1) Более предпочтительными являются вопросы, носящие безличный характер. Для проверки искренности высказываний собеседника ставят уточняющие вопросы: “кто?”, “где?”, “что?”, “когда?”, “почему?”, “как?”, однако частое употребление этих вопросов может вызвать у собеседника ряд негативных реакций:
- падает активность свободной речи собеседника;
- эти вопросы возбуждают механизмы психологической защиты, могут вызвать у собеседника раздражительность.
2) В ответах на вопросы собеседника надо преподносить свое мнение, а не факт (мне кажется..., я думаю...).
3) Ставить вопросы так, чтобы они не наводили на ответ.
4) Меньше употреблять слово “Я” в беседе.
5) Вопросы не должны быть слишком длинными.
6) Вопросы не должны носить вынужденного характера (не кажется ли вам...).
7) Избегать сдвоенных вопросов (или…, или…).
8) Избегать профессионализмов, жаргонов в речи.
9) В вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают отрицательное или положительное отношение (собрание и т. д.).
10) Каждый вопрос должен преследовать достижение определенной цели.
11) По ходу беседы не делать выводы за собеседника (Вы наверно так думаете…).
12) Не давать скоропалительных обещаний.
13) Вместе с вопросами уместно пользоваться и паузами. Пауза – это приём побуждения к высказыванию. Пауза побуждает к высказыванию, когда она не превышает 5-6 секунд. Чрезмерное использование пауз вызывает нервозность.
Завершение беседы.
Завершение всегда совершается после пауз.
Соблюдаются формальности:
- Необходимо что-либо рассказать о себе, или что-либо вспомнить по данной теме, но с положительным оттенком (чтобы у человека не вызвать настороженность).
|
Фоновые состояния во время беседы и приёмы воздействия:
Фоновые состояния: состояния проведения беседы:
1) Релаксация – используют приёмы воздействия - наставление, одобрение, метод Сократа (признаки – респондент свободно сидит, не развалившись, нормальная рабочая обстановка).
2 ) Фон напряжения – приёмы воздействия – приказы, команды (“Сядьте, пожалуйста, успокойтесь, выпейте воды”), обманутое ожидание.
3) Фон идентификации (коллеги) – приёмы – совет, приём плацебо.
4) Фон концертного настроения – приёмы – намёк и комплимент.
В течение беседы фон может меняться, (нужно переводить на фон релаксации).
Приёмы:
- Наставление – используется при положительном отношении собеседника, связан с указаниями что-либо сделать. Важно содержание наставления и соответствующий стиль речи.
- Метод Сократа – в начале беседы не дать собеседнику сказать нет.
- Команды и приказы – требуют быстрого, точного выполнения без каких бы то ни было критических реакций. Приказы могут быть запретительные (прекратите) и побудительные (идите, сядьте). Приказы и команды нацелены на немедленное торможение нежелательных актов поведения, на включение поведенческих механизмов (автоматизмов) людей.
- Обманутое ожидание – предпосылкой успешного применения этого приёма является создание напряженной ситуации ожидания.
Предшествующее событие должно сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в растерянности и без возражений принимает предлагаемую ему идею.
|
- Плацебо – (пример: таблетки –пустышки) (внушение – чай, музыка – акцент на расслабление). Функцию плацебо может выполнить характерное движение (вдох-выдох), глоток чая перед началом беседы, мелодия.
Приемы, используемые по ходу работы:
1. Снятие психологического барьера (в начале, в ходе беседы). Барьер возникает, когда создается неясность позиций, опасение осуждения со стороны другого, опасение влияний и воздействий со стороны другого (психолога).
Приёмы:
- При постановке вопроса не настаивать на ответах.
- Задавать те вопросы, на которые можно получить положительный ответ.
- Спорные, сомнительные вопросы относят на более дальние стадии беседы.
- Оставлять без внимания те вопросы, ответы на которые могут породить конфликт.
О том, что налаживается контакт, свидетельствуют:
- Паузы после вопросов становятся короче. Это значит, что контактирующий меньше обдумывает ответы. Начинают преобладать собственные сообщения.
- Уменьшаются односложные ответы и реактивные вопросы (вопрос на вопрос).
Задание:
Цель: изучить особенности интересов студентов психологического факультета (составить план, связанные вопросы).Провести беседу.
1.Чем вы занимаетесь в свое свободное время?
2.Какой отдых вы предпочитаете: активный или пассивный?
3.Чем вы увлекаетесь? (в свободное время)
4.Чем вы особенно любите заниматься?
5.Как вы проводите выходные? Каникулы?
Достоинства метода наблюдения:
- Проходит в естественной среде, не требует аппаратуры;
- Возможность получения данных, которые не опираются на субъективные показатели.
Недостатки метода наблюдения:
- Соблюдая требования естественности, наблюдатель находится в пассивной позиции, нужно долго ждать проявление поведения, необходимого исследователю;
- Ограниченные условия для получения количественной информации;
- Метод не позволяет точно установить причину, нельзя выявить все условия и степень их значимости;
- Несхожесть ценностных ориентаций исследователя и наблюдаемого.