могло случиться со мной. Пока еще совсем молодая.

Э.: последний, 5ый отрезок – это шкала «знание себя».

Р.: откуда же вы берете все эти шкалы? (улыбается, но уже видна усталость и встревоженность) ну ладно, но тут еще сложнее. Наверное поэтому она в самом конце. Нет таких людей которые знают себя полностью, всегда человек учиться на своих ошибках, ищет что то новое в себе, изучает себя. Я не знаю что тут ставить и писать.

Э.: ну попробуй, просто интуитивно расставь точки. Подумай где ты на шкале, насколько ты знаешь свой внутренний мир.

Р.: ну ладно, давай уже закончим, наверное так (расставляет точки)

Э.: ну вот и все, спасибо за то что помогла мне!

Р.: ООО да не за что, это было даже интересно, только скажи мне потом результаты! А то интересно же!

Э.: ну а вдруг они тебе не понравятся?

Р.: ну если они мне не понравятся, я буду думать что ты еще не научилась этому всему и понаделал ошибок. (смеется)

Э.: ну хорошо хорошо)

 

Анализ результатов:

Уровень тревожности определяем как средний – голос испытуемого умеренно громкий, настроение в норме, при расставлении точек сначала присутствует растерянность, но она быстро сменяется некой уверенностью в постановке, перед экспериментом тревожность более высокая, об этом свидетельствует штрихи на салфетке и небрежное постукивание карандашом, после начала разговора все приходит в норму. Испытуемого можно назвать общительным, так как он легко шел на контакт, достаточно развернуто отвечал на вопросы, интересовался моим мнением. Эмоциональное состояние в норме, под конец испытания заметна усталость и большая расслабленность.

Самооценка колеблется, но на мой взгляд она в пределах средней нормы, так как большинство точек находится выше середины графика, но на некоторых шкалах заметны резкие спуски и подъемы. Шкалы очень сужены, так как испытуемый «всех людей мира»! сжимал до конкретных малых групп, следовательно разброс точек на графике не так фатален для самооценки.

Разбираясь со шакалами графика можно составить такую картину:

Вывод:

Уровень тревожности – средний, уровень агрессии – низкий. Эмоциональное и физическое состояние в норме. Уровень общительности средний. Самооценка в норме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: