Исследование оценок студентов уровня сложности преподаваемых им учебных дисциплин
Цели исследования:
1. Определение степени согласованности индивидуальных оценок студентов сложности для их понимания преподаваемых им отдельных учебных дисциплин по психологии
2. Построение индивидуальных и групповых шкал этих оценок
Гипотеза:
Оценки студентов сложности преподаваемых им учебных дисциплин являются согласованными, т.е. различия этих оценок равны нулю
Методика исследования
Сведения об испытуемых:
Студенты МГУ им М.В. Ломоносова, факультета психологии, 3 курса 31 гр. в/о; приблизительный возраст – 19-20 лет.
Дата и время проведения:
15 февраля 2013 года
Описание используемой аппаратуры и ПО:
Все вычисления были произведены на компьютере в программе SPSS.
Подробное описание процедуры исследования
В самом начале исследования испытуемым были продиктованы 10 предметов по психологии:
· Введение в общую психологию
· Психология мотиваций и эмоций
· Психология ощущения и восприятия
· Психология мышления и речи
· Психология памяти и внимания
· Психология личности
· ОПП
· Зоопсихология
· Экспериментальная психология
· Клиническая психология
Далее было предложено проранжировать их в порядке трудности, вызванной при изучении того или иного предмета согласно Инстр.1.
Инстр1:
Оцените степень сложности для вашего понимания содержание каждой из перечисленных в этом списке учебной дисциплины по 10-балльной шкале. 10 баллов – наиболее сложная дисциплина. 1 балл – полное отсутствие сложности. Поставьте напротив их названия ваши балльные оценки в Табл.1. Оценки могут повторяться.
После того, как каждый участник выстроил свою шкалу балльных оценок, была составлена сводная таблица с оценками всех испытуемых по всем предметам.
Далее мы вычислили коэффициент Кронбаха по формуле:
α = k(ϭ2-∑ϭi2) / (k – 1) ϭ2 - Одномоментная согласованность данных
Где:
ϭ2 – Дисперсия суммарных данных каждого испытуемого по всем учебным дисциплинам.
ϭi2 – Дисперсия по каждой из 10 учебных дисциплин
k – Количество учебных дисциплин
Теперь нам необходимо посчитать статистическое значение α – по формуле Китса:
x2(n-1) = k (n – 1) / (k (1 - α) + α)
Где:
n – количество испытуемых
k – количество дисциплин
α – коэффициент Кронбаха
Смотрим на критические значения x для разных уровней значимости и видим, что вычисленная нами α имеет статистическую значимость. Следовательно, наша Гипотеза 1 (Оценки студентов сложности преподавания им отдельных учебных дисциплин по психологии являются согласованными) подтверждается.
Результаты исследования и их обсуждение
Таблица 1. Индивидуальные и групповые данные исследования оценок студентов сложности для их понимания отдельных учебных дисциплин по психологии, пройденных ими в течение предшествующих двух лет обучения.
№ испытуемого | Введение в общую психологию | Психология мотиваций и эмоций | Психология ощущения и восприятия | Психология мышления и речи | Психология памяти и внимания | Психология личности | ОПП | Зоопсихология | Экспериментальная психология | нейропсихология | Сумма |
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. | |||||||||||
15. | |||||||||||
Средней бал (xi) | 3,6 | 5,7 | 5,5 | 6,5 | 6,1 | 4,5 | 5,9 | 4,9 | 7,3 | 6,2 | 56,1 |
Для определения наличия одномоментной согласованности находим коэффициент Кронбаха:
Анализ → Описательные статистики →Описательные:
Описательные статистики | |||
N | Среднее | Дисперсия | |
введениевобщуюпсихолгию | 3,6000 | 9,114 | |
мотивацийиэмоций | 5,6667 | 3,238 | |
овес | 5,5333 | 5,552 | |
мир | 6,4667 | 4,410 | |
пиво | 6,1333 | 4,124 | |
личность | 4,4667 | 9,410 | |
опп | 5,8667 | 5,981 | |
зоопси | 4,9333 | 5,210 | |
экспериментальная | 7,2667 | 5,352 | |
клиническая | 6,2000 | 6,886 | |
N валидных (целиком) |
Сводка обработки наблюдений | |||
N | % | ||
Наблюдения | Валидные | 100,0 | |
Исключенныеa | ,0 | ||
Итого | 100,0 | ||
a. Сплошное исключение основано на всех переменных в процедуре. |
Получили:
α = k(ϭ2-∑ϭi2) / (k – 1) ϭ2
Следовательно:
α =
Определяем, имеет ли статистическую значимость найденный нами коэффициент Кронбаха.
Анализ→Анализ шкал→Анализ пригодности:
Статистики пригодности | |
Альфа Кронбаха | Количество пунктов |
,048 |
x2(n-1) = k (n – 1) / (k (1 - α) + α)
k = 10
n = 11
α = 0,48
Следовательно:
x2(n-1) = 10*10 / (10*+ 0,048) =
В таблице смотрим критические значения x2(n-1) для различных уровней значимости:
р = 0,05, х =
р = 0,01, х =
р = 0,001, х =
Очевидно, что для уровня значимости р = 0,05; 0,01 наш коэффициент α не является статистически значимым.
Отсюда следует, что наша Гипотеза не подтвердилась.
Выводы
Гипотеза не подтвердилась
6. Используемая литература
«Измерение в психологии: общий психологический практикум». Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Москва, «Смысл» 1998г.