Тема 3 Методы опроса. Беседа




Опрос – это получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемого.

Типы опросов:

1. лицом к лицу – беседа, интервью;

2. заочный – анкета.

Беседа – способ получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Понятия:

Респондент – человек, которого опрашивают.

Интервьюер, собеседник, субъект взаимодействия.

Специфика беседы:

1. Содержание разворачивается вокруг узкой темы, связанной с опытом респондента.

2. Специфичность распределения ролей: ассиметричность позиций.

3. Непосредственность взаимодействия.

Виды беседы:

1. Беседа, введенная в ситуацию эксперимента.

2. Экспериментальная беседа – используется как основной прием экспериментального метода.

3. Диагностическая беседа.

4. Психотерапевтическая беседа – в целях оказания помощи (цель - осознав проблему найти решение).

Беседы по степени стандартизации и управляемости:

1. Стандартизированные (жестко запрограммированная, вопросы заранее спланированы, нельзя отступать от плана).

2. Свободная (ни темы, ни времени).

3. Управляемая (интервьюер четко руководит беседой).

4. Неуправляемая (инициатива может переходить к респонденту).

Достоинства:

1. Регламентированность, четко сформулированы вопросы.

2. Точность фиксации ответов и легкость обработки.

3. Непосредственный контакт, возможность учитывать поведения респондента, следовательно, менять тактику.

4. Максимально полно реализуется индивидуальный подход.

Недостатки:

1. В процессе беседы мы оговариваем и наблюдаем не конкретный факт, а суждение о нем собеседника.

2. Влияние социальных установок.

3. Влияние мнения референтной группы и социально одобряемое поведение.

4. Не верно методически проведенная беседа искажает суть высказывания.

 

Условия определения эффективности беседы:

1. Наличие навыков проведения беседы (опыт).

2. Наличие у психолога личностных установок.

3. Умение интегрировать свои знания о личности.

4. Общая эрудиция.

5. Умение создать психологический климат (коммуникабельность, сензитивность).

6. Эмпатия (сопереживание).

7. Владение приемами рефлексивного и активного слушания.

8. Умение точно воспринимать информацию.

9. Способность критически оценивать информацию.

10. Умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос.

11. Умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента.

12. Стрессоустойчивость – способность длительно выдерживать большой объем информации.

13. Внимательность, наблюдательность.

 

Правила проведения беседы.

1. Не приступать к беседе, не сформулировав цели и программы.

2. Не приступать к интересующим вопросам, не расположив к себе респондента.

3. Планировать время и место проведения (свободное, тихое, закрытое, без посторонних шумов).

4. Лексика должна быть доступной, исключающей моменты профессионализма и сленгов.

5. Смысл задаваемых вопросов должен быть понятен собеседнику (учитывать особенности респондента, например возраст).

6. Наиболее важные вопросы следует повторять в разных формах несколько раз.

7. Выполнять требования, предъявляемые к формулированию вопроса.

 

Этапы беседы:

1. Подготовка к беседе.

2. Начало беседы.

3. Ведение беседы.

4. Завершение беседы.

Подготовка к беседе:

1. план, цель, место, время;

2. настрой на беседу (ни позитивное, ни негативное отношение - нейтралитет);

3. перед беседой познакомиться с данными о собеседнике;

4. подготовить возможные вопросы, которые может поставить собеседник.

Начало беседы:

1. Начало – с нейтральных тем (погода, природа, спорт) (например: “Прекрасная погода, как Вы доехали?” Если да – готов к беседе, если нет – не готов. В этом случае смена тактики: “О чем бы вы хотели поговорить? А почему?”).

Обязательное условие – создание атмосферы непринужденности и доверия. Началом беседы служит, как правило, обсуждение какого-либо нейтрального вопроса. Эти темы используют не как самоцель, а как средство, способное настроить собеседника на беседу.

Ведение беседы:

1. Успех этого этапа зависит от умения ставить вопросы.

Вопросы бывают:

– открытые и закрытые;

– прямые и косвенные.

 

Прямой вопрос – направлен непосредственно на решение проблемы. (Например:”Устраивает ли вас учеба?”).

Косвенный. (Хотели бы вы сменить место учебы).

(Любите читать книги? – Какую книгу прочитали в последнее время и т. д.)

Задание - привести примеры косвенных вопросов.

Косвенные вопросы используют для изучения эмоциональных реакций и отношений, когда хотят избежать внушающего воздействия или прогнозируют возникновение защитных реакций.

Проективные – используются конкретные ситуации для выявления общих установок отвечающих. (Картинка – кого с собой возьмешь из родственников на необитаемый остров?).

Если с собеседником достигнут контакт в начале беседы, то можно прибегать к прямым вопросам, в противном случае используются косвенные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: