ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ




Содержание коррекционного обучения в каждом из предлагаемых направлений определяется рядом исходных положений.

1. Анализ литературы в области лингвистики и психолин­гвистики указывает на тесную взаимосвязь процессов воспри­ятия и проговаривания структуры лексических единиц, что свидетельствует об их сложной интермодальной сущности. Адекватность восприятия определяется возможностью ориен­тироваться в сложном внутреннем пространстве языковой еди­ницы, в системе взаимоотношений ее компонентов. Проговаривание слова является процессом последовательного развора­чивания линейной структуры во времени и пространстве. При восприятии и проговаривании вербальная конструкция обле­кается в ритмические формы, стремится к произносительному удобству и подчинена в своем существовании законам эвфо­нии. Данные литературных источников, материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что процессы воспри­ятия и произнесения слов различного структурного наполне­ния выступают как полярные проявления одной лингвистиче­ской способности. Рассматриваемое положение является опре­деляющим для включения в коррекционную работу направле­ний по развитию и совершенствованию способности не только к проговариванию, но и к восприятию лексических единиц различной структурной сложности.

2. Анализ литературы различных областей научного знания (психолингвистики, психофизиологии, психологии) и экспериментальные материалы показывают, что закон опережающего отражения действительности, выдвинутый П.К. Анохиным в качестве общего принципа существования материального мира, является частной характеристикой для процессов восприятия и порождения речи. Проявлением данной общепсихологической закономерности в восприятии выступает механизм вероятностного прогнозирования, а в проговаривании - механизм упреждающего синтеза, суть которых заключается в опознании целой структуры и пред­видении последующего ее элемента. При этом функциониро­вание указанных механизмов определяет возможность посегментного одностороннего правонаправленного анализа (и последующего синтеза) воспринимаемой и произносимой структуры. При участии механизма идентификации в коре головного мозга человека образуется чувственный конкрет сенсорного эталона, различные характеристики которого должны быть генерализованы. Адекватность идентифика­ции и генерализации денотатов обеспечивается контролем языковой правильности, названным А.А. Леонтьевым меха­низмом регуляции. При разработке содержания коррекционных направлений особая роль отводится учету значимости функционирования указанных механизмов для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.

3. Теоретические и экспериментальные данные в облас­ти исследования онтогенеза речевого развития свидетельст­вуют о том, что для нормативного восприятия и произноше­ния структуры лексических единиц требуется определен­ный уровень сформированности ряда неречевых процессов, а именно, оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритми­ческого), а также возможностей построения двигательных серий. Дефицитарность указанных процессов патологиче­ским образом проецируется на функционирование механиз­мов вероятностного прогнозирования, упреждающего синте­за, посегментного анализа языковых единиц, что сказывает­ся на восприятии и произнесении слов различной структу­ры. Результаты констатирующего эксперимента явились оп­ределяющим фактором для включения в содержание коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР направления, посвященного развитию и совершенствованию оптико-пространственной

ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серий­но-последовательной обработке информации.

4. Нейропсихологические, психологические, физиологи­ческие характеристики оптико-пространственной ориента­ции, возможностей динамической и ритмической организа­ции движений и действий, способности к серийно-последова­тельной обработке информации, данные обследования детей позволяют оценить значимость указанных процессов для раз­вития слоговой структуры слова и определить их как базовые предпосылки ее становления. Определяющим принципом по­строения этапов коррекционного воздействия явился учет обязательного опережающего формирования базовых предпо­сылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными наруше­ниями речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: