Требования к формулированию вопросов в беседе.




1) Более предпочтительными являются вопросы, носящие безличный характер. Для проверки искренности высказываний собеседника ставят уточняющие вопросы: “кто?”, “где?”, “что?”, “когда?”, “почему?”, “как?”, однако частое употребление этих вопросов может вызвать у собеседника ряд негативных реакций:

- падает активность свободной речи собеседника;

- эти вопросы возбуждают механизмы психологической защиты, могут вызвать у собеседника раздражительность.

2) В ответах на вопросы собеседника надо преподносить свое мнение, а не факт (мне кажется..., я думаю...).

3) Ставить вопросы так, чтобы они не наводили на ответ.

4) Меньше употреблять слово “Я” в беседе.

5) Вопросы не должны быть слишком длинными.

6) Вопросы не должны носить вынужденного характера (не кажется ли вам...).

7) Избегать сдвоенных вопросов (или…, или…).

8) Избегать профессионализмов, жаргонов в речи.

9) В вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают отрицательное или положительное отношение (собрание и т. д.).

10) Каждый вопрос должен преследовать достижение определенной цели.

11) По ходу беседы не делать выводы за собеседника (Вы наверно так думаете…).

12) Не давать скоропалительных обещаний.

13) Вместе с вопросами уместно пользоваться и паузами. Пауза – это приём побуждения к высказыванию. Пауза побуждает к высказыванию, когда она не превышает 5-6 секунд. Чрезмерное использование пауз вызывает нервозность.

Завершение беседы.

Завершение всегда совершается после пауз.

Соблюдаются формальности:

- Необходимо что-либо рассказать о себе, или что-либо вспомнить по данной теме, но с положительным оттенком (чтобы у человека не вызвать настороженность).

 

Фоновые состояния во время беседы и приёмы воздействия:

Фоновые состояния: состояния проведения беседы:

1) Релаксация – используют приёмы воздействия - наставление, одобрение, метод Сократа (признаки – респондент свободно сидит, не развалившись, нормальная рабочая обстановка).

2 ) Фон напряжения – приёмы воздействия – приказы, команды (“Сядьте, пожалуйста, успокойтесь, выпейте воды”), обманутое ожидание.

3) Фон идентификации (коллеги) – приёмы – совет, приём плацебо.

4) Фон концертного настроения – приёмы – намёк и комплимент.

В течение беседы фон может меняться, (нужно переводить на фон релаксации).

Приёмы:

- Наставление – используется при положительном отношении собеседника, связан с указаниями что-либо сделать. Важно содержание наставления и соответствующий стиль речи.

- Метод Сократа – в начале беседы не дать собеседнику сказать нет.

- Команды и приказы – требуют быстрого, точного выполнения без каких бы то ни было критических реакций. Приказы могут быть запретительные (прекратите) и побудительные (идите, сядьте). Приказы и команды нацелены на немедленное торможение нежелательных актов поведения, на включение поведенческих механизмов (автоматизмов) людей.

- Обманутое ожидание – предпосылкой успешного применения этого приёма является создание напряженной ситуации ожидания.

Предшествующее событие должно сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в растерянности и без возражений принимает предлагаемую ему идею.

- Плацебо – (пример: таблетки –пустышки) (внушение – чай, музыка – акцент на расслабление). Функцию плацебо может выполнить характерное движение (вдох-выдох), глоток чая перед началом беседы, мелодия.

Приемы, используемые по ходу работы:

1. Снятие психологического барьера (в начале, в ходе беседы). Барьер возникает, когда создается неясность позиций, опасение осуждения со стороны другого, опасение влияний и воздействий со стороны другого (психолога).

Приёмы:

- При постановке вопроса не настаивать на ответах.

- Задавать те вопросы, на которые можно получить положительный ответ.

- Спорные, сомнительные вопросы относят на более дальние стадии беседы.

- Оставлять без внимания те вопросы, ответы на которые могут породить конфликт.

О том, что налаживается контакт, свидетельствуют:

- Паузы после вопросов становятся короче. Это значит, что контактирующий меньше обдумывает ответы. Начинают преобладать собственные сообщения.

- Уменьшаются односложные ответы и реактивные вопросы (вопрос на вопрос).

 

Задание:

Цель: изучить особенности интересов студентов психологического факультета (составить план, связанные вопросы).Провести беседу.

 

1.Чем вы занимаетесь в свое свободное время?

2.Какой отдых вы предпочитаете: активный или пассивный?

3.Чем вы увлекаетесь? (в свободное время)

4.Чем вы особенно любите заниматься?

5.Как вы проводите выходные? Каникулы?

 

 

Достоинства метода наблюдения:

- Проходит в естественной среде, не требует аппаратуры;

- Возможность получения данных, которые не опираются на субъективные показатели.

Недостатки метода наблюдения:

- Соблюдая требования естественности, наблюдатель находится в пассивной позиции, нужно долго ждать проявление поведения, необходимого исследователю;

- Ограниченные условия для получения количественной информации;

- Метод не позволяет точно установить причину, нельзя выявить все условия и степень их значимости;

- Несхожесть ценностных ориентаций исследователя и наблюдаемого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: