Опрос – это получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемого.
Типы опросов:
1. лицом к лицу – беседа, интервью;
2. заочный – анкета.
Беседа – способ получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Понятия:
Респондент – человек, которого опрашивают.
Интервьюер, собеседник, субъект взаимодействия.
Специфика беседы:
1. Содержание разворачивается вокруг узкой темы, связанной с опытом респондента.
2. Специфичность распределения ролей: ассиметричность позиций.
3. Непосредственность взаимодействия.
Виды беседы:
1. Беседа, введенная в ситуацию эксперимента.
2. Экспериментальная беседа – используется как основной прием экспериментального метода.
3. Диагностическая беседа.
4. Психотерапевтическая беседа – в целях оказания помощи (цель - осознав проблему найти решение).
Беседы по степени стандартизации и управляемости:
1. Стандартизированные (жестко запрограммированная, вопросы заранее спланированы, нельзя отступать от плана).
2. Свободная (ни темы, ни времени).
3. Управляемая (интервьюер четко руководит беседой).
4. Неуправляемая (инициатива может переходить к респонденту).
Достоинства:
1. Регламентированность, четко сформулированы вопросы.
2. Точность фиксации ответов и легкость обработки.
3. Непосредственный контакт, возможность учитывать поведения респондента, следовательно, менять тактику.
4. Максимально полно реализуется индивидуальный подход.
Недостатки:
1. В процессе беседы мы оговариваем и наблюдаем не конкретный факт, а суждение о нем собеседника.
2. Влияние социальных установок.
3. Влияние мнения референтной группы и социально одобряемое поведение.
|
4. Не верно методически проведенная беседа искажает суть высказывания.
Условия определения эффективности беседы:
1. Наличие навыков проведения беседы (опыт).
2. Наличие у психолога личностных установок.
3. Умение интегрировать свои знания о личности.
4. Общая эрудиция.
5. Умение создать психологический климат (коммуникабельность, сензитивность).
6. Эмпатия (сопереживание).
7. Владение приемами рефлексивного и активного слушания.
8. Умение точно воспринимать информацию.
9. Способность критически оценивать информацию.
10. Умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос.
11. Умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента.
12. Стрессоустойчивость – способность длительно выдерживать большой объем информации.
13. Внимательность, наблюдательность.
Правила проведения беседы.
1. Не приступать к беседе, не сформулировав цели и программы.
2. Не приступать к интересующим вопросам, не расположив к себе респондента.
3. Планировать время и место проведения (свободное, тихое, закрытое, без посторонних шумов).
4. Лексика должна быть доступной, исключающей моменты профессионализма и сленгов.
5. Смысл задаваемых вопросов должен быть понятен собеседнику (учитывать особенности респондента, например возраст).
6. Наиболее важные вопросы следует повторять в разных формах несколько раз.
7. Выполнять требования, предъявляемые к формулированию вопроса.
Этапы беседы:
1. Подготовка к беседе.
2. Начало беседы.
3. Ведение беседы.
4. Завершение беседы.
Подготовка к беседе:
1. план, цель, место, время;
|
2. настрой на беседу (ни позитивное, ни негативное отношение - нейтралитет);
3. перед беседой познакомиться с данными о собеседнике;
4. подготовить возможные вопросы, которые может поставить собеседник.
Начало беседы:
1. Начало – с нейтральных тем (погода, природа, спорт) (например: “Прекрасная погода, как Вы доехали?” Если да – готов к беседе, если нет – не готов. В этом случае смена тактики: “О чем бы вы хотели поговорить? А почему?”).
Обязательное условие – создание атмосферы непринужденности и доверия. Началом беседы служит, как правило, обсуждение какого-либо нейтрального вопроса. Эти темы используют не как самоцель, а как средство, способное настроить собеседника на беседу.
Ведение беседы:
1. Успех этого этапа зависит от умения ставить вопросы.
Вопросы бывают:
– открытые и закрытые;
– прямые и косвенные.
Прямой вопрос – направлен непосредственно на решение проблемы. (Например:”Устраивает ли вас учеба?”).
Косвенный. (Хотели бы вы сменить место учебы).
(Любите читать книги? – Какую книгу прочитали в последнее время и т. д.)
Задание - привести примеры косвенных вопросов.
Косвенные вопросы используют для изучения эмоциональных реакций и отношений, когда хотят избежать внушающего воздействия или прогнозируют возникновение защитных реакций.
Проективные – используются конкретные ситуации для выявления общих установок отвечающих. (Картинка – кого с собой возьмешь из родственников на необитаемый остров?).
Если с собеседником достигнут контакт в начале беседы, то можно прибегать к прямым вопросам, в противном случае используются косвенные.