Мастер класс по изготовлению деталей костюма «Своими руками»
Независимо от стилевого направления каждый танец по-своему прекрасен и уникален. Чтобы точно передать настроение и основной посыл танцевальной композиции, используют подходящие танцевальные костюмы для выступлений.
Разные стили танца и значение костюма
В классическом балете традиционный костюм – это пачка, которая подчеркивает грациозность и воздушность балерин. Пачка не закрывает ноги, позволяют свободно рассмотреть отточенную технику исполнения танцевальных движений. Считается, что современный костюм балерин сформировался благодаря французскому королю Людовику XIV, которого именовали «король-солнце» за его любовь к роскошным одеяниям.
Русский народный танцевальный костюм в первую очередь отображает исторический колорит и традиции народа. Появляясь на сцене в таком облачении, артисты словно транслируют на зрителей определенную историческую эпоху. Грамотно составленный костюм усиливает впечатления от танца и способствует созданию цельного гармоничного образа на сцене.
Современные танцевальные костюмы созданы для активных танцев, где одежда должна выражать настроение, быть удобной, модной, а временами и диктовать дух протеста против существующего строя. Речь идет о таких танцах как хип-хоп, R&B, тектоник. Выходя на сцену в определенной одежде, артисты дают визуальный посыл зрителю и настраивают его на определенный лад.
Спортивные танцевальные костюмы разработаны для стилевых направлений, где техника требует четкой проработки, а выступления напоминают спортивные состязания. В такой одежде важен комфорт, а также идеальная посадка по фигуре.
|
Восточный танцевальный костюм заслуживает отдельного упоминания. Танец живота и другие направления восточного танца невозможно представить без ярких нарядов, отражающих женственность, сексуальность исполнительниц и подчеркивающих их мастерство владения телом.
Правильно выстроенный образ помогает зрителю с первых минут появления танцоров на сцене понять направление постановки и проникнуться выступлением. Также хорошо сшитый костюм подчеркивает достоинства фигуры и позволяет лучше рассмотреть эффектные движения актера, а если выступает целый коллектив, то одинаковые костюмы усиливают визуальный эффект единства участников группы.
В танце все должно быть гармонично. Огромная роль принадлежит костюму, от него зависит половина успеха при исполнении любого танца. А костюм, в котором танцуете Вы, еще и воспитывает Ваш художественный вкус, поэтому Вы и педагоги ансамбля современного танца «Спектр» очень внимательно отнестись к его созданию.
В ансамбле современного танца «Спектр» Вы уделяем костюму такое же внимание, как танцу и музыке. Это все компоненты, которые только в единстве и могут составить то, что называется искусством танца.
Костюмы к концертным номерам нашего ансамбля отличаются яркостью, со вкусом подобранной цветовой гаммой, оригинальностью фасонов, отделкой ручной работы. В этом заслуга Педагогов, Вас, художника по костюмам, который входит в число педагогов нашего ансамбля.
Создавая костюм к поставленному танцу, руководитель, педагоги вместе с художником выбирает его цветовую гамму. Ведь если костюмы исполнителей будут монотонными, серыми, то они погубят любой, самый замысловатый рисунок танца. Надо помнить, что в состав танцевального костюма так же входят и аксессуары: платки, цветы, головные уборы, банты, обувь.
|
Каждая принадлежность костюма не может быть просто украшением или дополнением. Все работает на образ – таков закон сцены.
В репертуаре ансамбля современного танца «Спектр» преобладают современные направления танцев. А именно джаз, модерн, современная хореография. Обязательным условием является единство содержания, характера движения, музыки и костюма исполнителей. Костюмы к разным детским танцам надо выполнять, обязательно руководствуясь репертуарным материалом, умело внося изменения в костюмы, соответственно возрасту юных исполнителей. Результатом должен стать не только красивый и легкий, но и удобный в движении костюм, не стесняющий любые па танца(вращения, прыжки, взмахи рук и т.д.) Костюм для танца должен быть театрализован, оставаясь в то же время эстрадным. А любой театральный костюм подчиняется определенным сценическим требованиям (свет, расстояние, расположение исполнителей на сцене и т.д.) Его нельзя перегружать мелкими деталями, т.к. они не будут видны зрителю; нельзя использовать ткани блеклого цвета: полутона на сцене сливаются, создают одинаковый колорит. Особое внимание надо обращать на сочетание цвета тканей для костюмов(учитывая рисунок массового танца) или гармонию расцветки костюма(сольные, парные танцы).
При оформлении любого танца педагоги и автор танца Юного Постановщика встречаются с большими затруднениями и в выборе фактуры тканей. Некоторые стремятся сделать костюмы из очень дорогих материалов, считая, что в этом залог успеха. Но далеко не всегда богатые шелк, бархат и обилие блеска современных тканей типа «чешуя из пайеток» повышают художественную ценность номера. Всего должно быть в меру, все нужно выполнить со вкусом и продумать до мелочей.
|
В сюжетных танцах костюмы исполнителей очень важны еще и потому, что они подчеркивают определенный образ того или иного персонажа, но только подчеркивают, а не создают натурально, например за счет каких-то смешных или наоборот, пугающих деталей костюма героя.
Оформляя в коллективе детские танцы в классическом стиле(вальсы цветов, снежинок, бабочек и т.д.) часто детей одевают в балетные пачки – костюм красивый, для девочек очень привлекательный, но и ко многому обязывающий! Ведь балетную пачку надо «уметь носить». То есть необходима определенная манера держать себя, та осанка, которая приобретается артистами балета в результате продолжительных занятий у станка. Пачка требует особых положений корпуса, движений рук, постановки ног. В противном случае этот балетный костюм на сцене только подчеркнет недостатки и несовершенство техники юных участников коллектива.
Все участники ансамбля современного танца «Спектр», уделяют костюму особое внимание. Например, готовя оформление танцевального номера в ансамбле современного танца «Спектр», мы обязательно привлекаем к этому и самих юных исполнителей. Костюмы в большинстве случаев шьем сами, а потом кропотливо работаем над их декором в современном или классическом стиле. Самостоятельно готовим и необходимый реквизит – предметы, с которыми будет исполняться данный танец. Нам всем, и педагогам и детям, очень нравится вся эта работа. И недаром говорится, что сделанное своими руками всегда дороже!
Поэтому на каждое выступление ансамбля у нас назначаются дежурные. Они выдают и принимают костюмы, следят, чтобы участники ансамбля выходили на сцену только в хорошо отглаженных и аккуратно надетых костюмах и головных уборах, а после выступления, чтобы каждый сдал свой костюм в полном порядке. На выездных выступлениях ансамбля дежурные подсчитывают и упаковывают костюмы, обувь и все атрибуты к танцу для переноски или размещения их в автобусе.
Очень приятно, когда жюри хореографических конкурсов различного уровня, да и зрители на всех выступлениях нашего коллектива отмечают красоту, стиль и прекрасный дизайн костюмов любого танца «Спектра».
С первых дней занятий в коллективе у юных танцоров к костюмам должно воспитываться особое отношение. Право одеть концертные костюмы нужно заслужить и заработать! И, конечно, нужно очень бережно относиться к ним, помня, что костюмы перейдут потом к младшим участникам коллектива.